Искусство Древней Греции
Архаика
В эпоху архаики человек впервые становится главной темой искусства. Отсюда же берет начало мимесис — принцип подражания жизни, которому следовали художники аж до 20 века.
В этой части поговорим о греческой архаике. Обычно мы называем архаичным что-то очень древнее. Но в случае с греками архаика — это искусство вполне конкретного периода 7–6 веков до н.э. и с узнаваемыми чертами.
Что важно знать об архаике 👇
👤 Человек становится главной темой искусства. Об этом говорили еще геометрические амфоры, но теперь греки создают скульптуры с проработанными человеческими чертами.
🗿 Первые скульптуры называются ксоаны (от слова «обтесывать»). По сути это обтесанные куски камня, на котором только слегка прорабатываются человеческие черты. Постепенно греки научились делать скульптуры более правдоподобными.
👁 Уже тогда формируется главный принцип — мимесис, или подражание жизни. Это определит развитие всего европейского искусства вплоть до 20 века, когда авангардисты откажутся от «похожести».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Курос, 590–580 до н.э.
2. Клеобис и Битон, 580 до н.э.
3. Курос Тенейский (Аполлон Тенейский), 560 до н.э.
4. Курос Кройсос, 530 до н.э.
Теперь поговорим о мужских архаических статуях. Такая статуя называется курос — «парень, юноша». Куросы создавали по строгим правилам.
Как выглядит курос👇
💪 Молодой и мускулистый. Греция живет войной, поэтому мужчина должен быть воином — сильным, выносливым.
🔞 Обнаженный. В Древней Греции особенное отношение к телу. Оно не считается греховным, нагота никого не смущает — напротив, это доказательство совершенства.
🚶♂️ Делает шаг вперед с левой ноги. При этом обе ступни стоят на земле, а руки крепко прижаты к туловищу и сжаты в кулаки. Курос делает шаг, но не кажется идущим.
👀 Смотрит вперед. Голова никогда не поворачивается, на губах застыла улыбка. Волосы длинные, чуть вьются — часто их перехватывает лента на лбу.
🏜 Неестественная поза напоминает древнеегипетские статуи. Но египтяне создавали искусство для пирамид и загробной жизни, а греки — для зрителей.
❓ Зачем создавались куросы — вопрос. Это могут быть изображения Аполлона, статуи в честь воина или победителя Олимпийских игр, участники которых соревновались обнаженными. Версии не исключают друг друга: все они говорят о красоте, силе и здоровье — качествах, которые ценила греческая цивилизация.
1. Курос Тенейский (Аполлон Тенейский), фрагмент, 560 до н.э.
2. Голова куроса, 6 в. до н.э.
На лицах архаических статуй можно заметить странные улыбки. Они могут показаться загадочными или забавными. Есть несколько версий, почему древние греки создавали у статуй такие улыбки.
Что они хотели показать 👇
🌱 Жизнь. Улыбка — это признак жизни. Мертвые не улыбаются и не грустят.
🍇 Гедонизм. Греки любят земную жизнь — о загробной они думают мало, она печальна и неизбежна. Человек живет, чувствует, страдает, получает удовольствие с помощью своего тела.
👁 Правильный ракурс. Куросы стояли на постаментах высотой около полуметра. На них смотрели снизу вверх, и без улыбок зрителю казалось бы, что уголки губ опущены вниз — статуя выглядела бы грустной. К тому же скульптор показывал рот сразу в нескольких плоскостях, чтобы передать объем.
Коры с афинского Акрополя
1. Кора в пеплосе, ок. 530 до н.э.
2. Пример реконструкции «Коры в пеплосе» в цвете
3. Хиосская кора, 520 до н.э.
4. Кора с миндалевидными глазами, 500 до н.э.
Теперь посмотрим, как выглядела архаичная женская статуя — кора («девушка»). В отличие от куросов, коры были более разнообразны. Самый яркий пример — 14 статуй, найденных на афинском Акрополе во второй половине 19 века.
Что объединяет все статуи👇
🥻 Одежда. Если в мужских статуях скульпторы учились передавать анатомию, пластику тела, то в женских решали другую сложную задачу — показать тело под одеждой, создать иллюзию ткани из камня. Коры одеты в хитон или пеплос — это длинные полотняные сорочки. Сверху накинут гиматий — плащ чуть выше колен, который закрывает одно плечо и проходит под грудью, красиво подчеркивая линии тела.
*Скромность кор по сравнению с куросами связана еще и с тем, что женщины в греческом обществе вели закрытый образ жизни и занимались домом, а политика и творчество оставались мужчинам.
🤏 Поза. Одна рука часто согнута, в ней плод граната — дар Афине. Вторая рука опущена или придерживает одежду. Все драпировки показаны очень умело.
💍 Инкрустация. На корах были настоящие серьги из металла, браслеты, головные уборы. К сожалению, все это не сохранилось.
🎭 Эмоции. В отличие от куросов, у кор разные выражения лиц: одна улыбается, другая спокойная, третья надменная.
А теперь кое-что общее и для кор, и для куросов, и для более поздних античных статуй 👇
🎨 Все античные статуи были раскрашены. Долгое время считалось, что они изначально создавались белыми. Однако позже обнаружили, что их покрывали слоем яркой краски. Использовали энкаустику — краску, основанную на воске. Она пропитывала камень, поэтому цвет выглядел органично.
О важных событиях 7 века до н. э.
Вазы восточного стиля, 7 в. до н. э.
В качестве задания предлагаем рассмотреть скульптуру «Тираноборцы». Она посвящена двум древнегреческим героям, боровшимся против тирании власти в Афинах.
Подумайте, что вам напоминает эта скульптура и почему? Какие параллели вы можете провести?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день