История Древней Греции
Темные века и Архаический период
Полис — это община, а не город-государство. Найдем ошибки в учебниках пятиклассников, чтобы не путаться в основных понятиях Архаики.
После падения Крито-микенской цивилизации начинается период Темных веков.
😟 В это время забываются многие из знаний и ремесел прошлого периода. Пропадает письменность, прекращается большое каменное строительство.
❌ Подобный упадок происходит во всем регионе Восточного Средиземноморья и Плодородного полумесяца. В 11-8 веках до нашей эры все древние поселения запустевают.
💪 В районе 8-7 веков до нашей эры заметен некоторый подъем. Начинается период Архаики.
🏠 Происходит укрупнение поселений, они сливаются вместе. Для этого явления есть греческое слово синойкизм, которое означает совместное проживание. Поселение приобретает черты будущих греческих полисов.
🧐 Так, в Спарте классического периода два царя, потому что это полис из двух поселений. Фивы — семивратные. Они сложились из семи поселений.
⚖️ К периоду Архаики относится появление древних законодательств. По преданию в это время создаются древнейшие законы. Обычно их появление связывают с именами Драконта и Ликурга.
🐉 Например, то, что описывает Драконт, похоже на племенные законы, обычное право. В русском языке есть крылатое выражение «драконовы меры». Это не случайно: законы Драконта были жестокими. Практически любое преступление каралось смертью. Но важно, что это одно из первых письменных свидетельств законов.
☝️ Появление законов — это сигнал к тому, что начинает образовываться протогосударство. В 7-6 веках до нашей эры формируются греческие государства — полисы.
В российской школе учебники пятого класса рассказывают, что полис — это город-государство. Но это не верно.
☝️ Полис — это не город, а поселение — чаще всего земледельцев. Правильнее говорить о том, что полис — это община.
У греческого полиса есть четыре особенности 👇
✅ Это община земледельцев. Те, у кого нет земли и кто на ней не работает, не могут быть частью полисов.
✅ Это община граждан. Все принимают участие в политической деятельности, народных собраниях, судах, различных магистратурах — занимаются различными сферами управления общественными делами. Кто-то отвечает за религию, кто-то — за воду, кто-то — за поля, кто-то — за безопасность. Должности сменяются.
😱 Те, кто не участвуют в гражданских делах, называются идиотами и высылаются из общины. Есть знаменитая история, приписанная законодателю Солону. Он говорил: «Тот, кто в ситуации политического конфликта между двумя партиями не примет никакую из сторон, должен быть лишен гражданских прав». Популярная сегодня фраза: «Я вне политики» или «Политика меня не интересует» для эллинского полиса невозможна.
✅ Это религиозная община. Человек, который совершает преступление, будучи частью полиса, переносит проклятье, ритуальную нечистоту на всех жителей полиса. Так, когда Эдип в знаменитом мифе становится царем и женится на своей матери, эпидемия начинается во всем городе. Поддерживать отношения с богами должна вся община целиком.
✅ Это община воинов. Все жители полиса представляют собой войско. Когда греческая армия находится на марше и стоит в лагере, внутри него действуют законы полиса.
🤔 Полис должен обладать двумя свойствами. Это автономия и автаркия. Автономия или самозаконие означает, что полис независим в принятии внутренних и внешних решений. А автаркия значит, что полис независим экономически.
❗️ Политическое устройство полиса может быть разным. Многие философы сходились в идее, что лучший вариант — это монархия. Это власть одного, равного остальным, но при этом отражающего все самое лучшее, что есть в полисе. Монарх — это лучший человек полиса.
🏆 Если нет самого лучшего, может быть несколько лучших (с греческого — аристос). Они называются аристократами. Аристократы бесконечно соревнуются друг с другом — например, в том, кто из них сделает лучше для полиса.
😖 Если испортить монархию, то появится тиран. Он один из лучших, но при этом узурпировал власть. Если испортить аристократию, получится олигархия — власть немногих. Олигархи — это те, кто обладает деньгами, влиянием, войском. Но это не значит, что они лучшие.
👫 Когда нет возможности найти лучшего или лучших, власть может перейти к народу (с греческого — демос). Тогда появляется демократия. Но с точки зрения греческих авторов демократия — это не лучший способ правления, потому что многое зависит от голоса толпы.
