Михаил Глинка
Мифологизация Глинки
Глинку называют отцом русской музыки. Поговорим о том, какие мифы связаны с композитором, как они появились, а заодно подведем итоги урока.
На Глинку было возложено тяжкое бремя отца русской музыки. Большую роль в этом сыграл Владимир Стасов, самый яркий представитель славянофильского крыла музыкальной критики.
🌳 Прекрасно известно выражение Петра Чайковского: «Глинка — желудь, из которого растет весь дуб русской музыки».
📨 Это цитата из письма Чайковского композитору Сергею Танееву, но контекст письма, в котором существовала эта фраза, в советском издании писем Чайковского просто исчез, хотя и присутствовал в них до революции.
🌺 Чайковский использует ботанические метафоры, сравнивая европейскую музыку с садом, в который всяческая национальность вносит что-то на пользу, и пишет о том, что «как бы мы ни старались, из европейского сада не уйдем, ибо наше зерно, волею судеб, попало на почву, возделанную прежде нас европейцами, корни оно пустило там уже достаточно давно и глубоко, и теперь уже у нас с вами не хватит сил его оттуда вырвать».
🤝 К рубежу веков это знание было среди композиторов некоторым общим местом. Римский-Корсаков в 1908 пишет: «У всей европейской музыки одна гармоническая и контрапунктическая основа, и любая „народность“ в ней делается не добавлением, а избеганием некоторых приемов».
🐻 Тем не менее, дискурс «народности» Глинки был достаточно развернут и одновременно примитивен — самое мощное теоретическое объяснение «Глинка — народный композитор, потому что склонен к народной музыке», а некоторые его творческие неудачи приписывались отдалению от народных корней. Желающие верить в свой особый путь России были этими объяснениями вполне удовлетворены.
🤦🏻♂️ На пороге 20 века фигура и музыкальное наследие Глинки были в России мифологизированы более, чем биография и творчество какого бы то ни было классика. Ему ставят в вину — последовательно: недостаточный интерес к русскому, обломовскую лень, «барскую закваску» и поразительное безразличие к современной ему европейской музыкальной мысли. Музыка Глинки то заимствована, то в высшей степени оригинальна, то ремесленна, то стоит на уровне лучших музыкальных и театральных завоеваний Запада. Глинку сопоставляют с Бетховеном и Мендельсоном, называют предтечей русского народничества, видят в нем одновременно фривольность 18 века и «демократическое сознание».
🌞 Действительно, натура Глинки была сложна, противоречива, мифы о нем рождались уже в воспоминаниях современников. Относительное единство в отношении Глинки в советском пространстве наступило в 1937 году, когда Сталину после случая с «Леди Макбет» было совершенно необходимо создать унифицированную систему музыкальных ценностей. Глинка хорошо подошел на эту роль благодаря уже сложившимся мифам, из которых нужно было всего лишь выбрать подходящие.
📰 Процесс демифологизации Глинки начался уже после распада Советского Союза. Вышли новые биографии — к примеру, Екатерины Лобанковой в серии ЖЗЛ, важная статья Михаила Друскина, исследования Марины Фроловой-Уокер и Марины Раку.
👏 Единственное, что никогда не ставилось под сомнение — заслуги Глинки в области создания русской вокальной школы. Глинка не основал вокальную школу, но сильно повлиял на ее облик. И тем, что разучивал партии с певцами Большого театра в Петербурге, и тем, какую эстетику исполнения заложил в свои романсы. Если, к примеру, немецкую композиторскую школу можно описать как «немецкая плюс французская», то русскую, в глинкинском изводе — «итальянская плюс французская». Из итальянской взяты техника и методы преподавания, из французской — внимание к слову, к нюансам, к образу. Хотя русская опера того времени была не так богата, как европейская, в отношении исполнительского искусства она опередила ее на несколько поколений, пролистнув два века «поющих статуй» и неограниченной голосовой виртуозности за несколько десятилетий.
1. Портрет 20-летнего Глинки, выполненный в романтическом духе. Художник А. И. Теребенев
2. Портрет Глинки в возрасте 36 лет, более реалистичный
3. Фото 1850-х годов
4. Последняя фотография Глинки, сделаннная в 1856 году, которая стала основой для большинства поздних портретов, марок и пр.
5. Портрет кисти И. Е. Репина 1887 года. Глинка запечатлен мыслителем, философом, в выражении лица — глубокая задумчивость, пророческое видение.
6. Парадно-открыточный портрет Глинки советского времени с последней фотографии. Здесь нет ни следа от задумчивости, которую мы видели на картине Репина. Во взгляде читается нечто пророческое, провидческое, но это провидение, скорее, пламенного борца за искусство, чем художника.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Этот урок мы посвятили Михаилу Ивановичу Глинке. Давайте повторим, что мы узнали.
👑 Глинку мифологизировали уже в воспоминаниях современников. Его подлинное лицо было незнакомо широкой публике вплоть до конца 20 века.
🌾 Глинка, попав в среду и время рождения «духа наций», действительно задался целью создать национальную русскую музыку. Позднее объяснение его мотивов и действий трактовалось максимально широко, вплетаясь в любой имеющий хождение дискурс.
🔎 Сам он всю жизнь находился в творческом поиске, много путешествовал и в каждом путешествии искал возможности обогатить свой музыкальный мир, улучшить композиторскую технику.
💞 Раннее творчество Глинки наполовину состоит из романсов, наполовину — из фантазий на популярные темы из итальянских опер. В 1840 году, между двумя операми, Глинка создал первый в русской музыке вокальный цикл — «Прощание с Петербургом».
🏵 Два больших его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», хотя и были приняты по-разному (первая имела оглушительный успех, вторая вызвала весьма неоднозначную реакцию), все равно стали важными ориентирами для русских композиторов последующего времени. «Жизнь за царя» считалась моделью исторической оперы, «Руслан и Людмила» — сказочной.
🧭 Глинка был автором нескольких симфонических увертюр — «Арагонской Хоты», «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде», «Камаринской» и раннего вальса-фантазии, который он переложил для оркестра. Многие из них были созданы в качестве эксперимента, но так сложилось, что они определили развитие русской музыки последующих десятилетий.
→ Послушайте «Вальс-фантазию» Михаила Глинки в лучшем исполнении — играет Государственный академический симфонический оркестр под управлением Евгения Сетланова.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Lkf3jCwJt8tLuA
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день