Михаил Глинка
Мифологизация Глинки
Глинку называют отцом русской музыки. Поговорим о том, какие мифы связаны с композитором, как они появились, а заодно подведем итоги урока.
![](https://levelvan.ru/upload/users/5ffda60592fe9.jpg)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/l1plus-2.png)
На Глинку было возложено тяжкое бремя отца русской музыки. Большую роль в этом сыграл Владимир Стасов, самый яркий представитель славянофильского крыла музыкальной критики.
🌳 Прекрасно известно выражение Петра Чайковского: «Глинка — желудь, из которого растет весь дуб русской музыки».
📨 Это цитата из письма Чайковского композитору Сергею Танееву, но контекст письма, в котором существовала эта фраза, в советском издании писем Чайковского просто исчез, хотя и присутствовал в них до революции.
🌺 Чайковский использует ботанические метафоры, сравнивая европейскую музыку с садом, в который всяческая национальность вносит что-то на пользу, и пишет о том, что «как бы мы ни старались, из европейского сада не уйдем, ибо наше зерно, волею судеб, попало на почву, возделанную прежде нас европейцами, корни оно пустило там уже достаточно давно и глубоко, и теперь уже у нас с вами не хватит сил его оттуда вырвать».
🤝 К рубежу веков это знание было среди композиторов некоторым общим местом. Римский-Корсаков в 1908 пишет: «У всей европейской музыки одна гармоническая и контрапунктическая основа, и любая „народность“ в ней делается не добавлением, а избеганием некоторых приемов».
🐻 Тем не менее, дискурс «народности» Глинки был достаточно развернут и одновременно примитивен — самое мощное теоретическое объяснение «Глинка — народный композитор, потому что склонен к народной музыке», а некоторые его творческие неудачи приписывались отдалению от народных корней. Желающие верить в свой особый путь России были этими объяснениями вполне удовлетворены.
🤦🏻♂️ На пороге 20 века фигура и музыкальное наследие Глинки были в России мифологизированы более, чем биография и творчество какого бы то ни было классика. Ему ставят в вину — последовательно: недостаточный интерес к русскому, обломовскую лень, «барскую закваску» и поразительное безразличие к современной ему европейской музыкальной мысли. Музыка Глинки то заимствована, то в высшей степени оригинальна, то ремесленна, то стоит на уровне лучших музыкальных и театральных завоеваний Запада. Глинку сопоставляют с Бетховеном и Мендельсоном, называют предтечей русского народничества, видят в нем одновременно фривольность 18 века и «демократическое сознание».
🌞 Действительно, натура Глинки была сложна, противоречива, мифы о нем рождались уже в воспоминаниях современников. Относительное единство в отношении Глинки в советском пространстве наступило в 1937 году, когда Сталину после случая с «Леди Макбет» было совершенно необходимо создать унифицированную систему музыкальных ценностей. Глинка хорошо подошел на эту роль благодаря уже сложившимся мифам, из которых нужно было всего лишь выбрать подходящие.
📰 Процесс демифологизации Глинки начался уже после распада Советского Союза. Вышли новые биографии — к примеру, Екатерины Лобанковой в серии ЖЗЛ, важная статья Михаила Друскина, исследования Марины Фроловой-Уокер и Марины Раку.
👏 Единственное, что никогда не ставилось под сомнение — заслуги Глинки в области создания русской вокальной школы. Глинка не основал вокальную школу, но сильно повлиял на ее облик. И тем, что разучивал партии с певцами Большого театра в Петербурге, и тем, какую эстетику исполнения заложил в свои романсы. Если, к примеру, немецкую композиторскую школу можно описать как «немецкая плюс французская», то русскую, в глинкинском изводе — «итальянская плюс французская». Из итальянской взяты техника и методы преподавания, из французской — внимание к слову, к нюансам, к образу. Хотя русская опера того времени была не так богата, как европейская, в отношении исполнительского искусства она опередила ее на несколько поколений, пролистнув два века «поющих статуй» и неограниченной голосовой виртуозности за несколько десятилетий.
1. Портрет 20-летнего Глинки, выполненный в романтическом духе. Художник А. И. Теребенев
2. Портрет Глинки в возрасте 36 лет, более реалистичный
3. Фото 1850-х годов
4. Последняя фотография Глинки, сделаннная в 1856 году, которая стала основой для большинства поздних портретов, марок и пр.
5. Портрет кисти И. Е. Репина 1887 года. Глинка запечатлен мыслителем, философом, в выражении лица — глубокая задумчивость, пророческое видение.
6. Парадно-открыточный портрет Глинки советского времени с последней фотографии. Здесь нет ни следа от задумчивости, которую мы видели на картине Репина. Во взгляде читается нечто пророческое, провидческое, но это провидение, скорее, пламенного борца за искусство, чем художника.
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться![](https://levelvan.ru/upload/media/sbsc-culture.png)
Этот урок мы посвятили Михаилу Ивановичу Глинке. Давайте повторим, что мы узнали.
👑 Глинку мифологизировали уже в воспоминаниях современников. Его подлинное лицо было незнакомо широкой публике вплоть до конца 20 века.
🌾 Глинка, попав в среду и время рождения «духа наций», действительно задался целью создать национальную русскую музыку. Позднее объяснение его мотивов и действий трактовалось максимально широко, вплетаясь в любой имеющий хождение дискурс.
🔎 Сам он всю жизнь находился в творческом поиске, много путешествовал и в каждом путешествии искал возможности обогатить свой музыкальный мир, улучшить композиторскую технику.
💞 Раннее творчество Глинки наполовину состоит из романсов, наполовину — из фантазий на популярные темы из итальянских опер. В 1840 году, между двумя операми, Глинка создал первый в русской музыке вокальный цикл — «Прощание с Петербургом».
🏵 Два больших его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», хотя и были приняты по-разному (первая имела оглушительный успех, вторая вызвала весьма неоднозначную реакцию), все равно стали важными ориентирами для русских композиторов последующего времени. «Жизнь за царя» считалась моделью исторической оперы, «Руслан и Людмила» — сказочной.
🧭 Глинка был автором нескольких симфонических увертюр — «Арагонской Хоты», «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде», «Камаринской» и раннего вальса-фантазии, который он переложил для оркестра. Многие из них были созданы в качестве эксперимента, но так сложилось, что они определили развитие русской музыки последующих десятилетий.
→ Послушайте «Вальс-фантазию» Михаила Глинки в лучшем исполнении — играет Государственный академический симфонический оркестр под управлением Евгения Сетланова.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Lkf3jCwJt8tLuA
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-lecturer.png)
на лекции и практикумы
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-like.png)
средний рейтинг лекции
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-many.png)
вебинаров в день