Валерий Гаврилин
Телебалет «Анюта»
С телебалета «Анюта» началось интересное и плодотворное сотрудничество композитора Гаврилина и режиссера Белинского. Балет по мотивам рассказа Чехова «Анна на шее» получил признание не только на родине, но и во всем мире.
Музыка для балета стала новой и неожиданной гранью творчества Гаврилина. Обсудим, как композитор к этому пришел, и разберем его самый знаменитый телебалет «Анюта».
🩰 Случай балета «Анюта» во многих аспектах уникальный. Когда экранизируют балеты, которые уже ставили на театральных сценах, это неудивительно. Но с «Анютой» ровно обратная ситуация — балет, который изначально создавался в качестве фильма, позднее был перенесен на сцену.
🎥 Идея создания кинокартины принадлежала режиссеру Александру Белинскому, который уже работал над несколькими фильмами-балетами — «Галатея», «Жиголо и Жиголетта», «Старое танго». Теперь же он задумывал создать что-то по мотивам произведений Чехова, но еще не знал, что именно. Также он не знал, к кому обратиться для создания музыки. Но однажды режиссер услышал вальс, который написал Гаврилин, и в этом произведении Белинский нашел чеховские мотивы. Сам Гаврилин так говорил о своем приходе в балет:
🗣 «Отношения с балетом у меня складывались любопытно и непредсказуемо. Еще студентом консерватории некоторое время я был концертмейстером в балете <...> но сочинить балет не дерзнул. Обратил меня в эту веру <...> Александр Белинский, поставивший на телевидении ряд интересных музыкальных спектаклей. Опытный режиссер, он разглядел в отдельных фрагментах музыки, написанной мною лет 15–20 назад, балет на сюжет чеховского рассказа „Анна на шее“. <...> Конечно, для меня самого это было неожиданно: оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы! Но если вдуматься, то это не так уж удивительно. Чехов — мой любимый писатель, каждый год перечитываю его рассказы. Ранимость, незащищенность, особая деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости — все это мне хотелось выразить в музыке».
💔 После того, как Белинский услышал музыку Гаврилина, ему пришла идея о подходящем сюжете — чеховский рассказ «Анна на шее». Это трагичная история о девушке из бедной семьи, которая жертвует своей любовью к студенту и выходит замуж за нелюбимого, но богатого человека. Анна рассчитывает, что таким образом спасет семью от нищеты, но надежды рушатся — муж оказывается человеком скупым, вместо этого отправляет Анну в свет, чтобы самому добиться карьерного продвижения. Постепенно светская жизнь поглощает Анну, и эта мысль о поругании женской души становится основной в сюжете произведения.
Екатерина Максимова, исполнительница роли Анны, также вспоминала о замысле балета:
🗣 «Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго ходил вокруг „Скверного анекдота“, а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий „чеховский вальс“. Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — „Анна на шее“. <…> Для „Анюты“ Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина».
1. Режиссер Александр Белинский
2. Актриса и балерина Екатерина Максимова
3. Афиша балета «Анюта»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы обсудили историю появления балета «Анюта», а теперь рассмотрим особенности сценографии и постановок.
🩰 Постановщиком «Анюты» был прославленный балетмейстер Владимир Васильев. Хореографические номера балета он ставил как «монтажную хореографию». Танец в фильме-балете снимали фрагментами, а крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимали несколько мест действия, иногда — параллельную хореографическую жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма «Жиголо и Жиголетта». Сам балетмейстер так говорил о работе над телебалетом:
🗣 «Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссера, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели „монтажно“. <...> Каждый раз на практике познаешь все новые закономерности. В искусстве невозможно все постичь. Только дилетантам кажется, что они все знают».
📖 В постановке «Анюты» стоит обратить особое внимание на эпизод «семейного альбома», который перелистывает отец Анны. В его воспоминаниях возникает маленькая Анюта в исполнении Киры Кирилловы, ее отец в исполнении Владимира Васильева и умершая мать в исполнении Екатерины Максимовой. В своем произведении Чехов так описывает эту сцену: «Ее покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и возилась с Аней и одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку».
🏆 Премьера фильма-балета «Анюта» состоялась 1 мая 1982 года на Центральном телевидении. Успех «Анюты» был ошеломительный — в 1982 году фильм завоевал приз «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», в 1983 году удостоился золотого приза на X Всесоюзном телевизионном фестивале в Алма-Ате, а также получил Государственную премию РСФСР. Фильм приобрел международное признание — его закупили и показали в 114 странах.
