Йозеф Гайдн
Квартеты, восприятие музыки и интервалы
В квартетах Гайдн демонстрирует богатство своих возможностей, композиторскую свободу и подлинный огонь души художника. Послушаем и разберем главные квартеты, а также поговорим о восприятии музыки.
Задание.
🎲 Как мы уже знаем, Гайдн был довольно веселым человеком, и в его жизни происходили порой странные, порой забавные случаи. Ниже приведены факты из жизни Гайдна, один из которых ложный. Попробуйте угадать, какой.
1️⃣ У Гайдна пытался учиться Бетховен. Сразу по прибытии в Вену Бетховен направился к Гайдну, который еще в Бонне обещал заниматься с ним композицией. Он учился у него с перерывами немногим больше года — до января 1794 года. Полного взаимопонимания со своим учеником Гайдн не находил: «В Ваших сочинениях будут находить много прекрасного, даже удивительного, но кое-что покажется темным и странным, потому что Вы сами человек странный и мрачный, а стиль композитора — это он сам. Посмотрите мои сочинения. Вы в них часто найдете нечто веселое, потому что я сам таков». В конце концов, старому Гайдну стало просто скучно заниматься с молодым Бетховеном.
2️⃣ Струнный квартет фа минор назван «Бритвенным», потому что когда лондонский издатель Джон Бленд в 1789 году приехал к Гайдну, чтобы заполучить его новые работы, то услышал, как Гайдн, бреясь, воскликнул: «Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет». Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.
3️⃣ Гайдн посвятил свои квартеты Моцарту. Гайдн и Моцарт были очень дружны, и когда 25-летний Моцарт приехал в Вену, то Гайдн посвятил ему серию струнных квартетов.
4️⃣ Гайдн творит чудеса. Существует история, объясняющая, почему гайдновскую Симфонию №102 называют «Чудо». На премьере этой симфонии, как только умолкли ее последние звуки, все зрители устремились в переднюю часть зала, чтобы высказать свое восхищение композитору. В этот момент с потолка сорвалась огромная люстра и упала как раз на то место, где совсем недавно сидела публика. То, что никто не пострадал, было чудом.
5️⃣ Гайдн выручил оркестр с помощью шутки. Уставшие от долгой разлуки с семьями музыканты оркестра обратились к Гайдну с просьбой донести до князя Эстерхази их желание повидаться с родными. Гайдн сделал это при помощи шутки. В Симфонии №45 в завершающей части идет адажио: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, в конце в тишине зала остаются играть только две скрипки. Князь понял намек: музыканты хотят в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг. А Симфония №45 с тех пор называется «Прощальная».
6️⃣ Йозефа Гайдна многие люди ласково называли «папой». Его называют «отцом симфонии», а также он часто выручал оркестрантов из разных неприятностей, когда служил при дворе князя Эстерхази.
7️⃣ Из могилы Гайдна был украден череп. Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет череп находился в музее в Вене, и только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.
Как думаете, что правда, а что — нет?
Послушаем первый квартет Гайдна из Опуса 33. Что же мы там услышим?
4️⃣ В квартете четыре части. Темп первой — Allegro Moderato, то есть умеренно быстро. Вторая часть — allegro di molto, чуть медленнее. Контрастом выступает третья часть Andante, которая написана в ре мажоре — параллельной к си-бемоль минору тональности, в которой и начинается квартет. Это один из способов разнообразить музыку, оставаясь в рамках классической гармонии. Финал дан в темпе Престо.
▪️ Первая и четвертая части написаны в квадратных ритмах 4/4 и 2/4, а вторая и третья в треугольных — 3/4 и 6/8. Учитывая замедление темпа, это дает те же самые 3/4, только более подробно.
🧩 Что можем заметить по сравнению с первым квартетом, который мы слушали? Тот квартет — просто четыре контрастных эпизода. А здесь мы уже видим тематическую связь: вторая часть немного напоминает нам о первой, так же как третья — о второй, и четвертая о трех предыдущих.
