angle-down facebook instagram vkontakte warning

Валерий Гаврилин

Музыка к спектаклю «Три мешка сорной пшеницы» и поэма «Военные письма»

При работе над музыкой к спектаклю «Три мешка сорной пшеницы» Гаврилин погрузился в воспоминания о военных годах. Так появился замысел «Военных писем» — музыкальной поэмы о победе гуманистических идеалов над жестокостью войны.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы продолжаем изучать работы Гаврилина для театра, и на очереди спектакли «Три мешка сорной пшеницы» и «Военные письма». Эти произведения вновь взаимосвязаны — «Три мешка...» послужили вдохновением для «Военных писем».

🌾 «Три мешка сорной пшеницы» — это произведение советского писателя Владимира Тендрякова. В центре сюжета лежат жесткие реалии военного и послевоенного времени — за сбор остатков зерен и колосков на уже убранных полях крестьянам грозило длительное тюремное заключение. Но часто это было единственным способом не умереть с голода. Сорная пшеница — это как раз те остатки с полей. Главного героя, Женьку Тулупова, включили в комиссию по изъятию хлеба, и перед ним стоит трудный выбор — между долгом и поступком по совести.

🎭 Произведение Тендрякова вышло в 1973 году, а уже в 1974 году режиссер Георгий Товстоногов ставил по нему спектакль в ленинградском Большом Драматическом театре. А музыку для спектакля заказали написать Гаврилину. К сожалению, судьба спектакля была несчастливой — сначала заболел и умер исполнитель главной роли Ефим Копелян, которого срочно сменил Кирилл Лавров. Также спектакль не оценили критики, которые не нашли там ни исторической, ни театральной правды. Вскоре спектакль сняли с репертуара.

📨 Но Гаврилин, пока работал над музыкой к «Трем мешкам сорной пшеницы», очень увлекся темой, стал вспоминать и другие эпизоды, связанные с военными годами. Так стал складываться замысел нового, вокально-симфонического произведения — «Военные письма». Сам композитор называл его поэмой, в центре которой — драма женщины, потерявшей на войне любимого человека, но она все равно продолжает его ждать.

Давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакля «Три мешка сорной пшеницы» в постановке Товстоногова.

«Три мешка сорной пшеницы». БДТ, 1976 год
Видеопример на Ютубе
Время просмотра: 10 минут

1. Писатель Владимир Тендряков

1. Режиссер Георгий Товстоногов

1. Сцена из спектакля «Три мешка сорной пшеницы»

1. Гаврилин с Товстоноговым

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о том, как создавались «Военные письма».

📜 Над текстом для «Военных писем» Гаврилин работал с поэтессой и сценаристкой Альбиной Шульгиной. С ней он познакомился во время работы над фильмом «В день свадьбы». Как мы уже знаем, с Шульгиной у композитора было плодотворное сотрудничество, она помогала ему с текстами для цикла «Вечерок». А «Военные письма» стали их первым совместным творчеством. В основе произведения — трагический, но знакомый военный сюжет: девушка провожает мужа на фронт, ждет его, а он погибает.

👫 Композиционно «Военные письма» состоят из трех линий: голос рассказчика, появление лиха, написанного в духе народного представления, и история любви — проводы и гибель солдата, призывы женщины, обращенные к нему, уже неживому. Повествование ведется от лица рассказчика, но в партитуре обозначены два солиста — мужской и женский голоса, поэтому текст рассказчика распределяется между ними.

✉️ «Военные письма» сложились из 12 частей, очень разных и по масштабу, и по выразительным средствам. Их предваряет эпиграф, в котором нет пения и инструментальной музыки, а лишь декламация нерифмованного текста, в котором мальчик спрашивает мать об отце:

— Уезжал он зимой или летом?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что было воскресенье, и с утра собирался дождик.
— Сколько лет ему было, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только полосатую рубашку, зеленым по белому полю!
— Что сказал он в последнюю минуту?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что губы шевелились, а потом загудели паровозы.
— Как домой ты вернулась, мама?
— Не помню, ничего не помню, помню только, что грела руки, у какого огня — не знаю…

🎤 Гаврилин задумывал произведение не для исполнителей классической музыки, а для эстрадных певцов Таисии Калинченко и Эдуарда Хиля. Они и исполнили «Военные письма» на премьере, которая прошла 4 апреля 1976 года в Ленинграде, в Большом концертном зале «Октябрьский». Позже, в 1995 году композитор создал вторую редакцию сочинения. Ее впервые исполнили в Москве в Большом зале консерватории 16 мая того же года.

1. Поэтесса Альбина Шульгина

1. Таисия Калинченко и Эдуард Хиль перед репетицией

Теперь обратимся к музыкальному устройству «Военных писем» и послушаем исполнение произведения.

💫 В «Военных письмах» очень широкий спектр выразительных средств. Певцы не только поют, но иногда переходят на говорок, звучат стон и всхлипывания. С оркестровыми номерами соседствуют номера, которые исполняют без аккомпанемента. В оркестр входит большое число разных ударных инструментов, фортепиано, гармошка и гусли, используются эффекты звука падающей фугасной бомбы и взрыва, а также мрачного гула, записанных на пленке.

🎭 Драматургия «Военных писем» — и сюжетно-логическая, и музыкально-композиционная, новаторски представляет художественную идею произведения: воспевание характеров простых русских людей, победа красоты и гуманистических идеалов над жестокостью войны. А театральная специфика позволяет использовать новые возможности вокально-исполнительского искусства: как мы уже узнали, исполнять поэму должны эстрадные певцы в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра.

🎼 Первый номер произведения, «Что мои-то очи ясны», открывают страшные отрывистые аккорды, а за ними тянется ясная выразительная мелодия. Второй номер построен на необычном сочетании интонаций причитания и игровой песни, а связь с фольклором подчеркивается отсутствием оркестрового сопровождения. Третий номер, «Детская дразнилка» исполняет детский хор, но текст песни отнюдь не детский — «Распроклятая война, сатана, сатана...». Продолжает тему ужасов войны и четвертый номер «Лихо», где создается ощущение, что речь идет от лица самой смерти. Этому способствует и аккомпанемент — барабаны, тамтам, мужской хор, глиссандирующий без слов.

🌿 Вслед за напряженными, страшными номерами следуют лирические дуэты «Все рябины, ах, рябины зарябили вдоль дорог» и «Дорогой, куда ты едешь? Дорогая, на войну». А за ними вступает мужское соло «Пошел солдат, да оглянулся», выдержанное в духе солдатских песен. Женский распев без сопровождения «Не приходила почтальонка? не приносила ли мне письма?» получает ответ в следующем номере «Письмо» — мужской речитатив, в который вплетаются отчаянные восклицания женщины. Заключительный номер, «Май зеленый» — наиболее развернутый и самый светлый. Его исполняет детский хор, который сопровождает прозрачное звучание оркестра.

Давайте послушаем вокально-симфоническую поэму «Военные песни».

Валерий Гаврилин. «Военные песни»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 32 минуты

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;