🎭 На волне успеха телебалета «Анюта» его создатели задумались о сценической версии постановки. В период гастролей балетной труппы Большого театра в Америке, когда сцена была свободной, Владимиру Васильеву предложили что-нибудь поставить — к тому времени у него уже был некоторый опыт. Для сценической версии дирижер Станислав Горковенко добавил музыки, и рамки действия постановки немного расширились. Премьера спектакля состоялась 21 января 1986 года в Неаполе, а премьера на сцене Большого театра — 31 мая 1986 года.
1. Балетмейстер Владимир Васильев
2–3. Сцены из телебалета «Анюта»
Мы узнали историю создания и постановок «Анюты», а теперь время поговорить о музыке балета и ее связи с творчеством Чехова.
🎶 Творчество Чехова само по себе музыкально — в нем можно найти и сонатные формы, и «звучащие» паузы. Исследователь Борис Асафьев указывал, что на Чехова во многом повлияла оперная драматургия Чайковского. В чем они точно сходятся, так это в поэтизации быта. У Чайковского это проявляется в возвышении «низких» жанров и наполнении их духовностью. В этом смысле музыка Гаврилина наследует принципы Чайковского: Гаврилин также был убежденным поборником «низких» жанров, последовательно и неотступно воплощал их в своем творчестве.
🌟 Но в «Анюте» Гаврилин отталкивается не столько от традиций Чайковского, сколько от чеховского постижения бытовой сферы. У Чехова отношение к быту амбивалентно: наравне с мотивом поэтизации в рассказах и драмах неизменно звучит мотив гибельности и враждебности обыденного существования, которое разъедает и растлевает душу. Двойственная природа чеховского бытописания передается и в характере музыки Гаврилина. Уже в самых первых тактах партитуры, в звучании «вальса с фальшивизмами» присутствуют невысказанная тоска и меланхолия. Так в бытовой жанр сразу же вносится элемент остранения. Жанр перестает играть функцию исключительно иллюстративную и поднимается на уровень характеристичности, который выражает сложную образную полифонию.
🎹 В музыке фильма-балета композитор показывает звуковую картину эпохи в ее почти исчерпывающей полноте. Здесь и целая «танцевальная энциклопедия» — вальс, галоп, полонез, тарантелла, полька, и гром военных оркестров — марш, и надрывный голос шарманки, и уютное домашнее музицирование, и колокольность, и бой часов. Каждая из звуковых сфер тянет за собой цепь ассоциаций, которые порождены «памятью жанра» — каждый конкретный жанровый образ наделяется большой обобщающей силой.
📖 Рассказ «Анна на шее» сам по себе весьма музыкален — там много эпизодов, которые наполнены музыкой, более того, музыку в рассказе можно рассматривать в качестве самостоятельного смыслового пласта. Уже в самом начале есть мотив убитого буднями праздника — вместо свадебного бала с танцами и весельем новобрачные отправляются на богомолье. Дальнейшее движение «музыкальной» темы в рассказе — это ее постепенное освобождение и движение к кульминации в финале: «...Она уже поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками, и давнишний страх ее перед силой, которая надвигается и грозит задавить, казался ей смешным». Также интересен контраст музыки домашней, несвободной, и музыки природных, открытых пространств, которая свободу возвращает.
🩰 Эту же двойственность перенес Гаврилин в музыку фильма-балета. Также композитор обогащает образы героев и пространств подходящим музыкальным сопровождением. Так, в музыке департамента проявляется его казенность — галоп звучит как пляска-машинерия, как танец заведенных существ-автоматов. Появление Его сиятельства сопровождается гаммообразным унисоном медных с характерным глиссандированием. Появления отца Анюты сопровождаются скрипичными соло, а образы братьев — фортепианными «штудиями», барабанным тремоло — Модест Алексеевич. Центральный образ Анюты более многозначен — его характеристика слагается из нескольких тем. Но все же в нем есть доминирующий тембр-образ — флейта, и ведущий жанр — вальс. В дуэте со Студентом он медленный, лирический, в сцене с Его сиятельством — кокетливый, ветреный «вальс обольщения».
Давайте теперь посмотрим записи балета «Анюта» — полную версию 1982 года, а также «Тарантеллу» в исполнении Екатерины Максимовой.
→ Телебалет «Анюта»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 1 час 8 минут
→ «Тарантелла» из балета «Анюта»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 3 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день