Валерий Гаврилин
Биография и цикл «Немецкая тетрадь #1»
Знакомимся с жизнью Валерия Гаврилина и его ранней работой, вдохновленной творчеством немецкого поэта Генриха Гейне.
Начнем знакомиться с Валерием Гаврилиным и для начала узнаем основные этапы его жизненного пути.
🏡 Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде, в семье педагогов. Почти сразу после рождения мальчика перевезли в город Кадников Вологодской области, где его мама работала директором детского дома. С началом Великой Отечественной войны отец Гаврилина ушел на фронт, а уже в августе 1941 года он погиб под Ленинградом. После этого семья Гаврилиных переезжает в деревню Перхурьево, где мать продолжает работать уже в сельском детдоме.
🔒 В 1950 году мать Гаврилина арестовали по ложному обвинению. Его самого отправили в детский дом в селе Ковырино. Именно здесь начал проявляться музыкальный талант будущего композитора. Он пел в хоре и играл в оркестре народных инструментов, в 1951 году стал учиться игре на фортепиано в Вологодской музыкальной школе № 1. Тогда же он начал и самостоятельно сочинять музыку — польки, вальсы, романсы на стихи Генриха Гейне.
💫 В 1953 году в жизни Гаврилина происходит поворот. Он попадает на прослушивание к педагогу Ленинградской консерватории Ивану Михайловичу Белоземцеву, который оценил талант мальчика и рекомендовал поступать в специальную школу-десятилетку при консерватории в Ленинграде. Там Валерий сначала посещает класс кларнета, а когда открывается композиторский класс Сергея Вольфензона, он переходит туда. Также Гаврилин занимается фортепиано в классе Елены Гугель, которая была его любимым педагогом.
🎶 Во время учебы в школе Гаврилин переиграл все сонаты и симфонии Гайдна и Бетховена, все новинки Шостаковича и Прокофьева, какие удавалось достать. Но так же он и сам сочиняет — струнный квартет №1, прелюдии для фортепиано, сонатина для фортепиано. В итоге школу Гаврилин оканчивает с отличием по специальным предметам и в 1958 году поступает в консерваторию.
1. Отец Гаврилина Александр Павлович
2. Мать Гаврилина Клавдия Михайловна
3. Валерий Гаврилин в 1957 году
4. Дом в деревне Перхурьево
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь обсудим годы Гаврилина в консерватории, его поворот к изучению фольклорной музыке, а также дальнейшее развитие творчества.
🎓 В консерватории Гаврилин учится сначала на отделении композиции в классе Ореста Евлахова. В 1959 году он поехал в свою первую фольклорную экспедицию по Псковщине, и это определило дальнейший вектор его учебы. На третьем курсе Гаврилин переводится на музыковедческий факультет, на отделение народного творчества под руководством ученого-фольклориста Феодосия Рубцова. Там он активно изучает фольклор и продолжает ездить в экспедиции. Эта любовь к народной музыке красной нитью пройдет через все творчество композитора.
🎼 Не перестает Гаврилин создавать и свою музыку. Так, в 1962 году он сочиняет вокальный цикл на стихи Гейне «Немецкая тетрадь». На последних курсах консерватории пишет сюиту для симфонического оркестра «Тараканище» по Чуковскому, диптих «Памяти павших» и «Люди мира», струнные квартеты.
📚 Работы Гаврилина высоко оценил Шостакович и рекомендовал ему поступать в аспирантуру. Гаврилин успешно сдает экзамены и становится аспирантом в 1964 году. Параллельно с этим он начинает преподавать в музыкальном училище при консерватории. Но уже в 1965 году Гаврилин вынужден оставить учебу в аспирантуре по состоянию здоровья.
🏆 1965 год становится переломным для композитора. Он пишет вокальный цикл «Русская тетрадь», в основе которого — народные песни. С этим циклом его принимают в Союз композиторов, а в следующем году в Доме композитора проходит премьера. Произведение вызывает фурор, Гаврилина называют «музыкальным Есениным», а в 1967 году он получает Государственную премию РСФСР им. М. И. Глинки за этот цикл.
🎭 Большую роль в творчестве Гаврилина сыграл также драматический театр. Он написал музыку ко множеству спектаклей, среди них — «Перезвоны», которые получили Государственную премию СССР. Также Гаврилин прославился как балетный композитор, а телебалет «Анюта» на его музыку не только завоевал международные призы, он и был куплен для показа 114 телекомпаниями мира.
1. Во время экспедиции в Ленинградской области, 1962 год
2. На премьере «Русской тетради»
Начнем знакомство с творчеством Гаврилина и поговорим о его ранней работе «Немецкая тетрадь № 1».
🇩🇪 Вокальный цикл «Немецкая тетрадь № 1» Гаврилин написал, будучи студентом консерватории. Но материал для произведения у него уже был — еще детская работа на стихи немецкого поэта Генриха Гейне «Красавица-рыбачка». Как говорил сам композитор, сочинить работу его заставила учебная необходимость — ему нужно было сдать вокальное произведение. И так Гаврилин снова обратился к творчеству Гейне.
📜 Интерес к стихам немецкого поэта был у Гаврилина неспроста. С одной стороны, Гейне оказал большое влияние на русскую поэзию. С другой стороны, в своем творчестве поэт много работал с фольклором, и это близко отзывалось Гаврилину. Для своего цикла композитор отобрал шесть стихотворений из поэтического сборника 1827 года «Книга песен»: «Осень», «Гонец», «Разговор в Падерборнской степи», «Милый друг мой», «Добряк», «Ганс и Грета».
🎶 Сочинение вышло в 1962 году сначала под названием «Вокальный цикл на стихи Генриха Гейне». Позже Гаврилин переименовал его в «Немецкую тетрадь», а когда через десять лет появился второй вокальный цикл на стихи Гейне, то первый получил название «Немецкая тетрадь № 1». Премьера «Немецкой тетради» состоялась 26 января 1962 года в Ленинградском Доме композиторов в рамках цикла «Творчество молодых композиторов». Гаврилин посвятил произведение его первым исполнителям — певцу Артуру Почиковскому и пианистке Ирине Головневой. Позднее «Немецкую тетрадь» включали в свой репертуар крупнейшие певцы страны, например Зара Долуханова.
🎹 «Немецкая тетрадь» — это произведение для голоса и фортепиано, партия которого равноправна с вокальной. Она задает характер номера, определяет его форму, даже договаривает за певца. Если первый номер цикла «Осень» еще можно назвать романсом, то в других больше прослеживаются черты драматической сценки, песни, развернутого монолога или баллады. Чуть отличается от других номер последний, «Ганс и Грета». Он начинается не фортепианным вступлением, как остальные, а вокальным — соло без аккомпанемента. Давайте теперь послушаем.
→ Валерий Гаврилин. «Немецкая тетрадь № 1»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день