angle-down facebook instagram vkontakte warning

Йозеф Гайдн

Служба при дворе Эстерхази и опера «Лунный мир»

Значимый период становления Гайдна как композитора — его служба при дворе князя Эстерхази. Поговорим об этом периоде и разберем одну из самых интересных опер композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Сперва давайте узнаем, как Гайдн оказался на службе при дворе.

🙏 В 1757 году наконец-то Гайдн находит себе постоянную работу — капельмейстером при дворе графа Карла Йозефа Морцина. Это важные перемены для Гайдна, так как его голодное детство оставило отпечаток на всю жизнь — он будет торговаться за каждую копейку. Итак, жизнь наладилась, есть стабильный заработок, поэтому Гайдн женится на Марии-Анне Келлер.

👨 Сила харизмы Гайдна было такова, что хотя сам по себе он был человеком неказистым — невысокого роста, с большим носом, женщины оказывали ему внимание, которое он с удовольствием принимал. Надо сказать, что портреты его сильно облагородили. Однако брак с Марией был несчастливым: когда любовная лихорадка закончилась, оказалось, что у них разные жизненные ориентиры. Мария-Анна ни во что не ставила его творчество, но не как Альма Малер со своим огромным самомнением, а просто из-за безразличия к музыке. Так как все браки были церковными, развестись они, будучи простыми людьми, не могли, и поэтому, формально оставаясь мужем и женой, имели любовников.

💰 В какой-то момент финансовые дела у графа Морцина пошли хуже, и первым делом он распустили оркестр. У Гайдна была хорошая репутация, и в 1761 году ему сразу предложил работу князь Павел Антон Эстерхази. Это блестящий военный из молодой венгерской аристократии, чей дедушка был одним из первых венгерцев, получившим княжеский титул. Князь очень серьезно занимался музыкой и пригласил Гайдна к себе на службу, однако было одно «но»: капельмейстером у Эстерхази тогда был Грегор Вернер — композитор эпохи барокко, старше Гайдна на 39 лет, сочинявший музыку моральную устаревшую. Давайте послушаем очаровательную прелюдию и фугу для струнного оркестра в до миноре с интересного диска под названием «Концерт музыки к блестящим ужинами венского двора 18 века».

→ Грегор Вернер. Прелюдия и фуга для струнного оркестра в до миноре
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

🎵 Мы слышим, что это барокко, причем барокко с уходом в маньеризм. Балетный критик Вадим Гаевский дал такое определение: «Маньеризм — это когда большая форма служит мелким задачам». И форма прелюдии и фуги, которая основана на великом искусстве контрапункта, которая использована Бахом, чтобы выразить очень высокие духовные переживания, здесь является лишь инструментом для передачи довольно изнеженной, истеричной эмоции. Это не хорошо и не плохо — таково было маньеристское искусство.

👑 Павел Эстерхази принадлежал к той эпохе, у которой еще были представления о чести и морали — он не мог просто так выставить старого капельмейстера, не мог его обидеть или оскорбить. Отношения между князьями и слугами могли быть очень трогательным. А Гайдну, которого взяли на работу, уже тогда платили 400 флоринов в год, что было очень неплохо. И Вернер был очень недоволен: для такой же зарплаты ему пришлось работать десятилетия, и незадолго до смерти он написал князю письмо о том, что в оркестре творится бардак — музыканты не репетируют, хор разбрелся, и непонятно, что происходит. Он поступил как мудрый интриган — Гайдна, конечно, не уволили, но доля истины в его словах была. И хотя Гайдн был склонным к шуткам молодым человеком, все же он повзрослел и в 1766 году стал капельмейстером, получив постоянный доступ к оркестру и использовав эту возможность очень мудро.

Когда Павел Антон умирает, его брат Николай становится новым князем Эстерхази. Он тоже увлечен музыкой, в частности, игрой на баритоне. Давайте поговорим про этот редкий инструмент и послушаем трио для баритона, написанное Гайдном.

🎻 Струнных и смычковых инструментов было великое множество. К нашему времени в широком использовании остались далеко не все. Баритон — это один из тех инструментов, которые сегодня считаются экзотикой. Он куда более редок, чем колесная лира или виола да гамба.

Роланд Хадчинсон играет на баритоне
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

📍 Это инструмент, техника игры на котором весьма сложна. У него есть гриф с ладами, но широкая коробка грифа сзади открыта. там есть бурдонные струны, которые настроены на одну высоту, и звук их извлекается большим пальцем левой руки. Техника игры здесь значительно сложнее, чем виолончельная.

👑 Николай был увлечен игрой на баритоне, и Гайдн написал для него трио в расчете на технические возможности князя, которые были весьма неплохие. Почему именно трио? Чтобы у него была компания. Ведь совместное музицирование — если все участники играют хорошо — это очень приятный опыт, который обогащает.

Йозеф Гайдн. Трио для баритона
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Копия баритона князя Эстерхази

Поговорим про оперу Гайдна «Лунный мир», обсудим символизм тональностей, вспомним Моцарта и ответим на вопрос, почему музыка Гайдна — олицетворение психического здоровья.

