Искусство Древней Греции
Поздняя классика
В поздний период греческой классики меняется система ценностей и появляются новые герои. Узнаем, почему это произошло.
Мы подошли к периоду поздней классики. Он длился с конца 5 века до 323 года до н.э., когда умер Александр Македонский.
Что происходило в этот период 👇
⚔️ Греческие полисы устали от постоянных войн. Изнурительное противостояние Афин и Спарты — крупнейших полисов, в которое были втянуты все города-государства, привело к общему упадку. Это отражается на искусстве.
⚡️ Меняется система ценностей. Сила, мужество, патриотизм теряют свою значимость. Примерно в это время боги суровых греческих мифов превращаются в героев мексиканских сериалов с любовными приключениями, приобретают человеческие черты.
👤 Появляется новый тип героя. Вместо крепкого идеального воина скульпторы изображают хрупкого юношу, передают разнообразные эмоции, прорабатывают индивидуальные черты внешности.
Пракситель
1. Аполлон, убивающий ящерицу, копия с оригинала ок. 370 до н.э.
2. Гермес с младенцем Дионисом, ок. 330 до н.э.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о Праксителе — греческом скульпторе из Афин времен поздней классики, который работал в мраморе. Мы рассмотрим две самые знаменитые его скульптуры — «Аполлон, убивающий ящерицу» и «Гермес с младенцем Дионисом».
🦎 «Аполлон, убивающий ящерицу» (Завруктон). Показан изящным безбородым юношей, почти мальчишкой. По стволу бежит ящерица, и Аполлон готовится пронзить ее дротиком — он больше похож на школьника-хулигана, чем на могучего бога. Тело с поднятой рукой образует красивую S-образную линию.
*У греков не было традиции брить бороду, поэтому мужское изображение без бороды явно указывало на юный возраст.
🍇 «Гермес с младенцем Дионисом». По легенде Дионис — сын Зевса от Семелы, дочери персидского царя Кадма. Ревнивая Гера, жена Зевса, хотела погубить Диониса, и Зевс попросил Гермеса отнести младенца на воспитание нимфам. Скульптура изображает отдых двух богов. Гермес тоже показан юношей без бороды — изящным, изнеженным, ленивым. Это новый образ гедониста с кистью винограда, а не брутального бога.
Скопас
1. Голова воина с фронтона храма Афины Аллеи в Тегее, первая четверть 4 в. до н.э.
2. Вакханка, копия с оригинала ок. 350 до н.э.
Теперь посмотрим на работы Скопаса — скульптора, который много работал в Греции и Малой Азии (древние греки создавали много колоний по берегам Средиземного моря, распространяя свою культуру). Нас интересуют барельефы храма Афины Алеи в Тегее и Менада — скульптура вакханки.
🏛 Храм Афины Алеи. Скопас создал батальные сцены для фронтонов храма, в которых показаны умирающие и убитые воины. В отличие от ранней классики с ее спокойными лицами, герои испытывают яркие разнообразные эмоции: их лица искажены болью, тревогой, предсмертными криками. Скопас добивается большой выразительности взгляда за счет глубоко посаженных глаз и ярко выраженного надбровного валика — так вокруг глаз образуется тень. Можно сказать, что он разработал этот прием.
💃 Вакханка (Менада). Девушка стоит в закрученной позе, передавая беспокойство, энергию движения. Это тоже идет вразрез со спокойными позами ранней классики.
Завершаем часть разговором о знаменитой статуе афинского скульптора Леохара — Аполлоне Бельведерском. Свое название он получил после установки в антикварии ватиканского сада Бельведер.
На что стоит обратить внимание 👇
👤 Не очень брутальный. Без бороды, утонченный. Хотя у Леохара Аполлон выглядит более традиционно, чем у Праксителя. Он показан в момент победы над Пифоном — чудовищем, которое ревнивая Гера отправила, чтобы убить мать Аполлона Латону и его самого.
🕺 Максимально свободный. Аполлон смотрит в одну сторону, делает шаг в другую. Руки лучами расходятся от тела в разные стороны. Вспомните архаичных куросов: руки и ноги не сгибаются, все тело зажато. Всего за три века скульпторы научились вписывать скульптуру в любое пространство так, что она начинает вести себя, как человек.
Об изменении сюжетов в греческом искусстве
1. Амфора чернофигурного стиля, «Ахилл и Аякс», 530–520 до н.э.
2. Пелика краснофигурного стиля, «Прилет первой ласточки», ок. 510 до н.э.
1. Поликлет. Дорифор, копия с оригинала 450–440 до н.э.
2. Лисипп. Апоксиомен, копия с оригинала 330 до н.э.
Мы посмотрели, какой большой путь прошло греческое искусство. Теперь предлагаем сравнить две скульптуры, созданные с разницей в сто лет: уже знакомого нам «Дорифора» и «Апоксиомена» — творение Лисиппа, придворного художника Александра Македонского.
🧽 «Апоксиомен» изображает атлета, который соскабливает с себя грязь скребком. Это обычное дело: перед тренировкой атлеты намазывали себя маслом, и к концу занятий тело покрывалось слоем пыли и грязи.
↔️ Сравните, что делают «Дорифор» и «Апоксиомен», какие образы создают. Обратите внимание на их пропорции и позы. Посмотрите, какие у них лица, волосы.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день