💡 Взамен Платон придумывает другую форму, где весь полис живет по принципу взаимного равенства и уважения. Эта форма называется политейя. В истории Древней Греции она замечена не была.
🗺 В каких-то греческих полисах действует монархия (Спарта), в каких-то — тирания (Фивы) или аристократия, олигархия или демократия.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1 — Карта Древней Греции
2 — Современная реконструкция полиса Коринф
3 — Акрокоринф (акрополь Коринфа, расположенный на монолитной скале)
О причинах расцвета Греции в эпоху Архаики
В эпоху Архаики становится понятно, что община не может существовать, если людей в ней слишком много (вспомните тезис «ничего слишком»).
👣 Когда население полисов начинает превышать его критическую вместимость, принимается решение, что часть жителей должна уехать в апойкию (изгнание) и основать новый полис. Иногда это те, кому выпал жребий, иногда это проигравшие в политической борьбе.
☝️ Начало этих процессов придется на 6 век до нашей эры. Во многих полисах станет слишком много людей, и они начнут выселяться и искать новой жизни. Новый полис никакого отношения к материнскому полису не имеет. Это своя отдельная община.
🗺 Греческая колонизация достигает пика к 4-3 векам до нашей эры. Греки расселяются на гигантском пространстве.
🔥 Эпоха Архаики — это время формирования ключевых политических институтов, борьбы между полисами и разными представителями полисов.
⚖️ Самая известная борьба разворачивается в Афинах. В начале 6 века до нашей эры там живет политик, законодатель и поэт Солон, который издает законы и придумывает тимократию — систему распределения граждан в зависимости от их благосостояния.
💰 Чем человек богаче, тем он сильнее обязан полису. Например, если он самый богатый, у него больше денег на вооружение. Значит, он будет стоять в первых рядах во время войны. Самым богатым людям необходимо устраивать мероприятия, игры, театральные представления. Это тоже элемент агона — соревнования (кто лучше организует событие).
⛔️ Солон старался, чтобы никто в одиночку не захватил власть. В Афинах в тот момент установилась аристократия — власть нескольких представителей лучших родов. Их называют евпатридами (дети хороших отцов).
😏 Одновременно с этим в Афинах появляется человек, который стремится к власти. Это Писистрат — один из евпатридов.
👑 Спустя несколько попыток и изгнаний из города Писистрату это удается. Он становится тираном Афин — представителем «старшей» тирании. Писистрат соблюдает законы, строит дворцы, тренирует армию. Он захватывает единичную власть, но полисная жизнь от этого не отменяется.
👦🏻 Проблема заключается в его детях. Его сыновья Гиппий и Гиппарх оказались не такими хорошими правителями, но при этом попытались захватить власть после отца.
😤 Против них поднялся народ. Одного убили, другой избежал. Убийцы в процессе покушения погибли, но афиняне поставили им памятник. Нам он хорошо знаком, так как, опираясь на этот памятник, Мухина создала свою скульптуру «Рабочий и колхозница».
💪 Эпоха Архаики в Афинах заканчивается переворотом, установлением демократии и деятельностью Клисфена. Он издает новые законы, с согласия населения проводит новые реформы. Их цель — уравнять всех в правах и лишить аристократию ее естественных прав.
🔎 Главный орган аристократии — совет старейшин Афин (Ареопаг) — начинает играть все меньшую роль. Управление переходит к Народному собранию и рабочему органу Народного собрания — Совету 500 (булэ). Похожие процессы проходят в других греческих городах.
❗️ Архаику завершают два события. Первое связано с началом демократических Афин и реформами Клисфена. Второе — геополитическое: это нападение Персидской империи на Грецию в 500 году до нашей эры. С него начнутся греко-персидские войны, которые станут частью Классического периода.
1 — «Тираноборцы». Памятник посвящен древнегреческим афинским гражданам Гармодию и Аристогитону, совершившим в 514 году до н. э. покушение на братьев-тиранов Гиппия и Гиппарха. Они убили последнего и погибли сами.
2 — «Рабочий и колхозница». Именно «Тираноборцами» вдохновлялась Вера Мухина при создании своей скульптуры.
👀 Познакомьтесь с отрывком из «Истории» — книги греческого историка Геродота. В ней описывается, как Писистрат приходит к власти в Афинах👇
Как Писистрат приходит к власти
🤔 Подумайте, как этот эпизод характеризует греков?
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день