🎵 Кроме увлечения игрой на баритоне у Николая Эстерхази была еще одна страсть — опера. И хотя Гайдн ассоциируется у нас скорее с квартетами и симфониями, чем с оперой, но и их он написал достаточно — 24, а недавно обнаружена еще одна. Может быть, их было и больше — этого мы достоверно не знаем, так как многое было утеряно.

🌖 Не все его оперы остались в репертуаре до наших дней, и не все они были выдающимися, но «Лунный мир» — одна из самых интересных. Ее заказали по случаю женитьбы сына Николая Эстерхази. Давайте кратко пройдемся по сюжету.

❇️ Источником для либретто стала комедия, сочиненная Ноланом де Фатувилем — «Арлекин, император луны». На ее основе итальянский драматург и либреттист Карло Гольдони создал сюжет «Лунного мира». Жадный венецианский купец Буонафеде хочет выдать дочерей, Клариче и Фламинию, замуж за богачей и слышать не хочет об их возлюбленных. Один из женихов — Эккликтико предлагает Буонафеде посмотреть в телескоп, где тот видит целующихся девушек и юношей. Эккликтико уверяет, что это на Луне, Буонафеде тут же изъявляет желание там побывать. С помощью слуг и с использованием одурманивающих эликсиров возлюбленные устраивают отцу такое путешествие, где сама Лунная королева уговаривает Буонафеде дать согласие на брак. Тот не поддается, обман раскрывается, но чтобы весь город не узнал о том, как разыграли Буонафеде, тот разрешает дочерям выйти замуж за своих женихов.

Здесь пора поговорить о символизме тональностей.

🌔 Все сцены, касающиеся лунного мира, сопровождаются музыкой в ми-бемоль мажоре. Тогда эта тональность ассоциировалась с луной, с тайной, волшебством. Но ассоциация эта была нестрогой. Когда мы обсуждали Баха, мы говорили, что фа-диез минор — это тональность Голгофы — три диеза словно три креста. Этот символизм к середине 19 века чрезвычайно обогатился. О символизме тональностей писал немецкий композитор и музыкальный теоретик Иоганн Маттезон, эту тему хорошо раскрыл Кристиан Шубарт в середине 1780-х в «Идеях к музыкальной эстетике».

🎼 С одной стороны, эта трактовка не имеет никакого материального обоснования, она только метафизическая. Это примерно так же, как синестезия Скрябина и Римского-Корсакова: и тот, и другой были правы. Но дело здесь не в объективности, а в том, что композиторы вкладывали в эти риторические фигуры барокко, ведь мотив снятие с креста опознается. И как вообще все это воспринимали?

💬 Размышляя об этом, мы узнаем не некую объективную природу или объективные свойства тональностей, а восприятие их в определенном времени. Есть и современные авторы, которые тоже об этом пишут, говоря о музыке прежних эпох. Книга Бориса Самуиловича Казачкова «Чертог Шести» рассказывает про шесть органных сонат Баха. В процессе работы над книгой автор много обсуждал ее с бывшим главным органистом Мариинского театра Олегом Киняевым. Эта книга огромной философской глубины и представляет собой удивительно подробный разбор того смысла, который Бах вкладывал в свои произведения.

📖 Кристиан Шубарт. «Идеи для эстетики музыкального искусства»:

До мажор — полная чистота. Его символы — невинность, простота, наивность, речь ребенка.

До минор — декларация любви и одновременно горечь ее потери. Все томится и тоскует. Душа больна любовью.

Ре-бемоль мажор — зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может смеяться, а лишь улыбается. Она не может рыдать, а только изображает рыдающее лицо. Поэтому эта тональность выражает какие-то необычные характер и чувства.

Ре мажор — триумф, победа и слава! Торжественные симфонии, марши, праздничные песни и ликующие а капеллы пишутся в этой тональности.

Ре минор — меланхоличная женственность.

Ре-диез минор — предчувствие глубокого душевного страдания, нависшего отчаяния, сильнейшей депрессии, наиболее мрачного состояния души. Любой страх, каждое нерешительное вздрагивание сердца выдыхают ужас ре-диез минора. Если бы привидения могли говорить, то их речь была сродни этой тональности.

Ми-бемоль мажор — тональность любви, преданности и сокровенного диалога с Богом.

Ми мажор — шумные крики радости, радостное наслаждение, полный восторг.

Фа мажор — почтительность и покой.

Фа минор — глубокая депрессия, оплакивание умершего, стоны страданий на могиле.

Фа-диез мажор — триумф над испытаниями, здесь слышно эхо души, которая сильно страдала и, наконец, преодолела все препятствия.

Фа-диез минор — угрюмая, мрачная тональность. Она тянет с такой же страстью, с какой собака рвет платье. Негодование и недовольство — вот язык, на котором она говорит.

Соль мажор — все просто, идеалистично и лирично, спокойная и удовлетворенная страсть, благодарность за настоящую дружбу и верную любовь. В этой тональности можно выразить любые нежные и теплые чувства.

