Михаил Глинка
Испанский стиль в музыке и зарождение симфонии
Глинка ездил в Испанию и не только привез оттуда национальные музыкальные мотивы, но и создал сам образ Испании в музыке. Узнаем, как у него это получилось, и поговорим о зарождении симфоний.
🏃♂️ Отчасти из-за неоднозначного приема «Руслана и Людмилы» Глинка снова уезжает — сначала во Францию, потом в Испанию. Там он глубоко погружается в испанскую культуру, учит язык, записывает фольклорную музыку. Он планирует создать цикл пьес для оркестра, но в итоге ограничивается двумя. В Испании пишет увертюру «Арагонская хота», а по возвращении в Россию — «Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
🇪🇸 «Арагонская хота» основана на известной народной мелодии (которую также можно услышать в «Испанской рапсодии» Ференца Листа). Начинаясь с медленного торжественного вступления, ее музыка набирает темп, превращаясь в каскад разнохарактерных вариаций.
👯 Главная и побочная темы — варианты друг друга, что является прекрасной находкой Глинки. Хота — парный танец, и, если обратить внимание, можно услышать, как темы «танцуют» друг с другом.
🏜 Первая тема «Ночи в Мадриде» рождается из «звуковых пятен», отданных по частям разным группам оркестра. Появившись, она переплетается с мавританским напевом, хотой (иной, чем Арагонская) и сегидильей. Как и в «Арагонской хоте», здесь есть только вариации, темы звучат, но не разрабатываются, а в репризе просто повторяются в обратном порядке. Это очаровательная звуковая картина шумного, наполненного песнями и музыкой южного города.
🌄 Испанский композитор Мануэль де Фалья называл Глинку основоположником испанского стиля в музыке. Как так могло случиться? Да, Испания не дала миру композитора, сравнимого с Бахом или Бетховеном. Но Глинка создал крупный образ Испании в музыке, вдохновленный идеями «национального», которые имели совершенно другой градус накала в достаточно провинциальной Испании, которая на тот момент переживала период своего заката в качестве империи.
→ «Арагонская хота», Михаил Глинка.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/aodSNMcqb8cc0A
→ «Испанская рапсодия», Ференц Лист.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/DEsMwRh7YVEOWw
→ «Воспоминания о летней ночи в Мадриде», Михаил Глинка.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/7kqAPtEgZq5j8w
⚜️ Приехав ненадолго в Россию, Глинка собирается возвращаться обратно в Испанию, но не получает разрешения на выезд за границу. Поэтому он едет в Варшаву, столицу царства Польского, которое на тот момент входило в состав Российской империи. Там он создает симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен. Для Глинки, всегда находящегося в состоянии творческого поиска, это был музыкальный эксперимент.
🌳 Известно выражение Чайковского, который любил ботанические метафоры в отношении музыки: «Вся русская симфоническая музыка, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“». Это высказывание вполне точно, и, хотя в нем нет качественной оценки, оно воспринимается как положительное, возвеличивающее Глинку.
〰️ Если сравнить «Камаринскую» с любой современной и даже более ранней европейской симфонией, сразу станет очевидна ее некоторая бедность, отсутствие какого-либо развития, только бесконечно длящиеся вариации. Изобретательные, умело оркестрованные, с фантазией расцвеченные, но никуда не ведущие.
➿ Симфония всегда предполагает развитие темы, многообразие на основе единства, а развивающие вариации — всего лишь выхватывание случайного, их можно построить на материале любой мелодии. Забота здесь не о форме, а основная работа в целом микромелодическая — организация интервалов, ритмов, без видения целого.
🏰 Симфония в современном смысле этого слова сформировалась в рамках австро-немецкой композиторской школы, ее можно назвать высшей точкой развития эпохи формы в истории музыки. Требуемая сложность и цельность самой ее конструкции, в которой не должно быть проходных, не обоснованных с точки зрения логики формы моментов при колоссальном масштабе, глубокая связь этих идей с натурфилософией — соблюсти все это было почти невозможно за пределами пространства немецкой культуры. По крайней мере, до последней четверти 19 века это почти никому не удавалось.
🙏 Поэтому Глинка и не закончил начатую в 1852 программную симфонию «Тарас Бульба». Вовсе не творческий кризис тому виной, просто не хватило школы. Глинка, по-видимому, сам это прекрасно осознавал, и в 1856 году, остановившись в Берлине по пути в Париж, занялся изучением творчества Палестрины и Баха, то есть контрапункта, который был основой всей европейской музыки. Этими занятиями обусловлен его внезапный интерес к духовной музыке. К сожалению, создать он успел не так много — «Да исправится молитва моя» и «Ектения» были в числе последних его произведений. Смерть Глинки помешала претворению его планов в жизнь, а русская музыка на время повернула не туда.
🌝 В строгом смысле Чайковский был прав, из «Камаринской» действительно выросла вся русская симфоническая школа второй половины 19 века. Но практически все симфонии от Глинки и до Чайковского содержат в себе исключительно развивающиеся вариации на сопрано остинато. Действительный путь русской музыки к развитию, сами того не осознавая, затормозили Стасов, Одоевцев и Серов, начав культ Глинки, которому несколько десятилетий беззаветно следовали композиторы Могучей Кучки. Бородин и Балакирев писали так же, как и Глинка, не видя в том ничего дурного, а первой в полном смысле удавшейся русской симфонией стала уже 6 симфония Чайковского, написанная в 1892 году.
→ «Камаринская», Михаил Глинка.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/3r8HlX5cHtPu4w
→ Первая симфония, Александр Бородин.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xbwgoYD7K-0R6A
→ Первая симфония, Милий Балакириев.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/S_MxSyMerSthRg
→ Шестая симфония, Петр Чайковский.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/DmC5ix0at0qWpg
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день