angle-down facebook instagram vkontakte warning

Николай Гоголь

Сборник «Миргород»

Сборник «Миргород» задуман как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Посмотрим, как стихия живой устной речи воплощается в диалогах персонажей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Давайте поговорим про сборник «Миргород» (1835), узнаем, какой смысл заложен в расположении повестей и в каких жанрах они написаны.

Сборник «Миргород» (1835) задуман как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». На этот раз Гоголь отказывается от вымышленных рассказчиков и «издателя» и «Миргород» можно назвать более «литературной» книгой. Стихия живой устной речи по-прежнему значима, но теперь она воплощается больше в диалогах персонажей, чем в речи повествователя.

📚 В «Миргороде» два тома, в каждом по две контрастных по стилю и тону повести. Повести часто издают отдельно, потому что очевидной связи между ними нет, но интереснее читать их как единый цикл.

📗 Первый том: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба».

📕 Второй том: «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Первая и последняя повести сборника «Миргород» — это сцены из повседневной жизни, без мистики и героики. Гоголь сознательно возвращается к жанру идиллии: она показывает тихую жизнь в гармонии с природой, без конфликтов и сильных страстей.

❇ Гоголь возвращается к жанру идиллии. Но возможна ли она?

В современной Гоголю литературе активно обсуждали, можно ли вообще в 19 веке написать настоящую идиллию, или цивилизация окончательно утратила память о «детстве человечества» и не может даже в воображении вернуться к благостному спокойствию.

👩‍❤️‍👨 В «Старосветских помещиках» счастливая пара Толстогубов действительно близка к идиллической жизни: вопрос, насколько их маленький рай идеален, открыт для интерпретации. А вот в последней повести цикла идиллический Миргород взрывается конфликтом.

💣 Два старых приятеля, Иван Иванович Перерепенко и Иван Никифорович Довгочхун ссорятся из-за пустяка: Иван Никифорович не захотел дать Иван Ивановичу свое ружье и в запале обозвал друга гусаком.

❇️ Почему идиллия невозможна?

Начинается комическая история мести и «войны» с участием суда, городничего и бурой свиньи. В названии неслучайно несимметричное «поссорился», а не «поссорились»: ссора затягивается из-за упрямства Ивана Ивановича. Вспомним, что это мы должны читать уже после «Тараса Бульбы» и «Вия», где ставки были высоки и конфликты по-настоящему неразрешимы. На этом фоне повесть о мелком раздоре выглядит автопародией.

👀 В последней повести сначала нам настойчиво предлагают любоваться героями и Миргородом, повторяет, какой «прекрасный человек Иван Иванович» и щедро расставляет восклицательные знаки в каждом описании «чудного города». Только достопримечательность в городе такая: «Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!»

🕳 Повествователь словно пытается убедить самого себя, что мы все еще в идиллии, пусть ее и пошатнула ссора друзей. В самом конце и он, вернувшись в Миргород через пять лет, не может поддерживать иллюзию: «Опять то же поле, местами изрытое, черное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. — Скучно на этом свете, господа!»

📖 Скрытый сюжет «Миргорода» — деградация когда-то идеального мира. Три первых текста отсылают к известным литературным формам — пасторали, героическому эпосу, готическому роману. Четвертый же текст — чисто гоголевский и не вписывается в жанровые рамки.

Давайте узнаем историю сюжета второй повести сборника — «Тарас Бульба» и его основные линии.

📗 «Тарас Бульба» — историческая повесть о Запорожской Сечи. В основе сюжета — история реального восстания запорожских казаков против поляков в первой половине 17 века. Хотя Гоголь серьезно изучал исторические источники, в повести он стремится не к документальной точности, а к воссозданию духа легенд и народных песен.

📜 Замысел созвучен романтическому историзму: реконструкция национальной истории требует эмоционального вовлечения, историю нужно видеть через судьбы героев. Яркие персонажи, красочные детали и трагический конфликт создают образ утраченного мира героического эпоса, в котором действуют свои законы и своя мораль.

🔀 Сюжет «Тараса Бульбы» развивается по двум линиям.

1️⃣ Мы наблюдаем жизнь запорожских казаков, военного сообщества со своей оригинальной культурой и их отчаянную борьбу за независимость от Польши.

2️⃣ Одновременно внимание фокусируется на одной семье — старом казацком полковнике Тарасе и двух его сыновьях — Остапе и Андрие.

👥 Сыновья, выпускники Киевской академии, возвращаются на Сечь и присоединяются в отцу в сражениях — но младший брат, Андрий, влюблен в прекрасную полячку и в конце концов ради любви идет на предательство. Отец убивает Андрия, Остапа казнят на площади, в конце погибает и сам Тарас.