Соль минор — недовольство, неудобство, тревога за проваленный план, скрежет зубов, негодование и неприязнь, антипатия.

Ля-бемоль мажор — тональность могилы, смерти, гниения, осуждения.

Ля-бемоль минор — ворчание, сердце сдавлено в груди, все дается с огромным трудом.

Ля мажор — провозглашение чистой любви, радость отношений, надежда увидеть любимого человека вновь, юношеская жизнерадостность и вера в Бога.

Ля минор — благочестивая женственность и нежность.

Си-бемоль мажор — радость любви, ясность сознания, большая надежда на лучший мир.

Си-бемоль минор — причудливое существо, часто одетое в покров ночи. Что-то угрюмое и очень редкое принимает приятное выражение лица. Насмешка над Богом и миром. Недовольство самим собой и всем. Подготовка к самоубийству.

Си мажор — сильно окрашенная тональность, провозглашение диких страстей, композиция самых ослепительных красок. Здесь выражены злость, гнев, зависть, ярость, безысходность и всякая тяжесть на сердце.

Си минор — терпение, спокойное ожидание своей судьбы и повиновение перед Божьим промыслом.

Давайте поговорим об увертюре к опере и сравним ее с другим произведением Гайдна.

🎶 Увертюра к опере написана в тональности до мажор, то есть в белой тональности, и в ней есть следы симфонического развития. Между 17-й симфонией, которую мы слушали, прошло больше 10, а то и 15 лет. Здесь уже начинается мышление о музыке как о целом, в разговорах о музыке приходят слова из других искусств — из архитектуры, живописи, начинаются поиски формы. В барокко никакой формы не было, она была в партитах Баха, но он это не осмыслял, а чувствовал интуитивно — это был замах на целое. Однако в опере формы нет и не было, и это понятие к ней неприменимо.

🔉 Как и многие композиторы того времени, Гайдн был сторонником безотходного производства и использовал эту увертюру в первой части 64-й симфонии, немного уменьшив оркестровку. Давайте послушаем их и сравним.

Йозеф Гайдн. Увертюра к опере «Лунный мир»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 4 минуты

Йозеф Гайдн. Симфония №64
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 00:00–08:58

Узнаем, почему оперные певцы могли ненавидеть Гайдна.

🎵 Что делает оперу оперой? Конечно, это арии, дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты, захватывающий сюжет, изящные речитативы и диалоги, контрасты... Однако контрастов здесь мы особенно не услышим, все звучит довольно ровно, очень светло, тепло, благодушно. О контрастах поговорим чуть позже, а сейчас — о персонажах.

👥 Персонажи музыкально не очень сильно отличались друг от друга. Гайдн не дает им свободы, воли. Это все напоминает кукольный театр — все они подчиняются воле одного Гайдна-кукловода и разыгрывают представление. Музыка в этой опере чрезвычайно неудобна для исполнения — чего стоит одно группетто на ноте соль для тенора, который поет

соль - ля - соль - фа-диез соль - си-бемоль - до-диез - ре.

Первая часть исполнена в головном регистре, и даже для высокого тенора это довольно трудно.

🎼 Не будем забывать, что во времена Гайдна строй был ниже приблизительно на тон. То есть у нас бы получилось группетто

фа - соль - фа - ми - фа - ля-бемоль - си - до,

что еще неудобнее даже для искусного певца. Но Гайдн придерживается той композиторской логики, которая ему удобна и понятна, о певцах он не думает и не заботится. В том числе и поэтому оперы Гайдна не столь известны — их просто неудобно исполнять, они сложные.

🎶 Вспомним Моцарта, который вообще над певцами издевался. Известен случай, когда он написал большие скачки, чуть ли не в дециму, с расчетом, что нелюбимая им певица на сцене будет клевать головой как курица.

⚡️ Вернемся к контрастам. В 1779 году Моцарт уже вовсю творит, и его музыку австрийское общество не всегда встречает с удовольствием. Если почитать современную ему критику, то мы увидим упоминания о том, что его музыка слишком контрастна: весело, потому грустно, потом весело, потом грустно, да еще и тревожно — так нельзя. Если задуматься, ни к чему повторять несколько раз то, что понятно с одного.

У Гайдна контрасты есть, и они очень мягкие, благодушные. Все оперные страсти переживаются спокойно. там нет никакой душевной тонкости, нет обостренного, нет оголенных нервов — это и есть то самое психическое здоровье. В музыке Гайдна торжествует умеренность, поэтому она очень хорошо воздействует на внутренний мир — она успокаивает, сглаживает контрасты, за это Гайдна любили. Помимо того, что в его музыке была хорошая гармония, мелодическая красота, сложная и интересная форма, она еще и оказывала благотворнейшее воздействие. Давайте послушаем оперу «Лунный мир» в двух версиях — в обычной и исполненной на исторических инструментах.

Йозеф Гайдн. Опера «Лунный мир» (1959)
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 час 57 минут

Йозеф Гайдн. Опера «Лунный мир», исполненная на исторических инструментах (2014)
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 27 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;