angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Николай Гоголь

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первый литературный успех Гоголя. Разберем рассказы, актуальные и в наше время: в которых добро побеждает, а за деньги не купишь счастья.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Поговорим о произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки», узнаем, как оно устроено и как в нем переплетается фантастическое и реальное.

📕📘 «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это два сборника рассказов и повестей, вышедших в 1831 и 1832 годах. Их объединяет место действия и вымышленный издатель — «Пасичник Рудый Панько». В каждой части четыре произведения.

1️⃣ В первой — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

2️⃣ Во второй — «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Заколдованное место».

Цикл внешне напоминает популярные у романтиков сборники фольклорных или псевдофольклорных текстов, причем славянский фольклор был в это время новинкой. А некоторые повести (особенно «Майская ночь» и «Страшная месть») отсылают к атмосфере готического романа.

🕯 «Вечера» отличаются устройством повествования. Национальный колорит — вкрапления украинских фраз с переводом в примечаниях, описания обрядов и обычаев, типичные имена и реальные географические названия — у Гоголя не акцент, а основа стиля.

🎭 Структура каждого текста напоминает вертеп — популярную форму народного театра, как считает литературовед Л. А. Софронова. В украинских версиях на нижних ярусах вертепа могли появиться казаки, цыгане, «ляхи», «москали», а на верхних оставались всегда неизменные участники евангельской истории. Гоголь воспроизводит и эту двойственность фольклора, который соединяет христианство с язычеством, вечное с сиюминутным и страшное со смешным.

💫 В «Вечерах» есть особые «заколдованные места». Стоит заглядеться, забрести не туда или, как в «Заколдованном месте», увлечься танцем, и начинается чертовщина. И наоборот — можно в этом мире и обойтись без встреч с нечистой силой: в цикле есть один нефантастический текст — «Иван Федорович Шпонька».

⭐️ Фантастические сюжеты мотивируются и особым «праздничным» временем действия. Гоголь неслучайно использует Рождество и день Ивана Купала — праздники церковного календаря, которые окружены легендами, обрядами, остатками языческой мифологии. Вечер и ночь накануне праздника — время, когда границы между обычным и необычным стираются.

🤝 Праздничное время у Гоголя связано и с темой общности. Перечитаем знаменитую карнавальную сцену в «Сорочинской ярмарке»:

«Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор».

🗝 Здесь переворачивается романтический штамп: созерцание водопада должно было бы ассоциироваться с уединенными мечтами, а не с ревом толпы. И мы получаем один из ключей ко всему творчеству Гоголя: он никогда не забывает, что «чудный» и «чудовищный» одного корня.

Давайте узнаем, как устроено повествование в «Вечерах», зачем Гоголю понадобились разные рассказчики и почему они обращаются к читателю.

🗣 Повествование в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» организовано как серия рассказов в рассказе. Издатель-собиратель всех текстов, Рудый Панько, появляется в предисловии к каждому тому. Вымышленный издатель мог быть данью романтической моде или подражанием пушкинским «Повестям Белкина», но Гоголь делает Панька загадочным персонажем.

🔮 Можно предположить, что он сам связан со сверхъественным пасечники в народной традиции могут считаться колдунами (как и кузнецы и мельники), «рудый», то есть рыжий герой часто фигурирует в авантюрных фольклорных сюжетах.

👥 Но рассказчиками в повестях становятся другие персонажи: дьяк Фома Григорьевич («Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место»), Степан Иванович Курочка («Шпонька»), «панич в гороховом кафтане» («Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь»), а в «Страшной мести» некий «рассказчик страшных историй», упомянутый только в первом предисловии.

👀 Между рассказчиками можно уловить разницу: «панич» горожанин с более литературной речью, а рассказы Фомы Григорьевича имитируют простой разговор, но стиль все-таки доминирует общий.

❓ Зачем Гоголю разные рассказчики?

🖋 Гоголю важно показать значимость устного слова. В первом предисловии Рудый Панько объясняет, откуда берутся все эти удивительные истории: жители хуторов собираются на «вечерницы», и среди песен и танцев рождаются рассказы:

«Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!»

👅 В «Вечерах» имитируется «болтовня»: кроме речи самих рассказчиков, в текстах появляются слухи, легенды, песни, колядки, у которых нет одного автора. И Фома Григорьевич сближается с этой стихией мифотворчества: «он до смерти не любил пересказывать одно и то же». Значит, полностью доверять рассказам не стоит, в следующий раз они могут и измениться.

➡️ В «Вечерах» множество прямых обращений к читателям это станет одним из постоянных приемов у Гоголя. Здесь подразумевается, что читатель чужак, носитель другой, городской культуры. Ему нужно пояснять слова, бытовые детали и мифологию но так, как поясняют хозяева гостю, на ходу вовлекая его в гущу событий.

🛣 Рудый Панько уверен, что читатель не ограничится книгой, а отправится прямо на «вечерницы»: «как будете, господа, ехать ко мне, то прямехонько берите путь по столбовой дороге на Диканьку».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Остановимся подробнее на двух повестях из второго тома «Вечеров», противоположных по настроению это «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть».

