angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Михаил Глинка

Опера «Жизнь за царя»

«Жизнь за царя» — самое известное произведение Глинки и первая национальная русская опера. Поговорим о ней подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

🌟 Опера «Жизнь за царя» — один из ключевых текстов русской культуры. Такое положение всегда определяется чем-то большим, чем просто его объективными достоинствами. Для этого нужно сойтись всем звездам — текст должен появиться в правильное время, в правильном месте, в правильной среде, быть правильно услышан и воспринят. С оперой «Жизнь за царя» все так и произошло.

🥇 Она была наречена первой русской оперой, а Глинка — первым русским композитором. И несмотря на то, что и до него существовали композиторы, писавшие оперы на русские темы на русском языке, новость была преимущественно в том, что в пространстве европейской культуры отчетливо сформировался сам концепт «национального искусства». Под который вполне подходила опера Глинки.

🚂 В 1830 году Глинка, на тот момент уже известный в обществе как прекрасный пианист и композитор, выезжает на водолечебные курорты Германии в сопровождении певчего придворной капеллы, тенора Николая Иванова.

🛂 С одной стороны, европейские путешествия были традицией для молодых дворян, с другой — получить заграничный паспорт было не всегда просто, нужен был уважительный предлог. Здесь для Глинки их было целых два — лечение и способствование в обучении певчего.

🏛 Глинка путешествует по Германии и оказывается в Аахенском театре. Огромное впечатление на него производит опера Бетховена «Фиделио» — он видит совершенно новую для него традицию, оказывается в пространстве другой исполнительской культуры.

🍷 К августу 1830 года Глинка приезжает в Милан и находит себе учителя композиции. Им становится ректор консерватории, оперный композитор Франческо Базили. Тем не менее, уроки не задались — Италия была слишком хороша, чтобы посвящать время скучной муштре. Глинка не давал широких публичных концертов, но стал известен в салонах, исполняя вариации на темы из популярных опер.

🗣 В декабре начался сезон, Беллини и Доницетти готовили к постановке свои оперы. «Анна Болейн» Доницетти произвела на Глинку колоссальное впечатление — особенно последняя сцена, где Анна Болейн, умирая, вспоминает картины счастливого детства. Этот довольно распространенный тип итальянской предсмертной арии окажется и в «Иване Сусанине».

→ «Предсмертная ария» Анны Болейн

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/fuMcwRAksCK1UQ

→ «Предсмертная ария» Ивана Сусанина

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/n6HFPjXejJeNXQ

🤩 Оперы из репертуара миланского театра — «Семирамида» Россини, «Ромео и Джульетта» Дзингарелли, «Крестоносец в Египте» Мейербера и прочие приводили Глинку в совершеннейший восторг.

✍️ После представлений он и Иванов подбирали дома понравившиеся места, а Глинка делал транскрипции произведений из репертуара примы миланской оперы Джудиты Паста, пытаясь подражать ее интонациям на фортепиано.

→ Септет на темы из оперы «Анна Болейн»

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/bHXHIGHgGEMyNQ

🤝 Осенью 1831 года Глинка едет через Рим в Неаполь, где знакомится с Винченцо Беллини. У двух композиторов складывается прекрасная дружба. В операх Беллини Глинку привлекает пластическая живая музыкальная ткань, где стирается грань между речитативом и арией, и эти вокальные красоты накладываются на простую гармонию оркестрового аккомпанемента. В этом ему видится высшая гармония. Именно во время подробного знакомства с итальянской раннеромантической оперной традицией у Глинки формируется идеал музыкальной выразительности.

🌗 В 1832 году Глинка возвращается в Милан и вместе с Николаем Ивановым учится петь у Андреа Нодзари. К концу 1833 года у него формируется уже отчетливое понимание того, что такое бельканто: соединение противоположностей, которые представляют собой грудной и головной регистры, сплав отчетливости и естественной грации. Это интересно рифмуется с аристократическими идеалами того времени — непосредственностью и легкостью в поведении, и в то же время следованием строгому этикету.

🧐 Глинка возвращается в Берлин, где впервые систематически учится композиции у теоретика Зигфрида Дена, который пишет для Глинки краткое руководство в четырех книжках карманного формата. На уроках Дена Глинка сочиняет трех- и четырехголосные фуги, решает разнообразные музыкальные головоломки.

