Зигмунд Фрейд
«По ту сторону принципа удовольствия»
«По ту сторону удовольствия» — работа о природе психотравм и соотношении удовольствия с неудовольствием. Познакомимся с ней ближе.
«По ту сторону удовольствия» — одна из ключевых работ Зигмунда Фрейда. Там он впервые подробно описал понятия «Я», «Сверх-я», «Оно» и поставил вопрос о влечении человека к смерти.
📚 Фрейд издал «По ту сторону принципа удовольствия» в 1920 году. В ней, помимо прочего, он выдвинул рабочую гипотезу психоанализа: духовная жизнь человека отмечена стремлением максимально снизить или сохранить уровень возбуждения. А все, что возбуждение повышает, приводит к неудовольствию.
🙅♂️ Наша духовная жизнь не сводится исключительно к принципу удовольствия. Она может ему противодействовать — это называется «принцип реальности». Принцип реальности помогает отсрочить получение удовольствия для его достижения в долгосрочной перспективе. В это время человек испытывает неудовольствие, от которого никуда не убежать: многие желанные вещи невозможно получить сразу. Другой источник неудовольствия — влечения, вытесненные в процессе образования человеческого «Я». Например, нежелательные сексуальные влечения.
🤯 Адекватно работающий психический аппарат подчиняется одновременно принципу удовольствия и принципу реальности. Но бывает и так, что принцип удовольствия оказывается перегружен. Это приводит к «травматическим ситуациям», которые наступают после сильных эмоциональных потрясений. Одну из них Фрейд иллюстрировал на примере игры своего полуторогодовалого внука Эрнста.
Фрейд изучал работу психического аппарата не только на пациентах, но и на внуке.
🧸 Фрейд наблюдал за игрой своего внука Эрнста. У мальчика была привычка разбрасывать игрушки, особенно деревянную катушку с привязанной к ней бечевкой, с характерным возгласом «О-о-о-о!», что, по мнению домочадцев, означало «Прочь!». Эрнст выкидывал катушку за край кровати, пока она полностью не исчезнет, а затем доставал ее за бечевку и говорил: «Вот!». В обычной забаве маленького ребенка Фрейд увидел мотив исчезновения и возвращения, который отражал отношения Эрнста с матерью.
👩 Мальчик играл с катушкой, пока матери не было рядом. Фрейд сделал вывод, что катушка символизировала мать, а своей игрой Эрнст ограничивал влечения к ней (отказывался от их удовлетворения), воспроизводя мучительный уход. В то же время, это импульс мести матери за то, что она его покинула. Так, ребенок выплескивал обиду, будто швыряя мать прочь и проявляя тем самым активную роль вместо пассивной.
👀 Одновременно исчезновение является залогом возвращения. Эрнст не расставался с игрушкой навсегда, и, судя по наблюдениям, больше всего удовольствия ему приносило появление ее из-под кровати. Он пытался взять поведение матери под свой контроль, раз за разом моделируя ее возвращение. Так, происходит психическая переработка неудовольствия в ситуации, когда господствует принцип удовольствия — по велению ребенка мама всегда находится рядом.
🤔 Что является индикатором принципа удовольствия? Снижение уровня напряженности, дискомфорта сознания и вытеснение неудовольствия. Но то, что мы вытеснили, можно вернуть через принцип реальности. Когда мы еще раз переживаем то, что приносило нам неудовольствие в прошлом, оно не противоречит принципу удовольствия в настоящем. Например, когда мы вновь переживаем инфантильные сексуальные желания из детства во взрослом возрасте, они выводятся из серой зоны нашего сознания, сталкиваются с реальностью и разбиваются.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день