angle-down facebook instagram vkontakte warning

Николай Гоголь

«Петербургские повести»

«Петербургские повести» вдохновили учеников Гоголя, писателей натуральной школы, Достоевского и весь русский реализм. Познакомимся с ними поближе и узнаем, чем именно.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Теперь поговорим о «Петербургских повестях» Гоголя, узнаем, кто их герои и как писатель относится к Петербургу.

✍️ «Петербургскими повестями» принято называть пять произведений Гоголя, написанных с 1834 по 1842 годы:

🔹 «Записки сумасшедшего»
🔹 «Невский проспект»
🔹 «Нос»
🔹 «Портрет»
🔹 «Шинель»

Иногда к ним присоединяют два текста не о Петербурге — «Коляску» и «Рим».

🎩 Условное название цикла — отсылка к Пушкину: «Петербургская повесть» — подзаголовок поэмы «Медный всадник», в которой Петербург становится местом столкновения обыкновенного человека и частной жизни с властью, величием, большими идеями, воплощенными в памятнике Петру I.

👆 Гоголь действительно продолжает заданные Пушкином темы и создает тот мифологизированный образ Петербурга, который дальше будет доминировать в русской литературе.

➡️ В этом мифе две основные темы:

1️⃣ Петербург как имперская столица, утопия, построенная по жесткому плану, средоточие бюрократии.

2️⃣ Петербург как выдуманный город, мираж или морок, в котором могут происходить самые странные вещи.

🔏 Для Гоголя, как мы уже поняли по «Вечерам на хуторе близ Диканьки» культура Петербурга — заведомо чужая, ненастоящая, оторванная от корней. В жизни писатель тоже лучше чувствовал себя в Москве и в Риме — городах с более долгой историей, в том числе духовной. Петербург же он всегда пишет как инфернальное место, город-демон, который соблазняет героев, обманывает или сводит с ума.

🖋 В «Петербургских повестях» фантастические элементы вводятся совершенно иначе, чем в текстах на украинские темы. Нет связи с фольклором, нет персонажей, которые были бы носителями народной культуры. Нет легендарной нечисти, как и нет и традиционных правил игры, которые позволяли гоголевским героям справляться с демонами. Странности Петербурга не подчиняются логике мифа, сказки или даже романтической фантастики в духе Гофмана.

🗣 Литературовед Ю. В. Манн назвал принцип устройства «Петербургских повестей» «нефантастической фантастикой»: у Гоголя даже в мелких деталях фантастику нельзя отделить от реальности, это «тайна, прячущаяся везде и нигде, иррациональность, пропитавшая жизнь, как вода вату».

❓ Кто они, персонажи повестей?

👥 В центре повестей — незначительные с точки зрения столичной жизни персонажи, с которым внезапно происходят странные события.

👂 Все слышали о гоголевском «маленьком человеке»: маленький — это в первую очередь самоощущение. Героев мучает чувство неадекватности и желание занять место повыше. Мания величия в «Записках сумасшедшего», романтические мечты в «Невском проспекте», совсем скромные желания Башмачкина в «Шинели» одинаково несбыточны.

👎 Вместо чудесных приключений и сказочных испытаний все необычайное направлено на унижение героев. Весь смысл невиданного происшествия с носом майора Ковалева для самого героя в том, что нос превращается в более удачливого соперника.

😕 Все странности словно спровоцированы не мифологическим подтекстом, а социальным — одиночеством маленького человека в большом городе, бессмысленной службой, страхом потерять свое место.

В повестях Гоголя действуют не только мелкие чиновники. Две истории цикла посвящены творческим натурам «Портрет» и «Невский проспект». Давайте поговорим про героев повестей и как отличается роль города в них.

1️⃣📗 «Портрет» ближе всех остальных текстов к романтизму. Гоголь использует популярные в традиции готического романа сюжеты о зловещих портретах и о проклятых художниках.

👤 Герой повести — бедный молодой художник Чартков — покупает портрет загадочного старика. Портрет оживает, выходит из рамы, и герою удается выхватить из его рук нарисованные деньги. Деньги становятся реальными, разбогатевший Чартков делает карьеру, но понимает, что для этого ему пришлось пожертвовать подлинным талантом.

✍️ Гоголь повторяет прием из «Страшной мести». После смерти героя в повести рассказывается предыстория портрета: моделью для него был ростовщик, чей дух вселился в картину и губит ее владельцев. Общий источник всех сюжетов о страшном портрете — «Мельмот Скиталец» английского писателя Чарлза Мэтьюрина (1782–1824), популярного в России в начале 19 века.

💫 Таинственный ростовщик и тема выбора между творчеством и карьерой напоминают многие произведения Гофмана и Бальзака. Гоголь больше всего внимания уделяет не магии портрета, а тому, как преображается Чартков — мы не можем однозначно сказать, что его разрушает больше: проклятие или просто деньги и слава.

📌 Ирония и в том, что чем больше героя начинают называть «необыкновенным» и «экстраординарным», тем яснее повествователь показывает, что художник становится обычным ремесленником.

🌀 Когда, осознав утрату таланта, Чартков начинает сходить с ума и превращается в чудовище, похожее на «демона» и «гарпию», мы тоже можем видеть в этом одновременно и действие рока, и гиперболизированные зависть и разочарование.