🌊 В Берлине того времени, как и почти в любом крупном европейском городе, растет дискурс национального искусства. Идея о «душе нации» — чем-то стихийном, иррациональном, что находит лучшее свое выражение в искусстве и гениях — тех, кто смог проникнуть в ее суть — вызывают симпатию Глинки. Музыка кажется ему прекрасным медиумом для таких вещей.

📨 В 1834 году, получив известие о смерти отца, он, наполненный новыми идеями, возвращается в Россию.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🌾 Еще до отъезда в Россию, в Берлине, интересы Глинки разворачиваются в сторону русской культуры. Он пишет вокальную музыку на русские тексты — так появляются романсы «Дубрава шумит» на стихи Жуковского и «Не говори, любовь пройдет» на стихи Дельвига. Пытается создать увертюру-симфонию, которая осталась в черновиках и впервые была исполнена в Ленинграде в 1938 году.

→ Романс «Дубрава шумит» с мелодией и аккомпанементом вполне беллиниевского толка, основное отличие от итальянской музыки того времени — в том, что чувственную выразительность мелодии композитор ставит куда выше виртуозности, которой намеренно избегает.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/wuY-jitu-U_g9g

→ Увертюра-симфония на две русские темы. По сравнению с ранними вариациями в ней слышно возросшее мастерство, талант Глинки приобретает огранку, но вариационный принцип построения музыкального материала остается прежним.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/oTEZ921t3Iacbw

🌞 Вернувшись в Россию, Глинка задумывается о создании национальной оперы и ищет подходящий сюжет. С осени 1834 года он посещает салон В. А. Жуковского в Зимнем дворце. В этом салоне собирается избранное интеллектуальное общество — Пушкин, Вяземский, Одоевский, Вильегорский, Гоголь. Сначала Глинка думает написать оперу на сюжет «Марьиной рощи» Жуковского, но сам Жуковский настаивает, чтобы Глинка взял сюжет о подвиге костромского крестьянина, спасшего Михаила Романова в 1613 году.

☦️ Этот сюжет замечательно вписывается в Уваровскую триаду «Православие — Самодержавие — Народность», которую можно считать первой оформленной национальной идеей.

🖼 Глинка работает без либретто, создает музыку по предварительному литературному плану. Из оперы «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера он берет идею противопоставления двух миров, двух разных музык. В этом случае — русской и польской. На первом этапе получается, скорее, набор картин, объединенных общим сюжетом, чем цельное произведение.

📜 Либретто к опере пишет барон Е. Ф. Розен, известный в то время как автор исторических драм. Глинка указывает нужные размеры и характеры, размечает, какие нужно ставить гласные на высокие ноты, чтобы вокалистам было удобно петь, а Розен с поразительной легкостью пишет стихи на этот «скелет».

🤯 Опера несколько раз перекраивалась перед премьерой — самой большой проблемой было собрать все картины в единую структуру. Глинка остановился на несколько видоизмененной беллиниевской схеме — четырех действиях с прологом и эпилогом, придающими опере вневременной характер.

👑 Премьерой оперы открылся после перестройки Большой Каменный театр. Как его реконструкцию, так и саму постановку лично курировал Николай I и был этой оперой весьма доволен.

👏 Успех «Жизни за царя» сложился задолго до премьеры. Многие сольные номера хорошо знали в свете и исполняли в концертах, об опере шла молва в салонах.

💥 Премьера состоялась 27 ноября (по старому стилю) 1836 года. Билеты на нее невозможно было достать без знакомств.

🎩 Уже через год эта опера вошла в русский быт, и не было ни одного салона, где бы ее не слушали. По словам самого Глинки, «там, где мало-мальски пели, звучала музыка „Жизни за Царя“».

📰 Опере была посвящена широчайшая кампания в прессе — в течение четырех лет после премьеры в журналах появилось около 50 публикаций о ней, чего не удостаивалась ни одна европейская премьера.

🕰 «Жизнь за царя» не сходила с российских сцен до 1917 года, пользуясь неизменным успехом.

→ Опера в оригинальной версии, такой ее слышали до революции. Постановка Большого Театра.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/FPHJNL0RerUUrA

«Жизнь за царя», удачно просуществовавшая 81 год в качестве официальной визуализации формулы русского самодержавия, после революции исчезает из театральной жизни.

Очевидно, что без исправлений сюжета эта опера не может идти в новых реалиях. «Жизнь за царя» неоднократно пытались перетекстовать и до этого, как по идеологическим соображениям, так и по чисто литературным.

🙅‍♂️ Спектакль пытаются восстановить в феврале 1919 года на сцене Мариинского театра под названием «Иван Сусанин», с текстом «исправленным, и без холопских выражений». Но все эти спектакли отменяются.