🌔 «Ночь перед Рождеством» обращается к менее экзотической теме, чем другие повести. Рождество и святки как время для сказочных историй, в том числе страшных, уже привычная современникам Гоголя идея. Но сюжет повести совершенно оригинальный: Гоголь собирает из фольклорных фрагментов что-то совершенно новое.

✨ В «Ночи» узнаются несколько традиционных ситуаций:

➖ сказочных герой добивается любви красавицы, которая дает ему невыполнимое задание (требует черевики, которые носит царица),
➖ герой побеждает черта,
➖ анекдотических Солоха и ее любовники.

🦹‍♀️ Чертовщина здесь начинается сразу, ведь на дворе магическое время. В первом же эпизоде по ночному звездному небу летит ведьма на метле, а с другой стороны появляется черт и тут же крадет с неба месяц. Только после фантастической завязки нам представляют пару героев кузнеца Вакулу и красавицу Оксану (которая, конечно, «чертовски хороша»). Заодно выясняется, что ведьма это мать кузнеца Солоха, а кузнец еще и художник. Черт пытается ему отомстить за картину на тему Страшного Суда (это детский страх автора), а потерпев поражение, в конце станет еще более гадким персонажем новой картины.

📖 По ходу рассказа границы между людьми и инфернальными персонажами стираются еще больше, когда появляется запорожец Пацюк, который «немного сродни чорту» (колдовство его совсем бытовое вареники сами летят в рот). Сам черт выглядит едва ли не более обыкновенным существом, тем более что ему не везет. Кажется, рассказчик даже готов посочувствовать замерзшему гостю из преисподней:

«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

🧙‍♀️ Черт и ведьма в этой повести — участники естественного хода вещей, а не представители чудесного. Вакула отправляется за черевичками царицы, и Петербург для него куда удивительнее, чем путешествие верхом на черте:

«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны».

👑 Заодно герой встречается с Екатериной II, Потемкиным и Фонвизиным, то есть из времени сельского праздника попадает ненадолго в историческое время, но оно оказывается частью сказочного сюжета. Петербург в роли «тридевятого царства» можно понять и как иронический перевертыш: Гоголь экзотизирует мир, который его читатели считают нормальным.

Давайте узнаем, чем отличается от других повестей «Страшная месть», разберем важные сцены и узнаем, что же там необычного.

📗 Большая повесть «Страшная месть» резко отличается от других текстов серьезным и мрачным тоном. Здесь уже нет ни комических чертей, ни уютного праздничного мира. Праздник обрывается в начальной сцене: на казацкой свадьбе объявляется страшный колдун. Его изгоняют с помощью иконы, но всех охватывает тревога. Больше всех волнуется Катерина, которой колдун является во сне. В конце концов муж Катерины Данило выясняет, что колдун — ее отец, и дальше события развиваются все ужаснее: пленить колдуна не удается, он пытается заставить дочь выйти за него замуж, она сходит с ума...

🧖‍♀️ Здесь собрано несколько распространенных архаических сюжетов — и дурное знамение на свадьбе, и инцест, и сам образ чудовищного колдуна. Все это также происходит на фоне войны с поляками, и колдун оказывается не только «антихристом», но и союзником врагов.

🏞 Текст все время переходит от жутких гротескных сцен к этнографическим зарисовкам и пейзажам. Знаменитое поэтичное описание Днепра — «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои…» — часто вырывают из контекста, а в тексте оно заканчивается появлением лодки колдуна.

🔎 «Чудный» Днепр не просто так «страшен» в конце описания: река и горы в «Страшной мести» — это пространство мифа. После пересечения Днепра в повести события приобретают новый масштаб. На горе является таинственный рыцарь, который приводит колдуна в нечеловеческий ужас, а заканчивается все землетрясением, которое вызывают восставшие мертвецы.

🗝 Объяснение всей этой страшной истории дается в финальной главе повести уже в чисто мифологической форме. Сказитель-бандурист поет о двух братьях. Новые Каин и Авель — казаки Петр и Иван: Петр из зависти убил брата, и Иван в качестве казни выбирает страшную месть: последний в роду Петра будет «злодеем, каких не бывало прежде» — это и есть наш колдун.

🧛 Необычна «Страшная месть» не только смешением в небольшой повести стольких мифологических мотивов, но фокусом внимания на герое-злодее. В тексте подчеркивается его отчужденность, невозможность существовать с людьми: его заведомо ненавидят, его считают уродом, ему чудится, что все над ним смеются (включая коня) — этим он напоминает «темных» романтических героев.

♠️ Но проклятие означает, что у него нет воли: колдун испытывает непреодолимую тягу к чудовищным преступлениям. В этой повести Гоголь, воссоздавая атмосферу страшных легенд, обращается всерьез к теме происхождения зла, которая будет его волновать всю жизнь.

🎞 Давайте посмотрим экранизацию «Ночи перед Рождеством» Владислава Старевича (1913).

Время просмотра ➖ 40:59

👉 А какие экранизации «Ночи перед Рождеством» видели вы?

📖 Прочитаем «Пропавшую грамоту»(1831). Полное название повести — «Пропавшая грамота : Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».

Время прочтения 〰️ 20 минут.

👉 Как, на ваш взгляд, в произведении создается колорит?

О безумии в «Записках сумасшедшего»

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;