💥 В центре конфликта — столкновение между общим и личным, и обе стороны представлены сильными образами. Сечь у Гоголя — и своеобразная утопия «странной республики», и продолжение его темы карнавальной жизни в единстве со всеми. Казачество непохоже на регулярную армию, время между сражениями герои проводят в бесконечном празднестве, хотя и более брутальном, чем ярмарки из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

✨ Похожа Сечь и на заколдованное место:

«Вся Сечь представляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали, но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости».

Тарас отчаянно отстаивает не территорию или идеологию, а именно этот образ жизни.

👨‍🦱🥀 На другом полюсе оказывается Андрий — романтический персонаж, который отсоединяется от общей жизни. История влюбленности Андрия построена явно по западной средневековой модели, как ее представляли себе романтики — не зря и Польша в тексте все время связывается с «рыцарством».

🌹 Это ключевая для Гоголя тема, и в статье «О средних веках» он пишет о поклонении прекрасной даме: «Если эта возвышенная любовь изумительна, то влияние ее на нравы и того более. Все благородство в характере европейцев было ее следствием». Значит, и предательство Андрия — результат сознательного выбора между двумя формами благородного служения.

🗣 В сцене его гибели, как заметил литературовед Юрий Манн, появляются символы Христа — хлеб и агнец: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

👨‍🦱⛓ Тот же мотив есть в смерти Тараса — его приковывают цепями к столбу и прибивают руки. В итоге кровавые развязки в «Тарасе Бульбе», как и безнадежный конфликт отца и сына, приобретают универсальный трагический масштаб за границами исторической конкретики.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

А сейчас поговорим о том, с чем можно сравнить повесть «Вий», как текст передает черты устного предания и кто же такой Вий.

📕 «Вий», третья повесть в «Миргороде», возвращает нас к мотивам «Вечеров». Мы снова попадаем в мир, который живет по мифологическим законам, снова из повседневности герои запросто попадают в область сверхъестественного. «Вий» отличается интенсивностью атмосферы: вместо сравнительно безобидной бытовой нечисти «Вечеров» действуют по-настоящему страшные инфернальные силы.

🌒 Завязка нам уже хорошо знакома: три студента заблудились и попали в опасное место. Один из них, Хома Брут, становится жертвой ведьмы, которая утром превращается в прекрасную панночку. Дальше его зовут читать молитвы над умирающей девушкой — конечно, той же ведьмой — и церковь становится ареной ужасов. Читатель мог бы ожидать классической истории об одолении черта — но у героя не хватает сил и веры справиться с чудовищами, и он погибает от страха. Гоголь снова цитирует поверья, связанные с мертвецами и ведьмами, но вдобавок изобретает совершенно оригинального персонажа.

Откуда взялся Вий? Текст сопровождается примечанием:

«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».

Это мистификация: фольклористам так и не удалось точно установить, есть ли такой персонаж в славянской мифологии.

🤷‍♂️ Есть десятки разных версий: Вий фигурирует в «Энциклопедии мифологии» под редакцией Е. Мелетинского как персонаж восточнославянской мифологии, его связывают с Велесом, осетинскими великанами-ваюгами, Кащеем, украинским Буняком, но никто не совпадает с гоголевским комментарием.

🗝 Смысл примечания-обманки в том, чтобы придать повести черты устного предания. Гоголь все время напоминает, что для него творчество возможно только без разрыва с традицией, поэтому даже авторский сюжет и вымышленное чудовище он стремится выдать за часть народной культуры.

🧙‍♀️ В «Вие» интересно и то, что монструозные тела нечисти описаны очень подробно, в нарушение правил романтической «литературы ужасов», которая окружала все демоническое таинственным ореолом. Живописный гоголевский текст больше похож на картины Босха, чем на новеллы Эдгара По. Детальная визуализация также приближает читателя к герою вспомним, что умирает он, потому что не может отвести глаза от Вия.

О языковом колорите в «Пропавшей грамоте»

Сейчас на русском языке доступны три экранизации повести Н.В. Гоголя «Вий».

🎬 «Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн зрителей).

🎬 «Вий» — художественный фильм режиссера Олега Степченко, вышедший в 2014 году в формате 3D. Стал самым кассовым российским фильмом года.

🎬 «Гоголь. Вий» — российский фильм в жанре детектив режиссера Егора Баранова по мотивам произведений Н. В. Гоголя. Продолжение фильма «Гоголь. Начало».

Давайте прочитаем повесть «Старосветские помещики» (1835) Н.В. Гоголя из цикла «Миргород».

Время прочтения 〰️ 25 минут.

👉 Как вам кажется, чего больше в повести — идиллии или иронии?

О мифе в основе «Старосветских помещиков»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;