angle-down facebook instagram vkontakte warning

Игра в литературе

Литературные мистификации: «Роман с кокаином»

Громкая мистификация из истории русской литературы — «Роман с кокаином», подписанный фамилией М.Агеев. Кто скрывался за этим псевдонимом, удалось разгадать лишь спустя несколько десятилетий.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

📖 Русский роман из Парижа. В первой половине 20 века русский эмигрант в Париже, под псевдонимом М. Агеев написал «Роман с кокаином». Это был роман на русском языке, опубликованный в парижском еженедельнике «Иллюстрированная жизнь». Роман быстро набрал популярность, но личность автора долгое время оставалась для читателей тайной.

🤷‍♂️ Никто не знал, кто такой М. Агеев, поэтому авторство романа пытались приписать многим из русских писателей. Долгое время автором считали Владимира Набокова, потому что стиль письма напоминал его. Но он все отрицал.

🔎 Личность автора выяснили только в 90-х годах. Это был Марк Леви — деятель парижской эмиграции. Он работал в сфере книгоиздания, написал это роман и зашифровал себя под псевдонимом М. Агеев. Были опубликованы письма Леви, в которых содержались отрывки романа и записка Советскому правительству.

📝 В 1997 году российский архивист Андрей Серков опубликовал письма Марка Леви русскому поэту Николаю Оцупу. До этого письма хранились в личном архиве писателя в Институте славянских исследований в Париже. Опубликовав их, Серков окончательно доказал, что автором «Романа с кокаином» был Леви.

✏️ Новые подробности. В письмах были отрывки романа, которые не вошли ни в одно издание. Например, завершающая фраза: «Это было все, что осталось после Вадима Масленникова, если не считать заношенного белья, рваного платья и маленького, желтого стекла, пузырька, на этикетке которого значилось: 1 gr. Cocain hydrohlor. E.Merk in Darmstadt».

✈️ Леви хотел вернуться в Советский Союз. Когда правительство пыталось привлечь эмигрантов, убедить их вернуться на родину, многие культурные деятели возвращались. Но многие из них потом пострадали от этого, например, у Цветаевой муж и сын оказались в заключении. Леви тоже пытался вернуться в советскую Россию и писал в пояснительной записке для чиновников, что он действительно написал этот роман, но ради шутки, и серьезно к нему не относится. Он не хотел, чтобы этот роман бросал тень на его нравственный облик.

🤫 Подсказка от автора. Ключ к роману — связь реальности с художественностью. В романе действуют живые люди, с которыми Леви сталкивался в жизни. Мы привыкли, что литература изменяет реальность, но Леви решил добавить в роман живых людей, таким образом, намекнув на собственную личность.

🧑‍🎓 Героя зовут Вадим Масленников. Он стремится взять от жизни все. Вадим одновременно порочен и стыдлив: он высокого мнения о себе и открыто презирает окружающих, но иногда ему становится не по себе от своих действий.

👎 Описанные юношей поступки часто безнравственны: он ворует, поднимает руку на свою мать, влюбляется в девушку, и зная, что болен сифилисом, заражает ее. Масленников упивается своей порочностью и вместе с тем испытывает жгучую вину. Давайте прочитаем несколько фрагментов романа.

😒 К матери Масленников относится без уважения. Он считает себя лучше ее и не скрывает презрение:

🗣 «Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды, выпускали во двор и на нижней площадке лестницы, я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что видно она не стерпела и принесла его с собой. Мать, однако стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще больше усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили. Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней».

🗣 «На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка, что пришла она ко мне с письменными рекомендациями, и что если угодно, то я с ней познакомлю: они смогут за ней не без успеха поухаживать. Высказав все это, я, не столько по сказанным мною словам, сколько по ответному хохоту, который они вызвали, почувствовал, что это слишком даже для меня, и что говорить этого не следовало. Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за нее сердце».

😑 К девушке Зиночке, с которой герой познакомился случайно, герой относится не менее презрительно. Он с самого начала понимает, что заразит ее, а потом бросит, и не видит в этом ничего плохого:

🗣 «Когда через час, или сколько там, мы снова вышли, то еще во дворе я спросил Зиночку, в какую ей сторону надо идти, чтобы, обозначив свой дом в направлении противоположном, тут же у ворот навсегда с ней распроститься. Так поступалось всегда по выходе от Виноградова».

🗣 «Но если к таким расставаниям навсегда меня обычно побуждала сытая скука, а подчас и гадливость, — чувства, которые (хоть я и знал, что через день пожалею) мешали поверить, что завтра эта девочка снова сможет стать желанной, — то теперь, отсылая Зиночку, я испытывал только досаду.

Я испытывал досаду, потому что в номере, за перегородкой, зараженная мною Зиночка не оправдала надежд, продолжая оставаться все той же восторженной и потому бесполой, как и тогда, когда говорила — ах, как чудно. Раздетая, она гладила мои щеки, приговаривая — ах, ты моя любонька, ты моя лапочка, – голоском, звеневшим детской, ребяческой нежностью, — и нежность эта, не кокетливая, нет, а душевная, — совестила меня, не дозволяя целиком выказать себя в том, что принято называть бесстыдством…»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;