🗣 Принцип органического единства здесь задействован еще не в полной мере, но это единство есть. Вспоминая высказывания, что «квартет — беседа четырех неглупых людей, которым есть что друг другу сказать», обратите внимание на выразительность партий каждого из инструментов. Кто-то ведет беседу, кто-то поддерживает, кто-то вбрасывает новую тему. Хорошая беседа льется естественно и без усилий. Такое же впечатление производят этот и другие гайдновские квартеты.
🗯 Партии инструментов очень выразительны. О чем они говорят, можно только предполагать, но у музыки есть свойство: как только вы начинаете прикручивать образы к музыке, включаете фантазию, музыка раскрывается, и кажется, что вы можете понять, о чем говорят инструменты.
▪️ Лосев, о взгляде которого на музыку мы уже говорили, был бы не согласен. Но его взгляд не единственный возможный, хотя и весьма интересный.
→ Йозеф Гайдн. Струнный квартет, Op 33, No 1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 19 минут
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим о «русскости», которой Гайдн обозначил свой первый квартет.
👑 Строго говоря, никакой «русскости» в квартете нет. Конечно, первый квартет начинается в миноре, и это интересно. Могут возникнуть какие-то ассоциации с имперской Россией — но скорее они связаны с имперскостью вообще.
🎶 Русской музыки тогда еще нет. При дворе уже есть капелла и опера, даже написана одна из самых известных русских опер — «Мельник, колдун, обманщик и сват» Е. Фомина. Но в этом нет ничего специфически национального.
🔄 Еще не появились национальные школы, которые осознают себя таковыми. Через 20 лет Гайдн все еще писал произведение для исполнения на двух языках — немецком и английском, и никого это не смущало. Если бы Бородин в 19 веке решил перевести «Князя Игоря», например, на немецкий, ему бы досталось от критика Владимира Стасова.
❓ Что же изменилось?
👤 До наполеоновских походов Европа не осознавала себя как единую нацию. На вопрос «Кто ты» простой человек сказал бы: «Я венец», или «берлинец», «тулузец», «парижанин». Даже единого языка не существовало, везде были свои диалекты. В Италии, например, единый диалект на основе флорентийского прижился только благодаря телевизионному вещанию — и то остались узнаваемые акценты.
🎵 Предлагаем послушать оперу «Мельник, колдун, обманщик и сват», чтобы понимать, что тогда происходило в русской музыке.
→ Опера «Мельник, колдун, обманщик и сват», Е. Фомин
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час
Продолжим разговор про «Русские квартеты» Гайдна и послушаем квартет №5, который называется «Как поживаете?» — «How Do You Do».
1️⃣🎵 Квартет начинается с четырех нот. Это и есть та самая фраза, произнесенная инструментом, и после нее начинается тема первой части. Эти четыре ноты появляются и в самом ее конце, как бы обрамляя всю первую часть. В ее музыке заложено нежнейшее, теплейшее чувство, его можно сравнить с теми чувствами, которые мы слышали в гайдновских ораториях. Но если там все дано крупно, то здесь, несмотря на налет очаровательной светскости, это не про свет, а про личное, очень милое и приятное общение — а светский дух создает интерьер комнаты, в которой оно происходит.
🎼 Названа первая часть «Vivace assai», то есть «Весьма оживленно», и здесь эта живость не только обозначение скорости (можно было бы написать просто vivace, и это дало бы указание на нужный темп). Здесь темп используется как средство передать эмоциональное настроение музыки.
2️⃣🎵 Затем начинается вторая часть — Largo cantabile — «широко и певуче». Здесь темп также используется как средство передать эмоциональное настроение музыки, но обратим внимание на не такой очевидный профессионализм Гайдна. Одно из важных качеств профессионализма, когда мы не видим усилий композитора. Это ария, где солирующим инструментом выступает скрипка. Она очень похожа на начало арии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Эту оперу незадолго до написания квартета Гайдн ставил в театре Эстерхази. Похожа в ней не только мелодия, но и то, что скрипка может быть заменена человеческим голосом, и она сама поет, как голос. Все остальные инструменты как бы несут ее на нежнейшей пуховой подушке, и у нас сразу всплывают в памяти барокко и барочные оперы.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 16 минут
→ Ария из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Мы продолжим обсуждать квартет №5, но сперва давайте поговорим о восприятии музыки.
