angle-down facebook instagram vkontakte warning

Валерий Гаврилин

Музыка к спектаклю «Степан Разин» и хоровая симфония-действо «Перезвоны»

Симфония-действо «Перезвоны» родилась из интереса Гаврилина к творчеству Василия Шукшина. А подробно познакомился он с ним благодаря Михаилу Ульянову, который позвал композитора сочинить музыку для спектакля «Степан Разин».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о вершине творчества Валерия Гаврилина — хоровой симфонии-действе «Перезвоны». Но начнем с небольшой предыстории и спектакля «Степан Разин», который вновь послужил трамплином к более масштабному произведению.

🎶 Еще в 1966 году Гаврилин получил предложение от художественного руководителя Ленинградской певческой капеллы Владимира Минина создать произведение для его хора. Гаврилин согласился, но потом пропал, периодически сообщая Минину, что работа идет. Но закончил ее композитор лишь спустя 15 лет.

🎭 В 1979 году в театре им. Вахтангова Михаил Ульянов ставил спектакль «Степан Разин» по роману Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». Ульянов долгие годы шел к своему «Разину» — встречался с Шукшиным, который пригласил его на роль Фрола Минаева в фильме «Я пришел дать вам волю», потом решили инсценировать роман в театре. Ульянов вспоминал, что для театра трудная задача показать красочную битву или простор степи. Но решение нашлось — ввести фигуры скоморохов, певцов народа, которые и стали стержнем сюжета. В своих песнях они рассказывали то, что оставалось за кадром. И здесь как нельзя кстати пришелся талант Гаврилина:

🗣 «Музыку к спектаклю написал Валерий Гаврилин, на мой взгляд, самый талантливый из наших современных композиторов. <...> Музыка, то раздольная, то ритмичная, народная по своему звучанию, будоражила чувства, настраивала на нужный лад: у каждого скомороха была своя музыкальная тема. Музыка была сильной стороной спектакля».

🎞 Спектакль недолго шел из-за неудовольствия «руководящих органов». Из записей осталась лишь одна сцена, которую снимали для телефильма «Композитор Валерий Гаврилин». Она может дать некоторое представление и о его напряженной атмосфере, и о реальном композиторском видении сцены, поскольку Гаврилин сам участвовал в ее постановке.

💫 «Степан Разин» стал последним звеном цепи, которую Гаврилин медленно и неуклонно выковывал на пути к «Перезвонам». В спектакле устремления композитора пересеклись с близкими ему по духу устремлениями писателя Шукшина и актера Ульянова. Сам композитор вспоминал:

🗣 «Кстати, работа с М.А. Ульяновым и натолкнула меня на более серьезный интерес к Шукшину, чем это было до тех пор. Теперь, закончив «Перезвоны», я особенно благодарен М. А. Ульянову за то, что дал он мне в понимании и Шукшина, и Разина, и русского характера вообще».

Давайте теперь посмотрим фрагмент из фильма про Гаврилина, где Михаил Ульянов рассказывает про композитора, а также можно увидеть отрывок из спектакля «Степан Разин».

«Композитор Валерий Гаврилин»
Видеопример на Ютубе
Время просмотра: 52 минуты — весь фильм, 24:25 — слова Ульянова

1. Сцена из спектакля «Степан Разин» в театре им. Вахтангова

2. Михаил Ульянов в роли Степана Разина

3. Валерий Гаврилин и Михаил Ульянов

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Мы обсудили, как Гаврилин подходил к созданию «Перезвонов», а теперь поговорим о его непосредственной работе над произведением.

📜 Гаврилин работал над «Перезвонами» со своим постоянным соавтором поэтессой Альбиной Шульгиной. Они создавали авторские тексты, в которых стилизовали народный эпос, использовали отрывки народных и разбойничьих песен. А часть текстов составлены из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Дмитрия Лихачева. Композицию Гаврилин определил как воспоминание, а музыка рождалась одновременно с текстом.

🔔 Название «Перезвоны» отсылает к колокольному звону как главному свидетелю бытовой жизни на Руси, а также оповещателю о важных событиях. Мерное чередование звуков, их высота и громкость — все это заложено в культурный код русского народа.

🎺 Этот же принцип лежит в основе концепции симфонии-действа — номера сменяют друг друга, представляя различные картины. Из них семь номеров — «Дудочка» — соло гобоя, который имитирует народный инструмент. А сама «Дудочка» служит интермедией между сюжетно значимыми номерами.

