Валерий Гаврилин
Циклы «Русская тетрадь» и «Вечерок»
Вокальный цикл «Русская тетрадь» — первый большой успех Гаврилина, в котором отразился его интерес к фольклору. А цикл «Вечерок» переосмысляет эстетику городского романса.
Познакомимся с двумя вокальными циклами Валерия Гаврилина. Начнем с первого большого успеха композитора — цикла «Русская тетрадь», а продолжим разговором о цикле «Вечерок».
🇷🇺 Вокальный цикл «Русская тетрадь» Гаврилин написал в 1965 году, через год после выпуска из консерватории. И это сочинение стало своеобразным итогом учебы по двум направлениям — как композитора и как музыковеда-фольклориста. Музыку для цикла Гаврилин писал на народные песни, которые он собирал во время многочисленных фольклорных экспедиций — в Вологодскую, Ленинградскую, Смоленскую области.
💔 Толчком к созданию вокального цикла, по словам самого композитора, послужила трагическая история мальчика из ленинградского интерната. Изначально Гаврилин задумывал балет о языческой Руси. Но потом он услышал про 17-летнего юношу, Руслана Пармёнова, который умирал от рака крови. Эта история зацепила композитора — он представлял, сколько всего это мальчик не успел увидеть и почувствовать, представлял девушку, которая могла бы его любить. И тогда Гаврилин решил сделать цикл вокальным, а в основу положить рассказ о несостоявшейся любви от лица девушки.
🎹 27 октября 1965 года в Малом зале Ленинградской филармонии «Русскую тетрадь» исполняют певица Надежда Юренева и пианистка Тамара Салтыкова. Это выступление имеет большой успех, а сам Гаврилин окончательно утвердился в своем композиторском пути. Современники Гаврилина восторженно отзывались об этом произведении. Например, впечатления композитора Георгия Свиридова:
🗣 «Уже первое произведение Гаврилина, которое я услышал — вокальный цикл „Русская тетрадь”, — меня поразил. Вспоминаю, как после концерта я шел поздравить композитора, с которым еще не был тогда знаком, и, перед тем как войти в артистическую комнату встретил выходящего оттуда Шостаковича. Я спросил его: „Ну как, Дмитрий Дмитриевич?” Он только развел руками. И я увидел на глазах у него слезы...»
🏆 В 1967 году композитору за «Русскую тетрадь» присудили Государственную премию имени М. И. Глинки. Цикл включила в свой репертуар выдающаяся певица Зара Долуханова. Она исполняла его не только на родине, но в гастрольных поездках по многим странам. Так музыка Гаврилина получила всемирную известность и признание.
1. Гаврилин готовится к сочинению «Русской тетради»
2. Надежда Юренева
3. Зара Долуханова
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь посмотрим, из каких частей состоит цикл, какие мотивы используются в музыке, а также послушаем исполнения «Русской тетради».
8️⃣ Цикл «Русская тетрадь» состоит из восьми песен на народные тексты. Сюда входят:
🔹 «Над рекой стоит калина»,
🔸 «Что, девчоночки, стоите»,
🔹 «Ах, милый мой, пусти домой!»,
🔸 «Ой, зима, зима моя! Зима морозная»,
🔹 «Сею-вею молоденькая цветов маленько»,
🔸 «Дело было на гулянке»,
🔹 «Ой, не знаю, да ой, не знаю, милые, отчего за любовью гонятся»,
🔸 «В прекраснейшем месяце мае».
🎶 По задумке Гаврилина все песни должны исполняться именно в таком порядке. Из цикла нельзя было убирать ни один из текстов или исполнять песни по отдельности. Ведь композитор расположил песни так, чтобы прослеживалась четкая драматургия — их чередование выражает контрастность чувств и заставляет следить за сюжетом.
👩 Главный образ цикла — это молодая крестьянская девушка. В начале она полна нежной любви и страсти, а в конце цикла эти чувства сменяются тоской и печалью по погибшей любви. Фоном, на котором развиваются события, в цикле служат русский пейзаж и бытовые картины.
🎼 В музыке Гаврилин не использует фольклорные цитаты народных мелодий или готовые музыкальные штампы. Зато эта музыка связана с интонациями народного творчества, которые композитор умело вплетает в свои сочинения. При работе над циклом Гаврилин использовал не только материал из экспедиций, но так же и собственные впечатления. Например, он вспоминал, как после гибели отца на фронте его мать пела «Разлилась Волга широко, милый мой теперь далеко». Будущий композитор всегда плакал на словах «до свиданья, мой дружочек, я дарю тебе платочек». И это впечатление он постарался выразить в заключительном номере «Русской тетради».