👨‍🎤 В 1921 году в Мейерхольдовском журнале «Вестник театра» публикуется анонимное письмо (скорее всего, его автор — ученик Мейерхольда Валерий Бебутов), где говорится о том, что «проклятие оперы — это либретто» и всю классику необходимо актуализировать. В том числе, конечно, «Жизнь за царя».

👊 Уже в следующем номере появляются конкретные предложения: действие перенести в 1920 год, на юго-западную Русь, сюжет взять из недавней русско-польской войны, Сусанину фамилию заменить, а вместо царя спасать предреввоенсовета Троцкого.

🚩 Переделав таким образом произведение Глинки, планируется создать Первую Советскую Оперу. В 1921 году инициатива вязнет, но уже в 1924 году на сцене Одесского оперного театра ставится опера «За серп и молот», а в следующем году с таким же названием, но другим либретто, опера идет уже в Свердловске.

Последующие идеи заменить то Сусанина на Лапшина, то Сусанина на Минина, то царя на Минина, в конце 1920-х годов не были пропущены цензурой. В репертуарных указателях Главреперткома «Жизнь за Царя» вместе с ее переделками под заглавием «Минин» и «Смутное время» до 1934 года находится в списке запрещенных к исполнению.

⚖️ Для сравнения — два исполнения с разными текстами. Если в оперных театрах текст должен был идти совершенно определенный и идеологически выверенный, то, записывая арии на студии, певцы могли себе позволить обращаться к тому варианту, который казался им более подходящим.

→ Марк Рейзен, текст Городецкого.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2YhSDx0TpwfIBA

→ Борис Гмыря, текст Розена. Послушайте, насколько лучше и музыкальнее он звучит.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/YxQLb2oO5Ytj8Q

🤨 Музыковедами эта опера к середине 1930-х рассматривается как модернистская, весьма несовершенная, а Глинка характеризуется как «весьма ограниченный реалист» и «глубоко чуждый непосредственно гражданским мотивам, находящийся под влиянием идеологов черносотенного лагеря». Еще в 1937 году про музыку «Жизни за царя» пишут, что она находится под влиянием итальянской условной «оперности» и «сентиментальной надрывности бытового романса».

⚜️ Как именно была реабилитирована опера, с точностью неизвестно. Самая реалистичная версия — после кампании 1936 года по борьбе с формализмом и после запрета оперы Шостаковича «Катерина Измайлова» Сталину и идеологам партии было необходимо дать композиторам образец, как надо писать. И выбор остановился на реконструированном Иване Сусанине.

🙋🏻‍♂️ Это вполне совпало с поворотом середины 1930-х с интернационального на строго национальный культурный контекст. В 1934 году в правах была восстановлена русская история как дисциплина, направленная на воспитание патриотического духа.

⚙️ Нужно было создавать «новое советское искусство», и поэтому всю музыкальную классику — и Бетховена, и Чайковского переформатировали в соответствии с идеологическими задачами времени.

😣 Премьера оперы «Иван Сусанин» с либретто С. Городецкого прошла в Большом театре 21 февраля 1939 года. Теперь опера прославляла народ-победитель, который героически борется с чужеземным игом. В воздухе висит предчувствие масштабной войны, и эти идеи действительно вскоре приобретут большую актуальность.

👨🏻 «Иван Сусанин» становится одной из любимых опер Сталина, который старается не пропускать ее представлений.

🏛 С 1945 года и до конца советского времени «Иван Сусанин» традиционно открывал сезон Большого театра. Эта опера оказала сильнейшее влияние на советскую оперную эстетику. Масштабные постановки — избы на сцене в натуральную величину, стремление показать Величие и Героизм Подвига, вместе с требуемым «реализмом», который был столь же далек от реальности, сколь и советский агитпроп, привели к популярности на сцене огромных по мощи стенобитных голосов, некоторой общей тяжеловесности пения.

🧐 Эти и другие факторы влияли не только на постановки и интерпретацию старых произведений, но и на работу над новыми. Они создали совершенно особое явление советской оперы, которое сейчас интересно, скорее, в исследовательском смысле, чем в эстетическом.

→ Запись постановки оперы «Иван Сусанин» из Большого театра 1979 года.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/vvBSlYDiACQ2uQ

Как связан Глинка с моим появлением на свет

→ Послушайте арию Вани из «Ивана Сусанина» в исполнении Эрика Курмангалиева.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/42aWl0_BpnPr8g

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;