💬 Логика, знание, изучение биографий композиторов — это не единственный путь к пониманию музыки. Этих путей множество, как множество способов познания, доступных людям.
🎻 Давайте немного пофантазируем. Возьмем зал филармонии и представим, кто там находится во время концерта. К примеру, есть слушатель, который приходит в филармонию приобщиться к культуре, есть музыковед, есть человек, который пришел на романтическое свидание, есть дирижер, есть музыкант оркестра и есть пианист. А еще давайте посадим в зал человека в глубокой грусти и расстройстве. Допустим, в этот вечер играют Первый концерт Чайковского.
👥 У каждого из присутствующих будет свое впечатление о музыке, свое понимание музыки. И ни одно из них нельзя назвать неверным. Слушатель, который приходит приобщиться к высокой культуре, настраивает себя на то, что его быт на 1,5 часа развеется и ему откроются переживания высших сфер, и его не будет волновать точность исполнения.
❤️ Для человека, который находится в состоянии счастливой влюбленности, эта музыка будет состоять из преимущественно любовных переживаний, его чувства будут окрашивать происходящее в амурный цвет, и он тоже не будет не прав, так как в музыке есть такой потенциал.,
🖤 Человек в состоянии грусти и расстройства воспримет это как никогда не достижимую красоту или обратит внимание на драматические моменты музыки, которые будут ему созвучны.
🧐 Музыковед, естественно, будет смотреть, насколько точно музыканты воплотили партитуру, какой баланс звука в оркестре, какие темпы выбраны, насколько они соотносятся с рядом лежащими темпами, и как пианист сыграет две сложнейших каденции — одну в первой части, другую в финале, и будет следить за этими моментами.
🎻 Дирижер, прекрасно знакомый с партитурой и знающий возможности оркестра, знает, чего он хочет от него добиться и где существует разрыв между тем, что он хочет, и тем, что могут музыканты — он будет смотреть на эти вещи.
🎹 У пианиста, который будет исполнять музыку, есть другое знание, которое приходит к нему через тело, через игру, через столкновение с этими звуками. Его трудно вербализовать, но оно так же валидно.
🎧 И мы, простые слушатели, можем перед прослушиванием изучать историю, контекст, структуру и дособирать ту картину, которая нам явлена в звуках. А можем действовать другим способом — фантазией, интуицией. Музыку можно воспринимать и так, и так. Но прелесть музыки в том, что она доступна для восприятия на одном из множеств своих уровней абсолютно каждому.
2️⃣🎵 Вернемся ко второй части — она действительно очень старомодна. Если заменить арию для скрипки на бассо остинато, которое звучит и в «Ground» Пёрселла, и в арии «When I am laid in earth», то представьте, как это бы звучало? А если бы это было исполнено голосом? Как бы это звучало в сопровождении однообразных ритмических фигур остинатного баса?
→ Генри Пёрселл. «Граунд»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Джанет Бейкер. «When I am laid in earth»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Давайте поразмышляем, о чем может быть сюжет и что мы слышим в последней части этого квартета.
❓ О чем сюжет, сказать трудно. Может быть, есть он и она, они встречаются — давайте попробуем развернуть такой сюжет. Он приходит к ней, завязывается беседа, она просит сыграть, он садится к клавесину и начинает играть старинную очаровательную музыку в миноре, но эта грусть камерная. В обыденной жизни трудно найти соответствующий повод, это может быть повествование: в саду завял очень красивый цветок, и это воспоминание и размышление о скоротечности бытия, вечной его изменчивости на фоне такого цветка. Если дать простор своей фантазии, то это может заменить отчасти чтение километров страниц монографий.
