Герман Гессе
Восточные мотивы в творчестве
«Мои святые — древние индусы и китайцы». В этой части узнаем, почему Индия и Китай играют важную роль в творчестве Гессе, и разберемся с термином «роман воспитания».
Поговорим о любви писателя к Востоку.
🎨 На акварели Гессе повлияла даосская культура.
🖌 Большая часть из 3 000 акварелей — пейзажи, близкие к китайской живописи типа шань-шуй — «горы и воды». Об этом типе живописи Гессе писал: «Пейзаж этот содержал почти все, что нравилось мне в жизни, — реки и горы, море и облака, крестьян, занятых сбором урожая, и еще множество чудесных вещей, которыми я услаждался».
🏔 Как китайские мастера уходили рисовать в горы, так и Гессе удалился жить и работать в гористую местность Швейцарии, в Монтаньолу, неподалеку от озера Лугано.
➡️ Китайское влияние заметнее всего в акварелях «Дерево на озере Лугано», «Зима», «Монтаньола», «Каслано», «Вид на Парлеццо», «Монтаньола», «Монтаньола — Коллина д'Оро», «Монтаньола — вид напротив Парлеццо».
🏞 Важным образом в китайской пейзажной живописи является изображение хижины — символ отшельничества, который выражает стремление уединиться от общества, познать себя и природу.
📌 Этот мотив часто встречается у Гессе-живописца: «Маленький домик в лесу», «Хижина в лесу», «Хижина с пальмой», «На опушке леса», «Крольчатник».
📝 Этому же образу посвящен рассказ Гессе «Прибежище»:
«Нашлось прибежище, домик, маленький, тихий, отдаленный, прекрасный, высоко в горах над южным озером, прибежище, укрытие, гнездо покоя, колыбель сновидений…»
Интерес и любовь к восточной культуре и философии у Гессе были связаны с семейной атмосферой, в которой он вырос.
👨👩👧 Герман Гундерт, дедушка Гессе с материнской стороны, долгое время работал в Индии как миссионер.
📙 Уже в молодом возрасте Гессе интересовала индийская и китайская философия, он читал сказания о жизни Будды и Конфуция.
🔎 Пристрастившись к философским идеям Артура Шопенгауэра, в 1907 году Гессе начал заниматься «йогой и аскетизмом» (Шопенгауэр одним из первых в Европе начал практиковать йогу).
🌏 В 1911 году Гессе совершил путешествие по Индии, Шри-Ланке, Малайзии и Суматре со своим другом и художником Гансом Штурценеггером. Это путешествие еще больше углубило его связь с Азией, ведь до сих пор он знал о ней только по воспоминаниям семьи и письменным источникам.
✍️ В 1921 году Гессе пишет статью «Китайская точка зрения», в которой рассказывает о месте Китая в своей жизни и творчестве. Он ставит китайский образ мышления в пример европейцам.
📖 В 1946 году Гессе пишет в своем письме Феликсу Лютскендорфу:
«Моя родина Касталия, мои святые — древние индусы и китайцы».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обсудим подробнее роман Германа Гессе «Сиддтхартха»
Расскажем чуть подробнее о романах воспитания 👇
📌 Термин Bildungsroman (роман воспитания) ввел немецкий филолог Карл Моргенштерн в 1820-х годах для определения произведений, в которых протагонистом (главным героем) становится «формирующийся» совершеннолетний человек.
👰 Роман воспитания может завершаться обретением смысла жизни, свадьбой или же, например, крушением иллюзий.
👦 В 1870 году философ Вильгельм Дильтей заявил, что в основу жанра лег роман Иоганна Вольфганга Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), в котором у главного героя две задачи — самоосознание и социализация.
📚 В классической немецкой литературе много книг, которые можно отнести к этому жанру. Например, «Генрих фон Офтердинген» (1800) Новалиса, «Зеленый Генрих» (1855) Готфрида Келлера и многие другие.
