Михаил Глинка
Биография и первые работы
Начинаем знакомство с Глинкой, который во многом определил путь развития музыки в 19 веке. Проследим его биографию и оценим значение для культуры.
🕰 Михаил Иванович Глинка — это композитор, творчество которого стало отправной точкой для русской музыки второй половины 19 века.
🐻 Его взросление и начало композиторской деятельности пришлись на сложное и интересное время поисков и попыток формирования русской национальной идентичности.
🎓 В начале 19 века в России не было системы профессионального композиторского образования, и Глинка учился композиции частным образом у нескольких преподавателей.
🤴 Самое известное его произведение — опера «Жизнь за царя», премьера которой прошла с феноменальным успехом. Она была названа первой национальной русской оперой, а автор — прославлен на всю Россию.
🤷♂️ В то же время вторая его опера, «Руслан и Людмила», написанная с большим мастерством и, к тому же, на гениальный пушкинский текст, была встречена довольно прохладно.
🖋 Глинка мог бы стать создателем первой русской программной симфонии, но, начав, так и не закончил ее.
🧭 Музыка Глинки послужила ориентиром для всего последующего поколения композиторов, которые восприняли как ее открытия, так и ограничения.
🗣 Глинка приложил руку к созданию русской вокальной школы. Он оставил богатое наследие камерно-вокальной музыки, значительная часть которого до сих пор находится в репертуаре исполнителей.
🚂 Несмотря на слабое здоровье и склонность к ипохондрии, половину жизни Глинка провел в путешествиях и умер в Берлине, где незадолго до смерти начал учиться контрапункту — краеугольному камню всей европейской музыки. Если бы он осуществил свое намерение, русская музыка, вероятно, была бы совсем другой.
🏵 С легкой руки музыкального и художественного критика Владимира Стасова имя Глинки стало значить для музыки то же, что имя Пушкина — для поэзии.
🏆 Глинка был мифологизирован после смерти как никто из русских композиторов (пожалуй, за исключением Дмитрия Шостаковича). Такой миф оказался удобен как для интеллигенции 19 века, так и для советского искусства 20-го, которое нашло в нем подходящую опору для идеологии.
🙀 Действительные черты портрета Глинки как человека и музыканта сравнительно недавно начали проступать из-под богатого слоя культурных наслоений.
Детство в дворянской семье, возможная карьера чиновника, путешествия и внезапная смерть — вспоминаем биографию Глинки.
👪 Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года по старому стилю в селе Новоспасское Смоленской губернии. У дворянского рода Глинок было там большое имение, а сам род происходил из Польши.
🤩 С детства проявил интерес к музыке — часто играл с музыкантами крепостного оркестра.
🔥 В начале 19 века музыка стала важной, почти обязательной частью дворянского образования. Эта «музыкальная лихорадка» сильно удивляла даже европейцев, придерживавшихся платоновского подхода к музицированию: благородному мужу необходимо изучать музыку для совершенствования души, но слишком увлекаться ею не пристало, профессионализм — удел ремесленников.
🎓 В 1817 году Глинка приезжает в Петербург, где поступает в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете. В это время он берет уроки игры на фортепиано у Джона Филда, автора жанра «ноктюрн», и Карла Цойнера, учится играть на скрипке у виртуоза Франца Бёма
👨🏻🏫 Первые уроки композиции Глинка берет у Иоганна Леопольда Фукса, уже выпустившись из пансиона и готовясь поступить на службу в коллегию иностранных дел — предка нынешнего МИДа.
⛰ В 1823 году по настоянию родителей предпринимает поездку на Кавказ для поправки здоровья. Возникший в этой поездке интерес к «экзотической» музыке останется с ним на всю жизнь.
📜 К этому времени относятся и первые его произведения — вариации на темы опер и романсы на стихи его друзей-поэтов.
🚞 С 1824 по 1828 год работает помощником секретаря главного управления путей сообщения.