3️⃣🎵 Дальше идет скерцо (то есть «Шутка») в темпе аллегро. И скерцо в 19 веке плотно стало частью сонаты, вытеснив оттуда менуэт — танец, полный изящества и неторопливой взвешенности. В скерцо совсем другой характер. Скерцо пишется в трехдольном ритме, он ознаменовал отход от дансантности. Под все менуэты 18 века можно танцевать. И эта исключительно танцевальная, строго ритмизированная музыка здесь была бы неуместна по настроению. Скерцо преисполнено очаровательной наивности, как суетливые, немножко нелепые восходящие пассажи всегда разрешаются очень благополучно.
🎶 Ритм здесь немножко рваный, но он похож на пылкую, сбивчивую от овладевшим человеком чувства речь. Чувства эти самые добрые, самые светлые — может быть, это забота. Резвые такты чередуются с медленными. Как будто мы радостно пробираемся через комнату, заставленную разными предметами, и постоянно на что-то натыкаемся.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, третья часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9;24–12:20
4️⃣🎵 Последняя часть — алегретто престо, то есть очень быстро — как бы подытоживает все, что мы слышали в квартете раньше. Это не действие, не сюжет, а какие-то размышления по поводу, взгляд с большой высоты, счастливый финал. Историю нам рассказывает будто закадровый голос, иллюстрирующий идиллические картины природы, например, рассвет на море.
🎼 Здесь работает принцип органического единства. В финале есть небольшие переходы в минор, которые как бы настроением слегка напоминают вторую часть. Это счастливый финал, счастливый итог. Это закрытие пространства, которое было явлено на протяжении трех первых частей, то есть мы заканчиваем все истории, дочитываем последнюю главу и отправляемся радоваться в жизнь.
📌 Чем прекрасен классицизм — так это заботой о слушателе. Произведение искусства — оно целостное, и мы воспринимаем его, мы в него погружаемся, мы включаемся в эту игру, которую нам предлагаем Гайдн. И слушая финал, мы как бы закрываем это пространство, и нам остается пережитый нами опыт. Возможно, мы стали умнее, добрее, спокойнее, и наш внутренний мир точно стал богаче.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, четвертая часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12:20–16:22
Давайте перенесемся в 1790 год и поговорим о квартете №5 из 64 опуса, который называется «The Lark» — «Жаворонок».
🎻 Всего в 64 опусе шесть квартетов, и только один носит посвящение — именно пятый назван в честь Иоганна Тоста, скрипача оркестра Эстерхази. В какой-то момент Тост оставил музыку и занялся предпринимательством, тканями. Посвящение было за то, что Тост помог напечатать Гайдну эти квартеты, ведь печатание книг тогда было очень дорогим. Потом Гайдн в какой-то момент снял это посвящение, но в истории оно осталось. А снял он его, скорее всего, потому что Тост пытался заниматься нелегальной печатью нот без уплаты авторских отчислений,
🗝 Название всегда дает нам ключ к понимаю того, что заложено в музыке. И здесь мы слышим очень красивую и довольно сложную партию солирующей скрипки, которая изображает пение жаворонка, а все остальные три инструмента квартета рисуют нам картины природы. Пение жаворонка изображается с помощью мордентов и форшлагов, это своеобразные скачки. Давайте послушаем, как жаворонок поет в природе.
→ Как поет полевой жаворонок
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🕊 Птицы поют трелями. Давайте послушаем «Жаворонка» Глинки в версии для фортепиано — там нет слов, но есть те самые характерные трели — в самом начале, в 4 такте.
→ Михаил Глинка. «Жаворонок»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут
📖 А что же мы встречаем в поэзии? Давайте вспомним стихотворение Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье...» (1850):
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
✨ У Гайдна, конечно, никаких слез нет, у него все радостно. Сам момент перехода из ночи в день и предрассветные сумерки очень хорошо ложатся на идею камерной музыки. Если представить рассвет в симфонии Гайдна или как бы его изобразил Бетховен или Шуберт, то это все была бы эпика, героика: скалистые утесы, величественное море. А здесь квартеты несут с собой атмосферу небольшой комнаты или зала, в котором они звучат. И все переживаемое становится как бы интимным. Квартеты более философские — это уединенное размышление.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, опус 64 первая часть
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:33–06:41
Давайте послушаем остальные части квартеты и поразмышляем о сюжете.
