angle-down facebook instagram vkontakte warning

Николай Гоголь

Драматургия: «Ревизор» и «Женитьба»

Гоголь относился к театру очень серьезно: в комедии он видел не развлечение, а способ показать подлинную подоплеку жизни. Попробуем разглядеть реальность на сцене.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Поговорим о драматургии Гоголя. Давайте узнаем, как писатель связан с театром и что отличает персонажей гоголевских пьес.

🎭 Театральный мир был хорошо знаком Гоголю с детства. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, писал и ставил комедии, основанные на традициях украинского народного театра. Молодой Гоголь всерьез хотел стать профессиональным актером, но в столичные театры его не брали.

✍️ Он начал писать пьесы в 1830-е годы, параллельно с «петербургскими повестями». Первые шаги давались трудно: «Ревизору» предшествует ряд незаконченных проектов. Первый из них — комедия «Владимир 3-й степени». Ее замысел перекликается с «Шинелью» и «Записками сумасшедшего»: петербургский чиновник Барсуков мечтает об ордене и в конце концов сходит с ума и воображает, что он сам и есть «Владимир 3-й степени». По ходу действия он встречает множество разнообразных действующих лиц, у каждого из которых свои интересы. Скорее всего, пьеса не получилась из-за того, что Гоголю не удавалось собрать яркие сцены с отдельными персонажами в единое действие.

❇️ На этом этапе Гоголь изобретает основы того, что отличает его театр.

❗️ В пьесах Гоголя нет традиционной интриги. Герои не управляют событиями, их «несет» и в действиях, и в речи. Гоголь не зря любит слово «происшествие».м

🎲 В драме, как и в повестях, ход событий кажется случайным и алогичным. Между намерением и результатом всегда пропасть, причем объяснить, почему персонажам никогда не удается достичь задуманного, можно только случайностью, а не противодействующими силами или препятствиями. Этот эффект называют «миражной интригой», вслед за Аполлоном Григорьевым, который первым написал о «миражной жизни» гоголевских героев»: их цели и мотивы всегда призрачны.

🔀 Персонажей в театре Гоголя нельзя четко распределить по сторонам конфликта. Они дублируют друг друга, легко меняют точку зрения, устраивают хаотическую суету. Они также много врут — это свойство не одного Хлестакова. Последняя пьеса Гоголя, оставшаяся незавершенной — «Игроки» — доводит эту тему до предела: в пьесе действуют сплошь шулеры и обманщики. В гоголевском театре жизнь не просто похожа на азартную игру, это игра, в которой все жульничают.

💥 Гоголь, в отличие от отца, относился к театру очень серьезно. В комедии он видел не развлечение, а способ показать подлинную подоплеку современной ему жизни. Поэтому гротеск должен действовать на зрителя как шоковая терапия, заставить узнать настоящую реальность в абсурде на сцене.

🤹‍♀️ Эту идею до зрителей донести было трудно, потому что анекдотические ситуации на сцене ассоциировались с фарсами и водевилями. Первое время гоголевские пьесы воспринимали или как простые балаганные фарсы, или как неудачные, плохо скроенные комедии — во многом из-за того, как ставились спектакли. Известно, что автора очень расстроила первая постановка «Ревизора», потому что актеры играли преувеличенно комически, делая своих персонажей чистыми карикатурами.

Давайте подробнее поговорим о самой известной пьесе Гоголя — «Ревизор» и узнаем, чем она необычна.

🏛 Премьера самой известной комедии Гоголя состоялась в Александринском театре в Петербурге 19 апреля 1836 года. Спектакль пользовался успехом и понравился императору Николаю I. Но не понравился он самому автору — у Гоголя осталось чувство, что никто не понял его идею.

«Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание показалось мне противно, дико и как будто вовсе не мое».

📝 В тексте «Ревизора» можно найти много примеров, как автор пытается проконтролировать сценическое воплощение. Комедия предваряется «Замечаниями для господ актеров», принцип которых стал нам сейчас понятнее, когда мы уже знакомы с системой Станиславского. Кроме характеристик внешности и речи, Гоголь предлагает актерам понять предысторию персонажей.

👩‍🦱 Анна Андреевна — «провинциальная кокетка, еще не совсем не пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».

👱‍♂️ Осип «умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут».

👨‍🎓 Судья Ляпкин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен».

☝️ Одновременно «Замечания» адресованы и читателям: например, описание речи Ляпкина-Тяпкина — «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют» — для театра уже избыточно, а при чтении создает сильный образ.

🔎 На фоне классики хорошо видно, чем необычен «Ревизор».

1️⃣ Комедия центрирована на не доме и семье и даже не на отдельном социуме — в действие вовлекается весь город, представленный всеми типичными функциями городской жизни. Здесь нет ясной границы между публичным и частным. Ревизия, которой боятся все персонажи, задевает и их карьеру, и личную жизнь.

2️⃣ У главного героя, Хлестакова, нет плана, он только адаптируется к обстоятельствам. Это сразу переворачивает классический образ плута и лжеца. Герой в каждой сцене как бы сочиняет себя заново и понятия не имеет, что делать дальше.

👤 Хлестаков — одна из самых ярких комедийных ролей в истории театра, но очень странная. Его нельзя однозначно назвать представителем социального или психологического типа, ведь его репликам заведомо нельзя доверять: мы не знаем, какова его настоящая природа и есть ли она у него. Его можно читать как «маленького человека», попавшего в водоворот, как умелого авантюриста, как мелкого беса или как совершенную пустоту.