🇮🇹 Весной 1830 года предпринимает поездку в Италию, но задерживается на лето в Германии и добирается в Милан к началу осени. Его захватывает итальянская опера, он знакомится с Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, становится свидетелем занятий Ивана Петрова у Андреа Ноццари и изучает бельканто. Пишет в основном вариации на темы популярных опер.
🇩🇪 В 1833 отправляется в Берлин, где учится полифонии и оркестровке у Зигфрида Дена, но в 1834 году возвращается домой, получив известие о смерти отца.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💑 В 1835 женится на своей дальней родственнице М. П. Ивановой, приезжает в Спасское, где начинает оперу «Жизнь за Царя», к 1836 году заканчивает ее и с большим трудом добивается постановки в Большом театре в Петербурге. Премьера проходит с колоссальным успехом.
💔 Почти сразу же начинает работу над второй оперой — «Русланом и Людмилой» на пушкинский текст. На время создания оперы приходятся перипетии личной жизни Глинки — влюбленность в Екатерину Керн, начало развода с женой, который неожиданно затянулся на пять лет. Один из самых известных глинкинских романсов — «Я помню чудное мгновенье» был посвящен Керн.
☹️ Премьера оперы «Руслан и Людмила» проходит в 1842 году. Работа получила противоречивые отзывы публики и критики, которые в целом склонялись в сторону негативных оценок.
🗺 Глинка вновь уезжает в европейское путешествие в 1844 году. Знакомится во Франции с Берлиозом, организует концерты своей музыки, которая имеет большой успех.
🇪🇸 В 1845 году Глинка добирается до Испании, где изучает культуру, язык, собирает и обрабатывает фольклор. Результатом этого становятся увертюра «Арагонская охота» и написанные уже по возвращении в Россию «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
🌾 В 1848 году Глинка снова планирует уезжать из России, но не получает заграничного паспорта, потому едет в Варшаву, где пишет увертюру «Камаринская» на темы русских народных песен.
🗣 В 1851-м Глинка приезжает в Петербург, дает уроки пения и готовит оперные партии с русскими певцами.
🇫🇷 В 1852 году Глинка снова уезжает в Испанию, но останавливается в Париже, где начинает работу над симфонией «Тарас Бульба», которая остается незаконченной.
⚔️ В 1854 году Глинке приходится вернуться в Петербург — начинается Крымская война, где Франция выступает против России.
🖤 В 1856 году Глинка направляется в Берлин для изучения контрапункта, а после — намеревается добраться до Испании и принять испанское подданство. Но он простужается и почти внезапно умирает 15 февраля 1857 года.
Вспомним первые работы Глинки, которые родились в кругу интеллигентной молодежи Петербурга 19 века.
🤝 Во время учебы в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском государственном университете (1817–1822) Глинка знакомится с Пушкиным и входит в круг молодого образованного дворянства. Его гувернером становится Вильгельм Кюхельбекер, в его доме он знакомится с Евгением Баратынским, Антоном Дельвигом, Павлом Нащокиным.
🤓 Это круг просвещенной молодежи, в котором противоречиво смешиваются идеи преданности отечеству и императору и одновременно важности частной жизни, личной и творческой свободы. Из этой среды впоследствии сформируется уникальное явление русской интеллигенции.
✨ Самые ранние романсы Глинки были написаны на стихи приятелей его круга. Они не выделяются на фоне салонной музыки того времени ни по своему уровню, ни по мастерству. Но сразу обращает на себя внимание живая мелодическая изобретательность, та фантазия, с которой Глинка создает мелодическую линию.
→ Послушаем романс «Не искушай меня без нужды» на стихотворение Е. А. Баратынского «Разуверение» в исполнении Г. П. Вишневской.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xJIfrkbyQTCm4A
🌿 Ту же изобретательность можно услышать в септете для гобоя, фагота, валторны, двух скрипок, виолончели и контрабаса. Здесь нет «развития темы» в европейском понимании этого слова, только вариации, но зато присутствует очаровательная легкость и прекрасное, во многом интуитивное чувствование гармонии тембров инструментов.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/6zyn0dHcneuqqA
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день