🎵 Вторая часть написана в темпе adagio cantabile, то есть неспешно и певуче. И здесь появляется ощущение какой-то полной остановки времени. Эта золотая гармония, которая повисает в воздухе, как предрассветный туман, и, кажется, не движется никуда. Развитие не заметно, это остановка, это медитация. К концу второй части пассажи скрипки привносят оживление и как бы готовят к выходу из этого очень спокойного и созерцательного состояния. Скрипки — это жаворонок.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, опус 64 вторая часть
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 06:41–13:02
🎶 Дальше следует менуэт. В предыдущем квартете у нас была старомодная барочная вторая часть. А здесь достаточно старомодный изящный менуэт помещен в третью часть. Сюжет к этому прикрутить довольно трудно. Это больше похоже на интермедию, то есть что-то, что разбавляет историю, дает другой план, уводит нас из повествования, чтобы мы немного отвлеклись, освежили восприятие, восприняли другую гармонию, атмосферу, чувственность.
⭐️ И эта атмосфера здесь очаровательно светская. Светская в том смысле, что в ней все немножко залакировано, припудрено, игрушечно. Радость и грусть не подлинные переживания, а элементы игры, и вместо переживания стоит их изображение. Воспринимать ни то, ни другое всерьез не получается.
➡️ В этом состоит часть очарования старомодности. Все уже отжило, вся жизнь, которая создала нечто — ее уже нет. Нет тех переживаний, горести и радости, остался только их след, отпечаток, который мы рассматриваем, как бабушкины драгоценности в шкатулке. Теперь это все перенесено в другое время и несет нам другие чувства и другие эмоции.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, опус 64, третья часть
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13:02–16:32
🌱 Четвертая часть начинается необыкновенно оживленно и достаточно однообразно, идет такой чес на скрипке. Изменений динамики нет, чувства мы тоже здесь скорее всего не обнаружим. Что же это? Это юмор — добрый простой юмор в духе Гайдна. Ноты скрипки, которые абсолютно одинаковой длительности следуют друг за другом, — это взмахи крыльев. Рассвело, заря, и жаворонок взвился в небо и улетел. Так можно живописать природу в музыке.
→ Йозеф Гайдн. Квартет №5, опус 64, четвертая часть
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 16:32–21:15
Поговорим об одном из квартетов из опуса 76, который посвящен венгерскому графу Йозефу Эрдёди.
✍️ Квартет назван «Квинты» и написан около 1798 года, в те годы Гайдн работал над ораторией «Сотворение мира». Это последний цикл квартетов, который Гайдн успел закончить перед смертью. Несмотря на то, что тогда он был не в самом молодом возрасте — а старость для многих то время, когда люди часто костенеют в методах действия, в привычках — тем не менее, Гайдн продолжал развиваться, и эти квартеты — удивительное тому свидетельство.
🙌 Описывая искусство Гайдна, можно сказать, что это искусство полного психического здоровья — и сравнить его с живописью Тициана. Почему? Это венецианский художник позднего Возрождения, который родился в последней четверти 15 века и умер в последней четверти 16 века, он прожил очень долгую жизнь. Раннее его творчество характеризовалось очень светлым мажорным настроением. В изображаемых героях было много витальности, с возрастом цветовая гамма стала тоньше, он стал изумительным мастером оттенков, и его картины были будто наполнены золотым свечением и не утратили этой живости.
➡️ Нечто похожее происходит с музыкой Гайдна. Если мы послушаем ранние сонаты, у нас они оставят впечатление света и прозрачности. Краски будут яркими, конкретными. Здесь гораздо больше переходов, больше искусства светотени и больше мастерства.
🎶 Мы поговорим о квартете, который называется «Квинты». Почему он с них начинается? Они включены в партию скрипки — ля-ре-ми-ля, таким образом они охватывают октаву. Октавы и квинты — это достаточно большие интервалы. Композиторы эпохи барокко были с ними очень аккуратны. Тогда ценилось умение писать компактно, и без большой необходимости большие интервалы старались не использовать.
