Михаил Глинка
Русская вокальная школа и цикл романсов «Прощание с Петербургом»
Одни из главных заслуг Глинки: русская вокальная школа и камерно-вокальная музыка. Обсудим, какие художественные взгляды Глинки отразились в этих явлениях.
В том же смысле, в каком Глинку называют «национальным композитором», его причисляют и к создателям русской вокальной школы.
🧔🏻 История профессионального пения на Руси ведется с конца 15 века, когда Иван Великий создал в Москве хор государевых певчих дьяков. В начале 18 века певчие дьяки были перевезены в Петербург, а в середине того же столетия организованы в Императорскую придворную певческую капеллу. Исполнительский уровень певцов капеллы значительно вырос в начале 19 века, когда директором ее стал Д. С. Бортнянский. С одной стороны, это было хоровое пение, несколько отличавшееся от того, что было принято в опере, с другой — это была первая сложившаяся система музыкального образования в России.
🇮🇹 Оперные же труппы регулярно выступали в Петербурге с середины 18 века. Певцами и композиторами преимущественно были итальянцы, они же и давали уроки пения.
📚 Первые методические пособия по пению, написанные русскими композиторами на русском языке, совсем не ставили своей задачей создать особую национальную школу. И «Полная школа пения» А. Е. Варламова, и заметки А. Н. Верстового — изложение и систематизация композиторами собственного опыта. Эти книги написаны замечательно, профессионально, но в них нет ничего, что бы отсутствовало в современных им итальянских пособиях.
📌 Тем не менее, с появлением и ростом дискурса «национальной музыки» должны были появиться и «национальные школы». Начало ей ведут с «Методов усовершенствования голоса для сопрано» авторства М. И. Глинки. В чем же их отличие, что в них русского?
⏰ С точки зрения описания вокальной техники и вокальных приемов отличий нет. Более того, их нет и не появится вплоть до 20 века, когда придет музыка стиля веризма и изменится сама техника пения.
💡 Труд Глинки от всех прочих трудов того времени, как русских, так и иностранных, отличают две вещи. Первая — постоянное внимание к художественным задачам, напоминание о них певцу и предостережение его от голой виртуозности. Вторая — прекрасная мелодическая изобретательность упражнений, которая была призвана сделать вокальную рутину интересной.
👨🎨 Русская вокальная школа начала осмысляться и выделяться как русская не через технику, а именно через художественные задачи. Их отражение можно найти в камерно-вокальной музыке Глинки. Если в операх были неизбежны черты бравурного большого стиля, а героическая ария тенора должна быть энергично виртуозной (к примеру, ария Собинина «Что нам метель?» из «Жизни за царя»), то камерные произведения как раз требовали тонкого психологизма. Для этого стиля совершенно необязательны были сверхвысокие ноты и стремительные пассажи, и художественные взгляды Глинки на пение в этой музыке выразились наиболее полно.
→ Евгений Шапин — ария Собинина из оперы Глинки «Жизнь за царя»
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/HVBLAWLd5-CqnA
→ Майкл Спайрз — ария «Да, войду я в их храмы» из оперы Доницетти «Мученики»
Видео-пример: https://yadi.sk/i/-xTJzf0tMPx2Qg
→ Виктория Иванова, романс «Жаворонок» М. Глинки.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/SU5lzVXmGxhinQ
Вершиной жанра камерно-вокальной музыки можно назвать вокальные циклы, первый из них в пространстве русской музыки создал Глинка.
🚂 Цикл «Прощание с Петербургом» на слова Нестора Кукольника появился в 1840 году, когда Глинка планировал уехать в Испанию. Отъезд так и не состоялся, но в преддверие его Глинка работал быстро (он вообще не испытывал проблем с созданием музыки малых форм), закончив работу меньше, чем за лето.
🗺 Двенадцать романсов, которые объединены общей темой странствий, дорог, скитаний и путешествий. В романсах этого цикла много совершенно уместной «экзотики» (как же ее увидеть, не путешествуя?), которая нашла свое отражение в «Болеро», «Баркароле» и «Еврейской песне», но основное внимание привлекает — и восхищает — удивительная изобретательность в подходе к материалу, тонкость работы с ним, может быть, не так хорошо заметная в музыке больших форм.
😴 Убаюкивающие вариации в «колыбельной» — мерно движущийся аккомпанемент, куплеты, построенные по схеме A-B-C-A-D-C, где между двух одинаковых куплетов вставлен один «развивающий» сюжет, мягкие переходы из мажора в минор и обратно, увлекательная моторность «Попутной песни», напоминающая о стуке колес и мелькании пейзажа за окном поезда. Вокализы, органично вплетенные именно в Баркаролу — итальянскую (точнее сказать, венецианскую) песню. Как же еще уместнее можно передать колорит родины оперы? В «Болеро» скопирована ритмическая организация национальной музыки, а «Рыцарский романс» рыцарским делают не только слова, но маршевый героический ритм.
💐 Глинка сам и был первым исполнителем этого цикла. Обладая голосом далеко не выдающимся (судя по всему, у него был тенор ограниченного диапазона), небольшой силы и невыразительного тембра, он был настоящим певцом-артистом, мог своим голосом выражать множество оттенков чувства и пел чрезвычайно выразительно. В воспоминаниях современников его певческое искусство удостаивалось самых лестных отзывов.
💕 Романсы Глинки почти никогда не становились объектами нападок критики или идеологических переделок — основное внимание было сосредоточено на операх, и в практически неизменном виде эти романсы исполняются до настоящего времени. Они входили в репертуар наиболее известных артистов советской и российской сцены. Сейчас предлагаем послушать одну из наиболее удачных интерпретаций цикла «Прощание с Петербургом», сделанную баритоном Сергеем Лейферкусом.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/c-EY7XI4M6s8qA
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день