Валерий Гаврилин
Музыка к спектаклю «Через сто лет в березовой роще» и оратория «Скоморохи»
Замысел оратории «Скоморохи» родился, когда Гаврилин работал над музыкой к спектаклю «Через сто лет в березовой роще». Гаврилин несколько раз дорабатывал сочинение, и премьера финальной версии состоялась в 1986 году.
Мы начинаем знакомиться с творчеством Валерия Гаврилина для театра. Поговорим о двух его работах — музыке для спектакля «Через сто лет в березовой роще» и оратории «Скоморохи».
🎭 В 1966 году в ленинградском театре имени Ленсовета режиссер Игорь Владимиров ставил пьесу «Через сто лет в березовой роще». Автором пьесы был драматург и сценарист Вадим Коростылёв. А для работы над музыкой к спектаклю пригласили Валерия Гаврилина. И хотя судьба постановки была печальной, нам интересно посмотреть на нее как на предтечу последующего произведения «Скоморохи».
📖 Для начала надо сказать несколько слов об авторе пьесы, Вадиме Коростылёве. Он с детства любил театр, учился в театральной студии Станиславского, а в 1943 году поступил в Литинститут им. Горького на поэтическое отделение. Но перед выпуском бросил учебу, уехал в экспедицию в Арктику, привез оттуда два поэтических сборника, но успеха у публики они не имели. Но зато Коростылёв нашел себя в театре и кино. В 1955 году Олег Ефремов поставил детский спектакль «Димка-невидимка» по пьесе Коростылёва и Михаила Львовского. А в 1957 году вышла постановка по пьесе «О чем говорят волшебники» — переосмысление «Доктора Айболита». Именно эта пьеса стала основой для сценария знаменитого фильма «Айболит-66». Также Коростылёв — автор текста к песне «Хорошее настроение» из фильма «Карнавальная ночь».
😔 Но не у всего творчества Коростылёва была такая же радужная судьба. Он попал в «черный список» газеты «Советская культура» — его запрещали, а из афиш спектаклей, которые ставили по его пьесам, вымарывали его имя. Один из его коллег, преуспевающий и приближенный к властям драматург, много лет травил его доносами — не пускал в «драматургию для взрослых». Тем печальнее, ведь у Коростылёва был редкий исследовательский дар, благодаря которому он создал семь исторических пьес. Среди них — «Шаги командора» о Пушкине и «Через сто лет в березовой роще» о декабристах, которая нас и интересует.
О сотрудничестве с Коростылёвым Гаврилин отзывался так:
🗣 «Меня пригласили... на спектакль... Там я познакомился с Вадимом Николаевичем Коростылёвым. Автор поэтичный, философичный, ученик Тынянова, человек тыняновской школы. Я влюбился в эту пьесу. Там были такие стихи!»
📜 Для спектакля Гаврилин написал четыре скоморошьих хода, как их назвал автор — «Как цари убили смех на Руси», «Скоморох смеется над барином, идущим на восстание», «Скоморох пугает царей страхом» и «Про царево убиение». Также были созданы Императорский вальс, монашеский хор, хор царей, Николаевский марш и Шествие на Петровскую площадь. Но спектакль прошел всего три раза в 1967 году и после этого был снят — по всей видимости, показался партийному руководству слишком острым. Гаврилин вспоминал:
🗣 «… мне было жаль, что музыка пропадет. Но я доработал, сделал сочинение более симфоническим, обновил вокальную строчку, добавил несколько сцен на народные тексты. Это первое сочинение, где я как-то нащупал форму действа. Я уже тогда понял, что оперный театр для меня, так же, как и для других моих коллег, недосягаем, и сохранил скрытную сюжетность. В идеале это сочинение предназначено еще и для миманса и балета».
🎼 В партитуру уже нового произведения вошли четыре скоморошьих хода и Императорский вальс. Партитуру оратории для солиста, хора и оркестра Гаврилин отдал Александру Владимирцову, руководителю эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского телевидения и радио. Так в 1967 году возникла первая редакция оратории «Скоморохи».
1. Вадим Коростылёв
2. Обложка сборника «Семь пьес», куда вошла «Через сто лет в березовой роще»
3. Первые страницы пьесы «Через сто лет в березовой роще»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь обсудим, как Гаврилин работал над созданием «Скоморохов».