✝️ Это правило отчасти сохранилось в церковной музыке. Как правило, говорят, что Месса до минор Моцарта похожа на его оперы, потому что у партии сопрано есть большие скачки в дециму или в тредециму. Во-первых, чисто это может исполнить не каждый певец, только очень высокопрофессиональный. Это своего рода вокальная эквилибристика, но одновременно и след церковной традиции, где до той поры сохранилось большое внимание к полифонической музыке — а полифония плохо переносит большие скачки.
☝️ В том числе поэтому критиковали «Аве Марию» Баха / Гуно. Это сейчас, в век постмодернизма, мы уже воспринимаем ее как арфоподобный аккомпанемент и красивую льющуюся мелодию. А Гуно критиковали за пошлость, за дурновкусие, но еще и за то, что он приспособил к барочному произведению мелодию, которая совершенно не соответствует принципам барокко — она им противоположна. Там есть скачок в октаву (ля малой октавы и первой октавы), который в исполнении тенора звучит очень эффектно. Из грудного регистра тенор сразу же переходит в головной. и если все это слушать в живую, то увеличивается объем, сила звука, в нем появляется металлический блеск, какая-то особенная чистота. Но с точки зрения композиции этот интервал ничего не дает ее развитию — он никуда ее не ведет, этот элемент совершенно вываливается из повествования. Эти вещи для времени Гуно были верны, но со стилем эпохи барокко не очень дружили.
→ Франко Корнелии. «Аве Мария»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Чтобы лучше понять этот квартет, мы поговорим про интервалы.
🎼 Кварта и квинта — это интервалы, которые не несут никакой специфической эмоциональной окраски. Если это чистая квинта и чистая кварта — они не ведут нас ни к мажору, ни к минору, это ни грустные, ни веселые чувства. Кварта — суровая мужественная, квинта — более спокойная, более пустая. И ноты ля и ре — если мы вставим туда фа-диез, то у нас получится ре-мажорное трезвучие, а если ля — ре-минорное трезвучие. То есть квинта — это интервал гибкий и универсальный, и если бы не аккомпанемент трех других инструментов, которые сразу настраивают нас на минорный лад, мы по этим четырем нотам не смогли бы определить ни тональность, ни настроение музыки.
🎹 Квинты — это один из древнейших известных нам интервалов. Их три: октава, квинта и кварта. Это связано с Древней Грецией и математикой: это те интервалы, которые получались при делении струны монохорды — инструмента, служащего для точного построения интервалов путем фиксации различных длин звучащей части возбуждаемой щипком струны.
▪️ октава — струна делилась подвижным колком 1 к 2
▫️ кварта — 4 к 3
▪️ квинта — 3 к 2
🔘 Эти созвучия назывались совершенными консонанцами (консонанца — итал. «созвучие»), когда струны вибрировали из-за длины с разной частотой. Разные частоты, накладываясь друг на другу, создавали благозвучие, которое было закреплено математически. Об этом размышляли музыкальные теоретики барокко, и это вошло в традицию церковной музыки. В роду Эрдёди было множество священнослужителей, о чем Гайдн, может, и не знал, но это создает интересную параллель, уводящую нас в старину.
1️⃣🎵 Сам квартет написан в ре миноре. Первая часть — аллегро — написана в сонатной форме, и мы можем наблюдать за тем, как Гайдн поступает с этими квинтами. Он вводит два больших широких интервала, а дальше все восьмые и все шестнадцатые ноты, которые следуют за ними, заполняют собой это пространство. Сами квинты пустые — они не несут в себе никакой нагрузки, они часто использовались в средневековой музыке как интервал для разрядки эмоционального напряжения.
🎹 Но не нужно забывать про аккомпанемент. Вместе с аккомпанементом первый такт с квинтами кажется вопросом — постановкой проблемы, которую дальше разрешает дальнейшая мелодия. Потом эти квинты могут появляться раз за разом в разных местах, в разных частях. Будет момент, когда скрипка будет играть солирующую партию, а альт и виолончель — аккомпанировать квинтам.