📖 При этом похожие романы можно найти и в других традициях, в том числе в английской и французской. Некоторые из этих произведений созданы до романа Гете:
🔸 «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Генри Филдинга
🔹 «Кандид» (1759) Вольтера
🔸 «Эмиль, или О воспитании» (1762) Жана-Жака Руссо
➡️ В XIX веке классическими образцами романа воспитания считаются:
▫️ «Утраченные иллюзии» (1836-1843) Оноре де Бальзака
▫️«Обыкновенная история» (1847) Ивана Гончарова
▫️ «Дэвид Копперфильд» (1849) Чарльза Диккенса
▫️ Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852–1857) Льва Толстого
▫️ «Воспитание чувств» (1869) Гюстава Флобера
▫️ «Подросток» (1875) Федора Достоевского
➡️ Развитие жанра продолжается в XX веке:
▫️ «Портрет художника в юности» (1914) Джеймса Джойса
▫️ «В поисках утраченного времени» (1910–1922) Марселя Пруста
▫️«Жизнь Арсеньева» (1927) Ивана Бунина
▫️ «Портрет художника в щенячестве» (1940) Дилана Томаса
📍 Жанр романа воспитания очень много значит для Германа Гессе, к нему он многократно обращался в своем творчестве:
▫️ «Петер Каменцинд» (1904),
▪️ «Под колесами» (1906),
▫️ «Демиан» (1919),
▪️«Сиддтхартха» (1922),
▫️ «Нарцисс и Златоуст» (1930),
▪️«Игра в бисер» (1943).
🕯 Это объясняется особой приверженностью Гессе теме поиска духовного пути, становления личности.
👉 А какие вы знаете произведения в духе романа воспитания?
Разберем новеллу «Последнее лето Клингзора» (1919).
➡️ В этом рассказе все герои отождествляются с самим Гессе и его друзьями. Давайте попробуем разобрать, кто есть кто.
👬 Клингер — явный двойник автора. Он, как и Гессе, родился 2 июля. Имя Клингзор исторически связывается не с художниками, а с поэтами: Никола Клингзор — поэт XII века; Клингзор — герой романа Новалиса «Генрих фон Орфтердинген».
🙎♀️ В новелле упоминается друг Клингзора — поэт по имени Герман, в одной из глав называющийся именем китайского поэта Ту Фу (Ду Фу, XIII век). Это тоже явный намек на самого Гессе.
👑 В образе Царицы гор скрывается любовь Гессе — певица Рут Венгер, которая в 1924 году станет его второй женой.
👨🎨 Луи Жестокий — швейцарский художник Луи Муалье.
⚰️ Пытаясь разобраться с сутью искусства, Гессе пишет о смерти. Видимо, это связано с темой интенсивности последних переживаний, максимального творческого напряжения художника.
⏱ Тема быстротечности жизни тоже важна для писателя — она присутствует и в средневековой китайской поэзии, в том числе у упоминаемых Гессе великих поэтов Ду Фу (Ту Фу) и Ли Бо (Ли Тай Пе).
🌴 Как точно было замечено в чате, природа и жизнь вокруг Клингзора красочны и жарки, и это контрастирует с темой смерти.
❓ Кто же такой Клингзор?
👤 Клингзор предстает то созерцателем-отшельником, то эмоционально неуравновешенным гением. Это отражение идеи Фридриха Ницше о двух типах культуры — аполлоническом (рациональном/созерцательном) и дионисийском (эмоциональном/стихийном).
➡️ Эта тема найдет продолжение в двух более поздних произведениях Гессе — романах «Сиддтартха» (1922) и «Нарцисс и Гольдмунд» (1933), в каждом из которых два типа культуры будут представлены, соответственно, двумя парами главных героев.
😱 Клингзор, как и сам Гессе, — художник-экспрессионист. Экспрессионизм — течение в литературе и искусстве модернистского времени, связанное не столько с воспроизведением действительности, сколько с выражением эмоционального состояния автора. (лат. expressio — «выражение»).
🖼 Гессе экспрессионистичен не только в живописи, но и в некоторых прозаических произведениях 1917–1927 годов («Демиан», «Клейн и Вагнер», «Последнее лето Клингзора», «Степной волк»).
🌗 В новелле Гессе соединены сон и реальность, смешаны разные времена. Неслучайно в тексте появляются не только два средневековых китайских поэта, но и герои других культур и эпох: Хафиз, Моцарт, Гете, Хуго Вольф.
🌀 «Последнее лето Клингзора» — рефлексия Гессе над природой художественного творчества. И, судя по тексту, Гессе уверен в иррациональном характере искусства.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день