angle-down facebook instagram vkontakte warning

Йозеф Гайдн

Биография и начало музыкальной карьеры

Музыкальные способности Гайдна проявились очень рано, но его карьере способствовал счастливый случай. Поговорим о детстве композитора и начале творческого пути, начнем слушать его композиции.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Чем интересен Гайдн и о чем мы будем говорить в этом уроке

Давайте перенесемся в 18 век и узнаем, как начинался путь великого композитора.

🇦🇹 Гайдн родился в 1732 году в австрийской деревеньке Рорау практически на самой границе с Венгрией. Его отцом был каретный мастер, мать занималась домашним хозяйством. Он был совершенно простого неаристократического происхождения.

🎶 Отец играл на арфе, хоть и не знал нотной грамоты, в семье часто пели, музицировали вместе с соседями. Это не были те буржуазные вечера, когда в гостиной собирается какой-нибудь квартет, скорее, это было исполнение народной музыки.

👶 Гайдн очень рано проявил музыкальные способности. Он неплохо пел, и, судя по всему, у него были хороший слух и выразительный голос. Родители заметили это и решили, что у их ребенка может быть гораздо более интересное будущее, чем обычное ремесло или армия, и Гайдна отправили в Хайнбург, который находился в сутках езды от Рорау.

👱‍♂️ В Хайнбурге жил дядя Гайдна, который был учителем музыки и хормейстером — у него Гайдн жил, учился играть на клавесине и на скрипке и пел в хоре. Поскольку особой культуры отношения с детьми тогда не существовало, то детей воспринимали либо как будущих наследников, либо как будущих помощников по хозяйству. Поэтому условия жизни были не очень комфортными, Гайдн часто не доедал, его шпыняли и смеялись над ним. Однако Хайнбург был больше чем Рорау, там у Гайдна была возможность заниматься тем, что было ему интересно, и развиваться в этом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Йозеф Гайдн (1732–1809)

Что же изменило судьбу Гайдна? Узнаем прямо сейчас👇

🧳 В Хайнбурге был проездом Георг фон Рейттер, капельмейстер Собора Святого Стефана в Вене, он искал мальчиков для хора. Гайдн впечатлил его на прослушивании, и Рейттер взял мальчика с собой в Вену — на тот момент маленькому Гайдну было всего 7 лет. В хоре Собора Святого Стефана Гайдн пел до своего 17-летия. Он продолжал учиться играть на клавесине и скрипке, а музыкально-теоретическим образованием занимался самостоятельно.

🙅‍♂️ В 1749 году у Гайдна пошли сильные мутации голоса, на недовольство его пением указала сама императрица Мария Терезия, и его выгнали из хора. Гайдн обладал веселым и неунывающим нравом и в шутку отрезал косичку какому-то певцу, за что Рейттер выпорол его и выгнал вон.

💫 Он работал то учителем музыки, то уличным певцом, но в итоге устроился помощником венского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры. Эту работу было непросто получить, Пропора был знаменитым композитором и педагогом, и ассистировать ему было большой удачей.

⭐️ Постепенно Гайдн становился известным, и первый всплеск славы случился после премьеры оперы «Хромой бес». Из-за скабрезных шуток (а мы помним, что Гайдн был веселым парнем с нормальной сангвинической витальностью) оперу запретили к показу.

Несмотря на то, что опера «Хромой бес» была снята с репертуара, эта история способствовала славе Гайдна и ничуть не повлияла на его работу при королевском дворе. Постепенно он становится известен среди аристократического общества. Давайте немного поговорим о том, как в то время относились к музыке.

👑 Тогда музыку у профессиональных композиторов заказывали или церкви или монаршие дворы. Не было никаких грантов, фондов, и поступить на службу к какому-нибудь князю или графу было настоящим счастьем. Это обеспечивало хороший доход, доступ к оркестру. Именно благодаря аристократии появилась классическая музыка — симфонии, оперы, квартеты, сонаты — все это родилось при дворе. Мы можем ничего не знать о жизни князя Эстерхази, но мы все знаем фамилию Гайдн. Поэтому в разговорах о 18 веке можно смело отказаться от пафоса революционной борьбы и забыть романтически концепт о том, что композитор или поэт — творец, выразитель духа нации.

🙅 Ошибка многих историков в том, что они пытаются объяснить прошлое, исходя из текущего положения дел — что сейчас принято, а что нет, что модно, а что нет. Это сильно искажает восприятие. Говоря о прошлом, надо понимать что это был другой мир с другими правилами и законами. Гораздо ценнее понимать его устройство в моменте существования и то, как это устройство отразилось на последующем времени, чем давать какие-то моральные оценки: «Великий Гайдн должен был служить!» — Да он счастлив был перейти с фриланса на постоянную работу, говоря современным языком, и не находил в этом для себя ничего унизительного.

🎼 Гайдн поступает на службу к барону Фюрнбергу, и от этого времени нам остался Первый струнный квартет, написанный в си-бемоль мажоре. До эпохи Гайдна квартет был близок к танцевальной сюите и был не музыкальной формой, а просто указанием на состав исполнителей. Он был близок к сюите или к партите. Гайдн смог придать ему форму — сначала идет обязательно быстрая часть, затем медленная (на контрасте), затем менуэт, потом быстрый финал.

🎻 На что здесь следует обратить внимание? Во-первых, на выразительность — она достаточно проста по своей гармонии, но диалог, разговор между инструментами мы слышим буквально с первых тактов. Это вопрос и ответ, это может быть утверждение и комментарий. Как говорил сам Гайдн: «Квартет — это беседа четырех неглупых людей, которым есть что друг другу сказать».

🎶 Во-вторых, послушаем самое начало. Несмотря на несколько неуклюжие переходы из мажора в минор. несмотря на ясное видение структуры произведения и при этом некоторую ограниченность, которая имеет ученический характер, на некоторую затянутость, многочисленные повторы, начало кажется избыточным. Повторы ничего не раскрывают, в эмоциональном смысле они не дают ничего. У пианиста здесь нет возможности для интерпретации, здесь надо следить за формой, чтобы она не рассыпалась, тем более, хотя она и схвачена, но все же выглядит несколько громоздкой. Послушав первый струнный квартет, нам интереснее будет узнать, что стало с Гайдном дальше.

Йозеф Гайдн. Первый струнный квартет
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 16 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;