🏙 В «Портрете» Петербург присутствует скорее фоном, о котором нам напоминают в ключевые моменты. Это особенно видно по тому, как важна «социальная география» города, где первый знак успеха — переезд из бедной каморки в большой дом.

2️⃣📕 А вот в повести «Невский проспект» город становится главным героем. Нам сразу намекают на что-то необыкновенное, хотя речь идет пока о реалистической хронике жизни одной улицы: «Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного только дня! Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток!»

👥 Дальше в «Невском проспекте» мы следим за двумя персонажами — практичным поручиком Пироговым и романтичным художником Пискаревым. С точки зрения повествователя быть художником в Петербурге — уже странно: «Не правда ли, странное явление? Художник петербургский! художник в земле снегов, художник в стране финнов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно. Эти художники вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и ее небо…»

💙 Оба героя отправляются на поиски любовных приключений. Но романтика ждет разочарование, которого его разум не сможет вынести. Он следует за необыкновенной красавицей, вообразив, что это загадочная аристократка, а попадает в публичный дом.

🙇 Не в силах справиться с таким ударом, Пискарев погружается в грезы, где прекрасная девушка является ему такой, какой он хотел ее видеть. Сновидения вытесняют жизнь, художник начинает принимать опиум, снова отправляется в путешествие по Невскому и еще раз встречает свою богиню в ее реальном обличье — все заканчивается страшной гибелью героя. Повествователь, однако, пожалев ненадолго бедного художника, возвращается к Пирогову: его приключения более земные и комические.

🗣 Интересно, что в конце появляется сам рассказчик, тоже гуляющий по Невскому. Он один понимает, что все дело в самом городе — призрачном царстве лжи: «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Шинель» — самая известная и самая оригинальная из «петербургских повестей». Давайте поближе познакомимся с ее героем и проследим, как ведется нить повествования.

👤 Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник, жизнь которого состоит из цепочки унижений и неудач. Все его надежды фиксируются на новой шинели: когда шинель у него крадут, он погибает и превращается в привидение, срывающее шинели с прохожих.

📖 Анекдотический сюжет обретает более сложный смысл за счет многослойного повествования. Повествователь все время играет с тем, сколько информации он готов нам сообщить, говорит то предельно конкретно, то расплывчато. В самом начале он обрывает сам себя: «В департаменте... но лучше не называть, в каком департаменте», и предлагает абстрактное «в одном департаменте служил один чиновник».

🎩 Но дальше чиновник оказывается вовсе не условным представителем типа, а фигурой странной и гротескной. Нам даже рассказывают историю его комического имени. Башмачкин вроде бы похож на других персонажей цикла: он беден, жалок и наивен. Как и Поприщин в «Записках сумасшедшего», на службе он занят переписыванием.

🙇 Но Башмачкин службой всерьез, маниакально увлекается — настолько, что попадает в какой-то транс и перестает ориентироваться в реальности, как Пискарев в «Невском проспекте»: «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы». Заметьте, что это происходит задолго до того, как события примут фантастический оборот.

✍️ Из черновиков повести видно, что фантастического в ней по мере работы становилось все меньше: Гоголь начал писать рассказ о привидении, а в итоге получился текст об одиноком человеке в холодном бюрократическом мире.

❓ Почему объектом желания и магическим предметом становится шинель?

🧥 Одежда для гоголевских персонажей всегда значима: это и способ самовыражения, и знак социального статуса. Красная свитка в «Сорочинской ярмарке» и черевички царицы в «Ночи перед Рождеством» уже задают мотив деталей гардероба как рычагов, запускающих волшебные сюжеты.

❄️ Шинель концентрирует в себе все смыслы, которые вещь может приобретать у Гоголя. Одержимость Башмачкина не совсем нелогична. Ему действительно очень нужна новая шинель: чтобы защитить от холода и от насмешек сослуживцев над его старой одеждой. Шинель — это тепло и самоуважение, которых не хватает герою всю его жизнь. Гоголь лишь доводит понятную потребность до абсурдной мании, а потом делает еще один шаг и обрекает героя на вечную погоню за шинелью.

🌨 В «Шинели» до самого финала Петербург уже не город страшных чудес, его главное свойство — обычный холод. Смерть Акакия Акакиевича вроде бы ничего для него не значит: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». Только фантастический поворот событий превращает героя из «микроскопического» человечка в демонического духа с инфернальной стороны столицы.

👣 Призрак Башмачника в конце добывает себе генеральскую шинель, становится выше ростом и носит «преогромные усы». Вся последняя часть «Шинели» устроена как городская легенда: слухи и страхи горожан выращивают из маленького чиновника огромную зловещую фигуру.

📖 Давайте прочитаем повесть Н.В. Гоголя «Нос», написанную в 1832–1833 годах.

Время прочтения ~ 25 минут.

Как вы думаете, почему абсурдный сюжет связан именно с носом?

📘 «Шинель» сыграла особую роль в истории литературоведения: небольшая статья Бориса Эйхенбаума «Как сделана „Шинель” Гоголя» (1918) стала классикой теории литературы.

📽 «Шинель» не раз экранизировали. Самая интересная и загадочная интерпретация повести — незаконченный мультфильм легендарного Юрия Норштейна, работа над которым началась еще в 1981 году.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;