🤹♂️ В первую редакцию «Скоморохов» вошли номера из постановки «Через сто лет в березовой роще». Но Гаврилин продолжал работу над ораторией, и в 1970 году добавил туда новые номера. Среди них — «Скоморохи на Невском», «Сказка», «Черная река», оркестровые эпизоды «Шествие на Петровскую площадь», «Государева машина» и «Скоморохи на природе», небольшие, но важные драматургически «Ой, вы, песни» и «Скоморошек молодой», в которых появляется еще один солист — мальчик-дискант. Но и у этой редакции был непростой путь к сцене — премьера состоялась лишь спустя восемь лет, 19 января 1978 года, в Большом концертном зале «Октябрьский».
🚫 Смелые и неудобные для власти тексты «Скоморохов» заставили Горлит наложить запрет на дальнейшие исполнения произведения. Сам Гаврилин уже после распада СССР комментировал это так:
🗣 «Я всегда считал, что художники — это люди, которые говорят правду. Так, как могут ее говорить. <...> Работая над „Скоморохами“, я и старался сказать правду, сколько я ее знал и сколько я ее чувствовал. Это действительно
путешествие по России. С одной стороны, это история русской государственности, а с другой стороны, для меня тоже важной — ведь сочинению уже тридцать лет, — это своеобразная история и антология русской музыки».
🎭 Еще спустя семь лет Гаврилин снова стал дорабатывать «Скоморохов» и окончательно оформил их как ораторию-действо в 15 частях для солиста, хора, балета и оркестра. К этому времени к власти пришел Михаил Горбачев, и появилась надежда, что ораторию все-таки удастся поставить. И действительно удалось — премьера третьей редакции «Скоморохов» состоялась 15 марта 1986 года в Большом зале Московской консерватории. Представление имело большой успех у публики, также и коллеги Гаврилина высоко оценили ораторию. Например, композитор Микаэл Таривердиев прислал после премьеры телеграмму, где выражал Гаврилину свое восхищение.
Теперь обсудим, из чего состоит оратория «Скоморохи», и послушаем музыкальные примеры.
🤡 Оратория «Скоморохи» состоит из 15 номеров. В основе сюжета — различные эпизоды из отечественной истории, которые разыграны в лубочном духе, как их могли бы изобразить скоморохи. Отдельный интерес представляет солист оратории, некий собирательный образ. Так, в начале оратории это один из скоморохов, который рассуждает о нелегкой судьбе крепостного артиста. Потом это просто человек из народа, как, например, в части «Черная речка», который также размышляет о тяжелой жизни. А к окончанию оратории снова возвращается разудалый скоморох.
🎶 Музыка «Скоморохов» очень хлесткая, обладает дерзкой сатиричностью, а в оркестровке Гаврилин использует необычные средства. Так, композитор использует много современных приемов — игра глиссандо ad libitum, длительная игра древком смычка у струнных, использование кластеров. Также Гаврилин вводит здесь инструменты, которые обычно не входят в симфонический оркестр — гитара, балалайка, даже детский молоток. Необычно и использование хора — часто хористы не поют, а проговаривают текст в определенном ритме. А в номере «Скоморохи на природе» ритмизованная речь появляется в партии солиста-баритона.
💥 С самого начала оратории действие в ней развивается по восходящей. Сперва слушатели окунаются в сатирические скоморошьи ходы, но уже в номере «Шествие на Петровскую площадь» проявляется устрашающая, даже нечеловеческая сила. Потом следуют «Скоморохи на природе» — лирическая передышка, после которого повествование снова накаляется и приводит к страшным оркестровому эпизоду «Государева машина», а после него звучит величественный, но вместе с тем ироничный «Императорский вальс». В эпизоде «Про царево убиенье» острый, даже глумливый смех скоморохов достигает апогея, а после него приходит потрясение и беспокойство.
🌞 Гаврилин отмечал, что в «Скоморохах» есть образцы, которые идут от народного крестьянского творчества. А сам образ скомороха, у которого постоянно смех сквозь слезы — это и есть народ. Также в фигуры скоморохов Гаврилин поместил известных людей, которые разными способами являли миру правду. Например, в произведении есть портреты композиторов Мусоргского, Шостаковича, Свиридова.
Теперь давайте послушаем отрывки из оратории.
→ Валерий Гаврилин. Оратория «Скоморохи»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 20 минут
Эдуард Хиль исполняет «Скоморохов» в 1976 году
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день