🎤 Цикл можно также рассматривать как антологию женского пения — здесь звучат и страдания, и плач-причет, и частушечные припевки, и скороговорка. Переключения от песенной мелодии к скороговорке-говору, от частушки к плачу свободны, а амплитуда этих переключений широка. Гаврилин как будто нашел форму выражения женской души, которая прослеживается через неожиданные драматургические смены. И это неудивительно, ведь сам композитор говорил об окружающем его женском мире:
🗣 «С самого детства, сколько себя помню, я видел мир, отраженный в женщинах. Военная деревня — это женщины, детский дом — это женщины, матери без сыновей, жены без мужей, сестры без братьев. Благодаря им я выжил, стал таким, какой есть, и долго еще смотрел на мир их глазами, через их заботы, слезы, труд. Меня поражало и поражает терпение, с каким они несут свою ношу, которую нам, мужчинам, может быть, и не стащить...»
Давайте теперь послушаем цикл — полную версию, а также начало цикла в исполнении Зары Долухановой.
→ Валерий Гаврилин. «Русская тетрадь». Исполнение Зары Долухановой, 1971 год
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
→ Валерий Гаврилин. «Русская тетрадь»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 36 минут
Теперь познакомимся с другим значимым циклом Гаврилина «Вечерок», вторая часть которого так и не была закончена.
🎙 Над новым вокальным циклом Гаврилин начал работать в 1973 году. Замысел произведения сильно отличался от предыдущей «Русской тетради» — если там переосмыслялась народная песенная традиция, то «Вечерок» был наполнен стихией городского романса. Подзаголовок цикла — «Записи из альбома старой женщины», и этот образ альбома дал название первой части сочинения, «Альбомчик». Альбомная традиция вообще была распространена в России и прервалась лишь в середине 20 века. Поэтому сочинение Гаврилина можно рассматривать как воспоминание об ушедшей эпохе, которую, к сожалению, невозможно вернуть.
📜 В создании стихотворений для цикла приняла участие ленинградская поэтесса Альбина Шульгина, с которой у Гаврилина было плодотворное сотрудничество. Началось их совместное творчество в 1968 году, когда они работали над фильмом «В день свадьбы». А для «Альбомчика» она написала три стихотворения — «Вечерок», который открывает и завершает цикл, «А нежность по сердцу» и «Во дни твоей любви», седьмой и восьмой номера цикла. Гаврилин сам написал четыре стихотворения — «Маргарита», «Чвики-чвики», «Ни да, ни нет», «До свидания». Еще одно стихотворение, «Лунным светом», он вновь позаимствовал у Гейне, а «Ах, мой милый Августин» — народная немецкая песня.
📀 Гаврилин посвятил «Альбомчик» певице Заре Долухановой, она же впервые его исполнила 7 февраля 1976 года в Большом зале Московской консерватории. Вскоре композитор сделал еще один вариант цикла — для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано, который впервые исполнили 4 марта того же года в Малом зале Ленинградской филармонии солистки Мариинского театра Людмила Филатова и Татьяна Новикова и пианистка Ирина Головнева. Но наибольшую известность «Альбомчик» получил в исполнении сестер Рузанны и Карины Лисициан, которые в 1987 году записали пластинку.
🎵 Гаврилин задумывал создать вторую часть «Вечерка», даже придумал название — «Танцы, письма, окончание». Сюда должны были войти песни на стихи самого Гаврилина и Шульгиной, а также на стихи Ахматовой, Бунина и Надсона. Вторая часть была уже полностью продумана, частично записана — что-то одной вокальной строкой, что-то полностью, когда умер постоянный аккомпаниатор Долухановой Владимир Хвостин, и певица прекратила свои выступления. Гаврилин долго искал новую исполнительницу, с одной певицей даже начал работать, но в итоге поиски ни к чему не привели. И в этом особенность творчества Гаврилина — он записывал в окончательном виде музыку лишь тогда, когда нужно было передать ноты исполнителям. Так, вторая часть «Вечерка» осталась только в эскизах.
⏳ «Альбомчик» — это, с одной стороны, исповедь, а с другой — воспоминание, которое передается через поэтические строки, слова полюбившейся песни. Его главные особенности — богатство вокальных средств, искренность высказывания, глубина пережитых чувств, которые оставили в душе неизгладимый след. Дуэт «Вечерок», который звучит в начале и конце цикла, как бы переплетает его, еще больше усиливая аналогию с альбомом. Фортепианное вступление, которое звучит в дуэте, напоминает то ли колокольный звон, то ли бой часов, что создает ощущение неумолимого бега времени.
Теперь давайте послушаем цикл в разных исполнениях.
→ Валерий Гаврилин. «Вечерок». Исполнение Зары Долухановой
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Валерий Гаврилин. «Вечерок». Исполнение сестер Лисициан
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
1. Зара Долуханова исполняет цикл «Вечерок»
2. Зара Долуханова и Владимир Хвостин
3. Сестры Карина и Рузанна Лисициан
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день