→ Йозеф Гайдн. «Квинты», первая часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:00–06:50
2️⃣🎵Вторая часть медленная — это анданте. Она по контрасту написана в мажоре (если первая часть квартета в миноре, то вторая всегда в мажоре) в форме вариаций. Во второй части тоже есть квинты. Здесь Гайдн нас как бы успокаивает. Мажор слышен с первых двух звуков, и мы понимаем, что все хорошо. А дальше — си и ми — чистая квинта. Можно было бы их и не заметить, если бы это было отдельное произведение, но это вторая часть квартета, поэтому мы ищем их и находим — они чуть-чуть для нас подсвечены.
🎶 Эти вариации написаны в форме А — Б — А — принятая для барочной арии форма — еще одна связь с прошлым. Хотя по звучанию это чистый классицизм, так как для барокко это слишком смелая музыка.
→ Йозеф Гайдн. «Квинты», вторая часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 06:50–12:38
Давайте послушаем и обсудим третью и четвертую часть квартета.
3️⃣🎵 Третья часть — очаровательно строгий менуэт и трио, в которых мы тоже слышим квинты, но не в мелодии, а в аккомпанементе. Они разложены по партиям инструментов. В трио практически сразу с 4-го такта квинты появляются более ясно и более отчетливо.
→ Йозеф Гайдн. «Квинты», третья часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 12:38–15:56
4️⃣🎵 Финал начинается с возвышенной и гордой мелодии. Квинты мы встретим и здесь. Какие-то в скрытом, какие-то в явном виде. Этот квартет — своеобразная демонстрация Гайдном своего технического мастерства, изобретательства.
→ Йозеф Гайдн. «Квинты», четвертая часть
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 15:56–19:48
⭐️ Мы говорили о Гайдне и Тициане, а теперь можем поговорить о Гайдне и Бахе. Одним из величайших и сложнейших по своему устройству произведений Баха является «Искусство фуги». Оно не закончено, как и не закончен последний квартет Гайдна. В «Искусстве фуги» Бах берет одну тему и показывает, что можно из нее сделать, демонстрирует искусство и подытоживает высшее достижение жанра. При всем уважении к бетховенским фугато, при всей любви к Шостаковичу, фугу так никто не писал и до баховской планки не дотянулся.
🎶 Но суть не в величии, а в том, что под конец жизни Бах оставлял музыкальное завещание. Гайдн в этих шести квартетах демонстрирует богатство своих возможностей — композиторскую свободу, которая не становится чем-то выхолощенным, в ней есть подлинный огонь души художника. И чтобы быть ближе к Гайдну, давайте послушаем «Искусство фуги» в исполнении струнного квартета.
→ Иоганн Себастьян Бах. «Искусство фуги»
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 час 19 минут
Давайте послушаем и обсудим последний квартет Гайдна, который он начал писать в 1803 году и так не закончил.
👤 В те времена Гайдн уже тяжело болел, ему трудно было работать, он чувствовал слабость, не мог ни на чем сконцентрироваться, и ему было трудно собрать мысли. И это, вероятно, стало самым большим испытанием, которое ему пришлось пережить. Музыка его окружала всегда, писать было, с одной стороны, привычкой, а с другой — потребностью.
🎞 Это было состояние, похожее на попытку выхватить какие-то конкретные образы из окружающего плотного тумана. Как в фильме «Мгла», снятом по мотивам повести Стивена Кинга «Туман» — вокруг туман, а вдали есть что-то, что не видно, не ухватить.
📝 После 1806 года Гайдн вообще ничего не писал, к этому времени относятся его последние черновики. От этого квартета осталось только две части — andante grazioso и менуэт. Скорее всего, это вторая и третья части, вряд ли Гайдн на старости лет решил изменить структуру и поставить медленную часть в начало, а третью часть на место второй.
❔ Каким был бы в целости этот квартет — непонятно. Были попытки дописать, но ни одну из них нельзя назвать успешной. Все они производят впечатление понижения разрешения в графике, когда вдруг все становится каким-то квадратным, исчезают подробности, текстуры, остается малопонятный формат, в котором лишь угадывается форма.