🎼 Гаврилин закончил работу над «Перезвонами» в 1982 году и сразу показал симфонию Владимиру Минину. Минин высоко оценил произведение, которое ждал 15 лет. Он вспоминал:

🗣 «Для меня это произведение в первую очередь привлекательно тем, что оно не „дважды два четыре“. Перед исполнителем оно ставит сверхзадачу — добиться, чтобы, уходя из зала, человек задумался: что же для него в жизни самое главное, самое важное? Где тот „берег“, к которому он стремится? А может быть, он не заметил его и уже утратил? … „Перезвоны“ многослойны не только по своей фактуре, но и по образно-эмоциональной насыщенности. Чувства высокого накала соседствуют в них рядом с несколько поверхностными, высота помыслов и озарений сочетается с эмоциональными всплесками не слишком возвышенного характера».

🏛 Премьера «Перезвонов» прошла 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной среде. Годом позже за эту работу Гаврилин получил Государственную премию СССР. А вот что говорил композитор Георгий Свиридов о «Перезвонах»:

🗣 «Это, можно сказать, большая фреска народной жизни, музыкальная фреска. Сочинение это, как и все творчество Гаврилина, народно по своей сути, по своему характеру музыкальному языку. Гаврилиным схвачена современная народная жизнь в очень разных проявлениях, очень разных чувствах. Эта музыка поражает, пленяет, прежде всего, своей подлинностью, своей глубокой правдивостью. Ей веришь, это в подлинном смысле слова — народное искусство и, одновременно, искусство, которое несет следы большой культуры композитора, большой освоенной им культуры. Гаврилин предстает в этом сочинении как зрелый крупный художник. И мне кажется, выходит с этой музыкой в первый ряд наших композиторов».

Также интересно посмотреть замечание самого Гаврилина по поводу исполнения «Перезвонов»:

🗣 «Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать „Перезвоны“ задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении — „Перезвоны“ поет Московский камерный хор под управлением Владимира Минина — этой театрализации нет».

1. Валерий Гаврилин и Владимир Минин

2. Гаврилин и Минин в Большом зале филармонии

Теперь обратимся к музыке «Перезвонов» и сюжетному пласту.

🌾 В центре сюжета — собирательный образ героя, в который вошли и атаман Степан Разин, и вольные казаки, и простые русские мужики. Этот образ передается то солисту, то чтецу, то дисканту в конце. В произведении поражает интонационное разнообразие — Гаврилин использует и крестьянские, и городские, и частушечные мотивы, а вокальная мелодия часто переходит то на говор, то на шепот или крик. Такое сплетение разговора и музыки удивительно тонко стилизует русский фольклор. Сам композитор так говорил о замысле «Перезвонов»:

🗣 «По моему замыслу сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека — от рождения, через детство и юность, зрелость, к концу. Бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением. Образы дороги, реки, реки жизни — главные в сочинении. Музыкальных фольклорных цитат в сочинении нет. <...> Русский народный музыкальный и поэтический язык — мой родной от рождения. На нем я говорю легче всего. Для передачи духа сочинений В. Шукшина он представляется мне наиболее органичным».

🎤 «Перезвоны» занимают особенное место в хоровом искусстве. Сам композитор называл его «хоровой школой», подразумевая под этим технические и выразительные сложности партитуры, с которыми может справиться лишь очень опытный коллектив. Соло гобоя, которое звучит в промежутках между основными номерами, олицетворяет страдания одинокой души. На контрасте хоровых и сольных номеров еще острее заметно одиночество человека перед жизнью и судьбой.

🎭 Поражают и масштабы сочинения — действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. А само название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.
Другое жанровое определение — «симфония» — подчеркивает закономерности симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» — это эпическая песенная хоровая симфония. Главное действующее лицо сочинения — хор, а из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных. Хор же в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Также по задумке Гаврилина подразумевается сценическое движение хора и жестикуляция.

🥁 Посмотрим, из каких номеров состоит произведение. Первый и последний номера, «Весело на душе» и «Дорога», служат обрамлением, внутри которого разворачиваются сцены «Перезвонов». Барабанный бой во вступлении к «Весело на душе» сразу привлекает внимание и создает напряжение. В «Смерти разбойника» мы слышим монолог тенора соло в народном духе, который местами переходит в декламацию и сопровождается мужским хором.

💫 Номер «Посиделки» напоминает лирические частушки-«страдания», а «Ти-ри-ри» представляет собой изящную звукопись. «Вечерняя музыка» — это песня без слов, хоровый вокализ, удивительный по красоте пейзаж-наблюдение. А вот в «Страшенной бабе» создается злой и агрессивный образ, который подается при этом в сказочно-юмористичном плане, с отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.

🙏 Кульминация действа — номер «Молитва», торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Следом звучит «Матка-река» — номер, наполненный стихийной, могучей силой. А между основными номерами шесть раз звучит «Дудочка» — соло гобоя, который имитирует рожок или жалейку.

Давайте теперь послушаем это величественное произведение.

Валерий Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 час 25 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;