Михаил Глинка
Опера «Руслан и Людмила»
Сказочная опера «Руслан и Людмила» ломает типичные представления об опере. Чем именно — узнаем в уроке.
🙇♀️ Вдохновленный успехом «Жизни за царя» Глинка уже с 1836 года думал о новой опере. И «Руслан и Людмила», как и «Жизнь за царя», появилась в богатой интеллектуальной среде субботних салонов В. А. Жуковского.
🧜🏻♂️ Сюжет «Руслана и Людмилы» ранее уже переделывался для сцены: пятнадцать лет назад, в 1821 году, был поставлен балет «Низвержение Черноморца, злого волшебника» на музыку Фридриха Шольца.
🎭 В салоне Жуковского сам Пушкин рассуждал о поэме «Руслан и Людмила», говоря, что он многое бы в ней переделал. Подробностей Глинка выяснить не успел — Пушкин был смертельно ранен на дуэли. Но позицию Пушкина в беседах о национальном искусстве, которые велись с начала 1830-х годов Глинка знал, поскольку был живейшим ее участником. Пушкин понимал «национальное» как «общедоступное», и оперу, как и театр, считал частью народного площадного искусства.
🎠 Глинка решает создать оперу в новом жанре — волшебство, сказка, феерия, иногда водевиль. В отличие от программно-историко-патриотической «Жизни за царя», «Руслан и Людмила» задумывалась свободной от идеологических задач.
💞 Процесс написания музыки начался с фортепианных импровизаций, более всего Глинку привлекали любовные переживания героев.
👨⚖ 1 января 1837 года Глинке предлагают должность капельмейстера придворной певческой капеллы, которая подразумевала достаточно большую нагрузку. К тому же, Глинка ведет судебные дела в отношении имущества отца — пытается компенсировать убытки его винокуренного дела времен войны 1812 года. Оперу сочиняет почти урывками, за утренним чаем.
🥂 Весной 1838 года Глинку направляют на Украину для поиска мальчиков с хорошими голосами, которые могли бы составить славу императорской капеллы. Всего поездок этих было четыре, и по завершении каждой из них он останавливался в Качановке, большом имении Григория Тарновского, человека богатого, искренне любящего искусство, но почти необразованного. Тарновский ежедневно устраивал «вечера» с исполнением серьезной музыки — часто там звучал Бетховен. И на этих вечерах впервые исполняются отрывки из «Руслана и Людмилы».
→ Послушайте фрагмент арии Ратмира из 3 действия оперы «Руслан и Людмила».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/flHMZC4OZesB3Q
🥗 В музыке оперы Глинка использовал различные фольклорные мелодии: татарские напевы, финскую мелодию, пригодились и его кавказские впечатления. Он их обрабатывал и приводил в соответствие высокому европейскому искусству.
🥴 Известен анекдот о создании оперы. Во время ночной посиделки давний приятель Глинки, а к тому времени и успешный драматург Константин Бахтурин сделал план оперы «под пьяную руку», за четверть часа. «И вообразите, опера сделана по этому плану», — вспоминал Глинка. Позже композитор удивлялся: «Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? Сам не понимаю». При этом первоначальный сценарий оперы написан задолго до описываемых событий. Прежде чем сочинять отдельные номера, как в случае с «Жизнью за царя», композитор написал общую событийную канву.
🖍 К 1842 году Глинка довел оперу до того момента, когда нельзя было дописывать оставшееся без сценических воображений и содействия декоратора и балетмейстера. И был готов к правкам. Переделки опер в момент постановки были вполне в итальянской традиции того времени, с которой Глинка был прекрасно знаком.
😤 И «Руслан и Людмила», и «Иван Сусанин» не были продуктом замкнутой авторской кельи. Они родились при участии многих литераторов и музыкантов, но если «Иван Сусанин» в связи с этим не вызывал вопросов, то «Руслану и Людмиле» это ставили в вину: противники оперы называли ее «коллективным проектом» и говорили об отсутствии целостного текста как такового.
📖 Роль здесь сыграло и то, что публика хорошо знала поэму Пушкина. И, конечно, увидела расхождения с ней, частые несостыковки сюжетных линий (в несколько раз более запутанные, чем у Вердиевского «Трубадура»).
🗺 Но соавторы были ни при чем. В попытке создать новое Глинка смешивал модели европейских опер. Структура «Руслана и Людмилы» — пять актов и наличие протяженных балетных сцен — намекает на французскую «большую оперу», на исторический сюжет. Но Глинка, конечно, заменяет этот сюжет сказкой. С другой стороны, многоуровневые интриги и обилие действующих лиц отсылают к итальянской опера-сериа — да и партия Фарлафа написана будто бы для итальянского басса-буффо.
🧞♂️ Гениальная находка Глинки — целотоновая гамма, которая возникает всегда вместе с Черномором, некий прообраз лейтмотивов, которые появятся уже у Вагнера, а в русской опере, через Вагнера, — у Римского-Корсакова.
🔆 Премьера Руслана и Людмилы состоялась 27 ноября 1842 года. Так же, как и с премьерой «Жизни за Царя», ей сопутствовала широкая кампания в прессе. Вместо «первой национальной русской оперы» она называлась «национальной русской сказкой», то есть поддерживалось реноме Глинки как «национального композитора».
📿 Большой части публики опера показалась длинной, запутанной, да и часто откровенно скучной. Музыкальные картины не монтировались в драму, и уже спустя 40 лет после премьеры писатель Сологуб подвел итог: «Каждый отдельный номер — перл, но ожерелья не выходит».
🧙♀️ Критикам, даже тем, кто симпатизировал опере, она показалась столь необычной, что они пытались изобрести для нее какое-то жанровое определение с акцентом на национальную русскую специфику. Весьма удачным было определение Стасова — за неспешный темп развития событий он называл ее «эпической». Современные исследователи сравнивают оперу с народной волшебной сказкой, где национальный элемент вписан в общую конструкцию «высокого» произведения искусства.
→ Запись оперы «Руслан и Людмила» в Мариинском театре.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/OYZgXRvHxxkdlg
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день