🎶 А из того, что нам осталось, мы слышим анданте, и обстоятельства наталкивают на мысль, что это благодарное прощание с жизнью очень мудрого и светлого человека, который окидывает взглядом все происходящее — в основном хорошее, иногда немного печальное.
🔴 Несмотря на то, что квартет заявлен в миноре, вторая часть должна идти в мажоре, что мы и наблюдаем. В менуэте происходит оживление, которое никак не может быть оживлением плоти, это можно трактовать как символическое отображение работы души, которая в случае Гайдна не уставала трудиться никогда.
→ Йозеф Гайдн. Струнный квартет из опуса 103
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
Мы продолжаем большой урок о Йозефе Гайдне. Вспомним главное и подведем еще один промежуточный итог.
🎶 Мы поговорили об ораториях Гайдна и узнали, чем интересен этот жанр. Оратории сформировались в общине ораторианцев на основе музыкальных служб, которые шли в Церкви Святого Филиппа Нери.
✍️ Гайдн написал всего четыре оратории:
«Сотворение мира»,
«Времена года»,
«Семь слов Спасителя на кресте»,
«Возвращение Товия».
🎧 Мы поговорили о влиянии музыки и способах ее понимания. Узнали, что музыку можно воспринимать фантазией, интуицией, и ее прелесть в том, что доступна она для восприятия на одном из множеств своих уровней абсолютно каждому.
✔️ Узнали, что Гайдн в шести квартетах цикла, посвященного графу Эрдёди, демонстрирует богатство своих возможностей — композиторскую свободу, которая не становится чем-то выхолощенным, в ней есть подлинный огонь души художника.
🎵 Обсудили и послушали 👇
▪️ Ораторию «Возвращение Товия», которая так и не стала популярной из-за неудачного совпадения с премьерой Бетховена. Это самое масштабное произведение Гайдна того периода, здесь Гайдн не позволяет себе шутить, он серьезно пишет духовную возвышенную музыку для представления в церкви.
▫️ Ораторию «Семь слов Спасителя на кресте», где Гайдн использует разнообразные тональности и добавляет к семи частям интродукцию и финал. Вместе с интродукцией все первые восемь частей написаны в разных темпах — от largo до adagio.
▪️ Ораторию «Сотворение мира» — самую известную ораторию Гайдна, которая рассказывает библейскую историю из Книги Бытия, оратория написана как трехактная опера.
▫️ Ораторию «Времена года» и сравнили ее с Вивальди. У оратории англоязычное либретто — поэма «Времена года» Джеймса Томсона. В оратории Гайдна нет единообразия настроения, которое есть у Вивальди, и мы услышали, что она намного сложнее.
▪️ Первый квартет Гайдна из Опуса 33, в котором уже задействован принцип органического единства: «квартет — беседа четырех неглупых людей, которым есть что друг другу сказать», особенность квартета в том, что партии инструментов в нем очень выразительны.
▫️ Квартет №5 — «Как поживаете?» и на его примере разобрали принципы классицизма — заботу о слушателе и целостность произведения искусства. Мы обсудили, что включаемся в игру, которую предлагаем Гайдн, и в финале как бы закрываем это пространство, и нам остается пережитый нами опыт.
▪️ Квартет №5 под названием «Жаворонок», на этом примере мы узнали, что название всегда дает ключ к пониманию того, что заложено в музыке. Мы услышали очень красивую и довольно сложную партию солирующей скрипки, которая изображает пение жаворонка, а другие три инструмента квартета рисуют картины природы.
▫️ Квартет «Квинты» из опуса 76, который посвящен венгерскому графу Йозефу Эрдёди. Вместе с аккомпанементом первый такт с квинтами кажется вопросом — постановкой проблемы, которую дальше разрешает дальнейшая мелодия. Квинты в этом квартете раз за разом появляются в разных местах и разных частях.
▪️ Последний квартет Гайдна, который он начал писать в 1803 году и так не закончил. От квартета осталось только 2 части — andante grazioso и менуэт. В менуэте происходит оживление, которое никак не может быть оживлением плоти, это можно трактовать как символическое отображение работы души, которая в случае Гайдна не уставала трудиться никогда.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день