angle-down facebook instagram vkontakte warning

Герман Гессе

От «Демиана» к «Степному волку»

«Степной волк» — дисгармоничный и жестокий роман. В этой части разберем ключевые произведения Гессе и посмотрим, какое влияние на писателя оказала теория Юнга.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

Поговорим о рефлексивных произведениях Гессе — то есть о тех, через которые автор переосмысливал свой жизненный опыт.

🕶 «Демиан» (1919) — единственный роман Гессе, опубликованный без указания настоящего автора под псевдонимом «Эмиль Синклер»: это имя он впервые использовал в 1917 году при написании политического эссе. Также Эмиль Синклер — это имя рассказчика в романе.

⚡️ Современники довольно быстро раскрыли инкогнито автора, заметив в романе и манеру, и темы Гессе — притом что этот роман очень не похож на предыдущие его тексты. «Демиан» совсем не такой светлый, конфликты в нем обострены, он подчеркнуто современен и актуален.

🌓 Первая часть романа построена на контрасте двух миров в сознании ребенка: светлого мира (дом, родители, праздники, чистота, благонамеренность, опрятность, религиозность) и темного мира (улица, преступность, скандалы и ожесточенность). Главному герою приходится на своем опыте познать, что такое темный мир. Это начало его знакомства с иной жизнью.

👁 Дальше главный герой формируется через общение с Максом Демианом, который открывает ему философию «каиновой печати» — внутренней силой, таящейся в некоторых людях. Эта сила так пугает окружающих, что людям пришлось выдумать лживую историю о преступлении Каина против своего брата, кроткого Авеля.

♠️ Синклер открывает для себя и пьянство, и азартные игры, и платоническую любовь, и новые эзотерические знания о боге Абракасе, соединяющем в себе божественное и дьявольское.

⚔️ Финальные главы романа связаны с пребыванием Синклера на фронте Первой мировой войны.

🐣 Литературоведы относят «Демиана» к роману воспитания. Этот термин возник в Германии в XIX веке. Романы этого типа сконцентрированны на описании нравственного и социального становления личности героя.

🐍 «Демиан» — свидетельство глубокого душевного кризиса Гессе. Критика писателя в прессе из-за его пацифистских высказываний о войне, сама война, смерть отца в 1916 году, душевная болезнь его первой жены — все это не самым лучшим образом сказалось на его психологическом состоянии. Гессе даже пробует лечиться: он посещает сеансы Йозефа Ланга, ученика Карла Густава Юнга.

😴 Гессе начинает интересоваться юнгианским анализом и методами интерпретации сновидений. Психоанализ помог Гессе больше узнать о психологических проблемах юности — например, внутренней напряженности из-за конфликта его плотских желаний со строгим конформизмом и набожностью. В начале 1920-х годов Гессе встречается и беседует с самим Юнгом.

👉 Огромная роль архетипических мифов и снов в «Демиане» — свидетельство его увлечения теориями Юнга.

Поговорим о самом жестком высказывании Гессе о современной цивилизации и месте человека в ней — романе «Степной волк» (1927).

🎁 Роман по своей структуре — «матрешка». Повествование начинается с предисловия издателя, который решил опубликовать записки, оставленные ему главным героем и озаглавленные «Записки Гарри Галлера (только для сумасшедших)». В свою очередь, внутри этих «Записок» есть «Трактат о Степном Волке» неизвестного автора.

🧑‍🦱 Главный герой романа, Гарри Галлер, находится в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Во время блужданий по городу он встречает человека, который дает ему этот трактат. В нем Галлер читает о «Гарри по прозвищу Степной Волк», который разделяет свою личность на две части: человека высокой духовной морали и животного — волка.

👥 В книге указывается, что личность Гарри более сложна и многогранна; говорится также о его суицидальных мыслях. Инициалы главного героя явно указывают на Германа Гессе, Гарри Галлер — его двойник.

✨ В романе не всегда ясно, где проходит грань между реальностью и сновидением. Гессе строит его так, что сны все больше вытесняют реальность.

🤜 Роман разбивает наши представления о Гессе как о певце гармонии и созерцания. Это самый дисгармоничный, рефлексивный, яростный и жесткий роман. В нем много намеков на неожиданные для Гессе темы — джаз, наркотики, лесбийскую любовь и другие.

🎹 Джаз в «Степном волке» служит одним из символов культурной деградации современного мира, так как представляется как расслабляющая, лишенная глубокого смысла музыка.

🎷 С джазом связан образ саксофониста Пабло. В финале романа есть сцена, где в этого персонажа превращается Моцарт. Он убеждает героя, что жизнь — игра, правила которой надо строго соблюдать.

🎯 Вспомним Абраксаса из романа «Демиан» — бога, соединяющего противоположные черты: божественное и демоническое. В финале «Степного волка» — в единении высокого и низкого (Моцарт/Пабло), — Гессе намекает на то же самое.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Давайте посмотрим, как связаны романы Гессе и труды Юнга 👇

🧩 В 1921 году Гессе становится на некоторое время пациентом Юнга, основателя отдельного направления в психоанализе. Юнг взял у Фрейда оценку роли бессознательного, но отверг сведение бессознательного к сексуальному.

♟ Тень Юнга появляется в произведениях Гессе, начиная с «Демиана». Писателю многое импонировало в психоанализе например, призыв к беспощадно-пристальному всматриванию внутрь себя. Гессе разделял представление о душевной жизни как пульсации взаимодополняющих противоположностей.

🐺 В «Степном волке» влияние Юнга тоже есть. Девушка Гермина, возлюбленная героя архетип анимы, женской части души мужчины, источник его чувств и настроений.

👩‍🦱 Уже само имя Гермина (женская форма мужского имени Герман) указывает на классическую для анимы функцию: она возвращает Гарри Галлера к нормальной жизни и дарит ему любовь. К тому же, Гермина очередной намек на имя самого Гессе.

🎯 Задача Гарри Галлера в романе
заключается в том, чтобы преодолеть двойственность между своим культурным «я» и своей тенью в образе степного волка, познать свою аниму, нашедшую олицетворение в Гермине, Гете, Моцарте и Пабло, с тем, чтобы реализовать свою внутреннюю многогранность.

🎭 Это случится в «магическом театре», куда Гарри Галлер попадает в конце романа. Там он встретится лицом к лицу со всеми своими многочисленными натурами, воплотит желания и навязчивые идеи.

Обсуждаем неоднозначный финал романа «Степной волк»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;