angle-down facebook instagram vkontakte warning

Игра в литературе

О том, что такое игра

Игра сопровождает нас всю жизнь. Мы играем в песочнице в детстве, в компьютерные игры в юношестве и сидим за настолками с друзьями во взрослой жизни. Но игра — широкое понятие, которое включает в себя не только очевидные примеры. Давайте разберемся, почем

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

📜 Аристотель считал игру серьезным занятием. Он был уверен, что это не всегда дурачество или попытка посмотреть на ситуацию в комическом ключе, игра бывает и серьезной. Аристотель первым начал говорить о том, что игра по установленным в обществе правилам отличает человека от варвара. Он упоминал об этом вскользь, а в 20 веке на основе этого появилась серьезная теория.

👀 Интересно, что ни в одной из мифологий мы не найдем Бога игры. Бог винопития есть, Бог войны тоже, а Бога игры нет. Но можно увидеть изображение играющего божества. Игра никогда не понималась как абстрактное понятие, ее считали важной деятельностью, деятельностью богов. Когда в культуре появляется игра, она всегда выходит за рамки бытовой жизни. Через игру человек стремится переделать мир, создать его заново.

🦹‍♀️ Игра в бытовом смысле существовала давно. У нее, как и у повседневной жизни, были разные формы. Например, в разговоре о войне мы употребляем выражение «театр военных действий». Война — это социальная игра, которая имеет свои правила, и люди этим правилам должны подчиняться. А в 18-19 веках игра была более очевидной: балы, маскарады, социальные игры с вымышленными именами античных богов.

🏔 Игра — это основа, которая позволила родиться человеческой культуре. Нидерландский философ Йохан Хёйзинга написал книгу «Homo ludens», то есть «Человек играющий». В книге автор основательно доказывает, что человеческая культура появилась в результате игры.

Игра обладает большим культуротворческим потенциалом. И вот почему 👇

🔹 Любая игра предполагает, что люди действую по строго установленным правилам. Участники заранее договариваются правилах и следуют им в течение всей игры. Если ты не следуешь правилам — не играешь. Вспомним даже детские игры на площадке, например, в догонялки. Если тебя догнали, ты водишь. Если не подчиниться этим правилам, некому будет водить, игра закончится.

🔹 Игра — это деятельность, ограниченная ролью. Человек не просто хаотично следует правилам, он примеряет на себя разные роли. Так игра стала мощным ограничителем для человеческого поведения.

🙌 Хёйзинга разделяет игру и понятие морали. Он утверждает, что игра подготовила почву для появления моральных норм. Не все исследователи игры связывают ее с моралью, многие уверены, что игра часто существует ради самой себя, что человеческое общество играет чаще, чем можно предположить.

📖 Давайте прочитаем фрагмент из книги Хёйзинги об игре:

🗣 «Игра не может быть обоснована никакими рациональными связями, ибо укорененность в рассудке означала бы, что предел ее — мир человеческий. Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения. Каждое мыслящее существо в состоянии тотчас же возыметь перед глазами эту реальность: игру, участие в игре — как нечто самостоятельное, самодовлеющее, даже если в его языке нет слова, обобщенно обозначающего это понятие. Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя. Но вместе с игрою, хотят того или нет, признают и дух. Ибо игра, какова бы ни была ее сущность, не есть нечто материальное.

Уже в мире животных она вырывается за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть в полном смысле слова superabundans, нечто избыточное. Лишь через вторжение духа, который сводит на нет эту безусловную детерминированность, наличие игры становится возможным, мыслимым, постижимым. Существование игры непрерывно утверждает, и именно в высшем смысле, сверхлогический характер нашего положения в космосе. Животные могут играть, следовательно, они суть уже нечто большее, нежели механизмы. Мы играем и знаем, что мы играем, следовательно, мы суть нечто большее, нежели всего только разумные существа, ибо игра неразумна.

Обратив свой взгляд на функцию игры не в жизни животных и не в жизни детей, но в культуре, мы вправе подойти к понятию игры там, где биология и психология его не затрагивают. Игра в культуре предстанет тогда как некая данность, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая ее от истоков вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель. Он всюду обнаруживает присутствие игры как определенной особенности или качества поведения, отличного от обыденного поведения в жизни».

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;