3️⃣ Все действие сводится к повторам одних и тех же ситуаций. Вариативность в поведении персонажей не меняет смысл происходящего — это доведено до абсурда в паре двойников Бобчинском и Добчинском. Персонажей здесь больше, чем функций, нужных для развития действия. Это нарушение правила классического театра само по себе можно понимать как сатирическое высказывание, ведь перед нами не только компания смешных персонажей, но и бестолковая управленческая структура.

4️⃣ Развязка не восстанавливает порядок и справедливость. От того, что фальшивого ревизора сменит настоящий, ничего по существу не изменится, только взятки будет получать кто-то другой. У Гоголя вообще все персонажи — нарушители правил и носители ложных ценностей.

🙀 В фантастических текстах у Гоголя персонажи тоже часто замирают с выпученными глазами и разинутыми ртами — при встрече с нечистой силой. В «Ревизоре» из этого оцепенения выхода нет, потому что нет ни персонажа, ни условной силы, способной разорвать круг одинаковых действий и двойников. Поэтому и заканчивается комедия не счастливой сценой. Никто не рад избавлению от Хлестакова. Гоголь в последней ремарке детально прописывает «немую сцену»: герои застывают в смешных позах с выражением ужаса.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1 — Комната в доме городничего (экспозиция к комедии Гоголя «Ревизор», Малый театр), 1938
2 — Хлестаков. Иллюстрация Л. Константиновского, 1951
3 — Иллюстрации к «Ревизору» К.И. Рудакова, 1946

А сейчас мы поговорим о пьесе «Женитьба», узнаем историю ее создания, как устроено произведение и почему женитьбы так и не происходит у Гоголя.

✍️ Гоголь еще в 1833 году начал работу над пьесой, которая сначала называлась «Женихи»: он надеялся, что более безобидный сюжет, чем во «Владимире 3-й степени», легче пройдет цензуру. В 1835 он переименовал ее в «Женитьбу» и готов был закончить, но отложил постановку, сосредоточившись на «Ревизоре». Окончательная редакция «Женитьбы» появилась только в 1841 году, то есть закончена уже после первого тома «Мертвых душ».

🔮 Перед нами снова цепочка странностей и случайностей: Гоголь называет комедию «совершенно невероятным событием в двух действиях».

👩‍❤️‍👨 «Женитьба» построена вокруг сюжета сватовства. Интрига развивается по линиям двух персонажей: дворянин Иван Кузьмич Подколесин и купеческая дочь Агафья Тихоновна Купердягина обращаются к одной и той же свахе. Кажется, что Гоголь возвращается к своим ранним фольклорным мотивам, к свадебным ритуалам и народному театру.

📌 Молодые люди в поисках пары — это одна из самых традиционных театральных ситуаций, к тому же название «Женитьба» явно отсылает к «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Классические варианты, как и народные, обычно строятся на том, что молодая пара должна преодолевать препятствия — только в трагедии им это не удается, а в комедии все должно закончиться свадьбой.

📖 У Гоголя все с самого начала идет не так. Пьеса открывается сценой, где Подколесин решает жениться: «Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится». Начинать романтическую комедию о свадьбе со «скверности», конечно, дурной знак, и он подтверждается всей пьесой.

💥 Центральная сцена — смотрины, которые сваха устраивает Агафье Тихоновне (Подколесин на них не попадает, потому что его приятель Кочкарев отговорил его от услуг свахи). Один за другим на сцену являются потенциальные женихи с комическими фамилиями, разыгрывают серию бессмысленных сцен, и невеста, сконфузившись, убегает.

👥 Галерея претендентов — тоже мотив классический, но он требует, чтобы героиня отбросила ложных кандидатов и нашла настоящего суженого. У Гоголя такого произойти не может, потому что настоящего нет ничего. Второе действие открывается знаменитым монологом Агафьи, которая пытается решить свою проблему совершенно по-гоголевски, разбирая женихов на части: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась», а потом пытается бросить жребий.

👤 Действие бы окончательно застряло, если бы не Кочкарев, который в пьесе играет плутовскую роль: он наговаривает женихам на невесту и наоборот, так что единственным вариантом остается Подколесин.

🎩 Развязка «Женитьбы» не мотивирована прямо развитием событий. Вместо счастливого комедийного финала Подколесин, поразмышляв вслух, выпрыгивает в окно. Женитьбы так и не происходит. В итоге каждый из двух главных персонажей за пьесу совершает только один самостоятельный поступок — убегает. Они, как выясняется, не пара в сюжетном смысле, а скорее двойники.

❗️ Интересно, что расстаются они сразу после момента, когда вроде бы понравились друг другу и готовы к свадьбе. Подколесина страшит не брак с Агафьей Тихоновной, а любая перемена в принципе.

🎭 Комедии Гоголя, несмотря на их нестандартность, достаточно легко нашли место в репертуаре театров с совершенно разной эстетикой. Их «миражность», пустота и немотивированность происходящего в каком-то смысле уравновешивается внешней динамикой и яркими, запоминающимися комическими репликами. Поэтому режиссеры, актеры и зрители могут по-разному решать, насколько серьезно и страшно должен звучать подтекст этих пьес. Но, конечно, стоит помнить, что сам Гоголь комическое всегда понимал как «смех сквозь слезы».

🎭 «Ревизор» Гоголя, по мнению Владимира Набокова, «самая великая пьеса, написанная в России». Давайте посмотрим на несколько интересных постановок.

1️⃣ «Ревизор» в постановке В. Плучека с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым (1982).

2️⃣ «Ревизор» екатеринбургского «Коляда-театра» с Олегом Ягодиным в главной роли (2014).

3️⃣ «Ревизор» в постановке Валерия Фокина в Александринском с Алексеем Девотченко в роли Хлестакова.

4️⃣ Трейлер спектакля «Ревизор.Версия» Роберта Стуруа с Александром Калягиным в главной роли (2017).

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;