Валерий Гаврилин
Телебалеты «Дом у дороги», «Подпоручик Ромашов», «Женитьба Бальзаминова» и итоги урока
После успеха «Анюты» Гаврилин и Белинский создали еще три балета, которые также стали событиями в музыкальной жизни страны.
Мы уже знакомы с телебалетом «Анюта», с которого началась работа Гаврилина над музыкой к балетам. Теперь продолжим эту тему и посмотрим, для каких еще постановок Гаврилин сочинил музыку.
🏡 Телебалет «Дом у дороги». После успеха «Анюты» Гаврилин продолжил сотрудничество с режиссером Белинским и создал для него музыку еще к нескольким фильмам. В 1984 году результатом их совместного творчества стал телебалет «Дом у дороги» по мотивам поэзии Александра Твардовского. В центре сюжета — Андрей, русский крестьянин, ставший солдатом. Танцевальное полотно балета пронизано пафосом подвига и вместе с тем мягкой теплотой. Также в этом балете отчетливо проявились трагедийные черты музыки Гаврилина.
→ Телебалет «Дом у дороги»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 39 минут
💂♂️ Балет «Подпоручик Ромашов». 20 июля 1985 года в Ленинградском театре современного балета состоялась премьера одноактного балета «Подпоручик Ромашов» по повести Александра Куприна «Поединок». Сценаристом и балетмейстером выступил Борис Эйфман, музыку написал Гаврилин. Композитору удалось создать яркую, мелодичную, образную музыку, которая открывала простор для фантазии хореографа и воздействовала на зрителей. Сценография балета скупа, но выразительна — огромный армейский шатер-палатка как бы парит над действием, а монотонная зеленоватость армейской формы оттеняется пестротой женских нарядов.
→ Балет «Подпоручик Ромашов»
⏱> Время просмотра: 50 минут
🤵 Фильм-балет «Женитьба Бальзаминова». В основу «Женитьбы Бальзаминова» легла трилогия Островского о Михаиле Бальзаминове — «Праздничный сон до обеда», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». Работа над музыкой и фильмом шла одновременно. В марте 1989 года композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова», который уже нашел свое киновоплощение в фильме Белинского. Это стало последней совместной работой режиссера и композитора. Балет существует не только в форме кинофильма, но и как театральный спектакль. Первое его театральное воплощение прошло в 1990 году в Новосибирском театре оперы и балета. Его поставил главный хореограф Вадим Бударин по собственной сценарной разработке.
→ Фильм-балет «Женитьба Бальзаминова»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время просмотра: 1 час 1 минута
Повторим, что мы узнали в этом уроке.
Валерий Гаврилин родился в Вологде, в семье педагогов. Но судьба его семьи трагична — отец погиб на фронте, когда будущему композитору было всего два года, а через несколько лет арестовали его мать по ложному обвинению. Так совсем юный Гаврилин оказался в детдоме.
Музыкальные способности мальчик начал проявлять рано — в детдомовские времена он начал петь в хоре, потом учиться играть на фортепиано в музыкальной школе и даже пробовать сочинять собственные произведения. А потом ему выпал счастливый билет — преподаватель Ленинградской консерватории оценил талант Гаврилина и советовал поступать в школу-десятилетку при консерватории.
Гаврилин успешно закончил и школу-десятилетку, и потом консерваторию, где учился не только композиторскому ремеслу, но также увлекся и исследованием фольклора. Сразу после окончания консерватории он пишет цикл «Русская тетрадь», который высоко оценило музыкальное сообщество, а композитор получил за него Государственную премию им. Глинки. В дальнейшем Гаврилин много работает с музыкой для театральных постановок и неожиданно находит себя в балетном творчестве.
Вспомним, какие произведения Валерия Гаврилина мы обсудили.
🇩🇪 «Немецкая тетрадь № 1». В основу этого вокального цикла легла детская работа «Красавица-рыбачка» на стихи Генриха Гейне.
Видеопример на Ютубе | 22 минуты
🇷🇺 «Русская тетрадь». Это первый большой успех Гаврилина, за который он получил Государственную премию имени М.И. Глинки.
Видеопример на Ютубе | 36 минут
🌙 «Вечерок». Еще один вокальный цикл композитора, кот>орый на этот раз переосмысляет эстетику романса. Гаврилин задумывал две части цикла, но вторую так и не дописал.
Видеопример на Ютубе | 7 минут
🤹♂️ «Через сто лет в березовой роще» и «Скоморохи». Гаврилин работал над музыкой к спектаклю «Через сто лет в березовой роще» по пьесе Коростылева. Фрагменты оттуда позже вошли в ораторию «Скоморохи».
Видеопример на Ютубе | 20 минут
📨 «Три мешка сорной пшеницы» и «Военные письма». Замысел музыкальной поэмы «Военные письма» появился, когда Гаврилин сочинял музыку к спектаклю «Три мешка сорной пшеницы» и задумался о собственных воспоминаниях о войне.
Видеопример на Ютубе | 32 минуты
🔔 «Степан Разин» и «Перезвоны». Михаил Ульянов позвал композитора сочинить музыку для спектакля «Степан Разин». Так Гаврилин глубже познакомился с творчеством Шукшина и задумал «Перезвоны».
Видеопример на Ютубе | 1 час 25 минут
🩰 Балет «Анюта». Режиссер Александр Белинский услышал вальс Гаврилина и понял, что это однозначно чеховский вальс. Так началось плодотворное сотрудничество режиссера и композитора.
Видеопример на Ютубе | 1 час 8 минут
🎭 Телебалеты «Дом у дороги», «Подпоручик Ромашов», «Женитьба Бальзаминова». Гаврилин и Белинский продолжили совместную работу и создали балеты по мотивам Твардовского, Куприна и Островского.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день