Йозеф Гайдн
Сонаты: работа с формой, музыка барокко и структура классицизма
В сонатах Гайдн сделал очень важный шаг на пути к осмыслению формы. У него это не просто тема с вариациями — это попытка собрать музыку вместе на конструктивном уровне и сделать одним целым. Послушаем и разберем несколько произведений.
Начнем с сонаты №10.
Десятую сонату Гайдн написал приблизительно в первой половине 1750-х годов — ему было около 20 лет. Она ориентируется на лучшие образцы прошлого, давайте узнаем, что в ней интересного.
🎵 Соната обращает на себя внимание ясностью своей структуры, простотой и благородством. Тема первой части — аллегро — радостная и беззаботная, затем она повторяется в миноре и сразу приобретает тревожное и взволнованное звучание.
✨ В этом, может быть, и есть талант — такими небольшими средствами произвести сильное впечатление. В сонате всего лишь развернутая тоника до мажор и квартсекстаккорд субдоминанты, то есть четвертой ступени, но какое этим создается воздействие! Тут не нужны ни буря, ни натиск, ни обильная инструментовка, ни виртуозность пассажей, здесь нет ничего скрытого — и вместе с тем, это работает.
🕰 Соната ориентируется на лучшие образцы прошлого, она индивидуальна, но качественно ничем не выделяется. Она больше напоминает партиту. Например, менуэт и завершающее трио мало связаны друг с другом. И хотя по всему произведению есть переклички, нет никакого многообразия на основе единства, его еще не родилось, его еще не изобрели. Тем не менее, здесь уже слышна гайдновская индивидуальность.
→ Йозеф Гайдн. Десятая соната
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
→ Йозеф Гайдн. Десятая соната (аллегро)
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Теперь перейдем к 32-й.
🎵 Эта соната написана между 1777 и 1779 годами, незадолго до написания «Лунного мира». Гайдн написал не так много сонат в миноре, как и Моцарт, у которого их всего две. И в целом минорная соната — довольно редкое явление. Дело здесь в характере Гайдна и в том, что минор в каждой сонате должен быть уравновешен мажором и минором закончен. В мажорной сонате наоборот: она начинается с мажора, дальше наступает минор, и в мажоре все заканчивается — это гораздо более соответствует и темпераменту Гайдна и духу классицизма.
🗣 Для того, чтобы понять предыдущий тезис, обратимся к примеру из литературы. Дмитрий Быков в рассказе про Цветаеву и Ахматову определил их творчество так: Цветаева начинает стихи с такой высоты, что не думаешь, что что-то возможно еще выше, а Ахматова, наоборот — начинает так, что думаешь, что ничего же хуже случиться не может, а случается. С точки зрения вектора развития классицизм — это Цветаева: идеалы гармонии, красоты, духа. Говоря о 32 сонате, мы зайдем с психологической стороны и послушаем ее в исполнении Святослава Рихтера.
→ Йозеф Гайдн. Соната №32
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 16 минут
🔉 Как она начинается? С возвышенной грусти — очень стройной, изящной, полной какого-то холодного совершенства. Это похоже на грусть от красоты бесконечного мирового пространства, в котором нет абсолютно ничего человеческого. Но в Гайдне человеческое есть, однако долго он его не выдерживает — и сразу начинается мажор.
📍 Искусство бесконечно длить состояние принадлежало эпохе барокко, а классицизм все-таки был искусством контрастов. И вот эта космическая холодноватость напоминает произведение «Граунд» Генри Пёрселла. Давайте его послушаем.
→ Генри Пёрселл. «Граунд»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Итак, Пёрселл — это эпоха барокко, это 100 лет до Гайдна. Чем он напоминает Гайдна, почему это так похоже? Попробуем разобраться.
🎼 Классицизм, изначально стремящийся к гармонии и красоте, по своим установкам не выработал своего стандарта грусти. Барокко — это была теория аффектов, теория разных состояний души, которые выражались музыкально. В классицизме на смену аффектам пришло внимание к структуре, классицизм не был предрасположен к минору.
🎶 Что такое мажор и минор? Мажор — это утверждение, минор — отрицание. Мажор — раскрытие, увеличение. Минор — закрытие. Major означает «больший», minor — «меньший». Называются они так потому, что первый и третий тон любой мажорной гаммы представляют собой интервал большой терции, а первый и третий тон минорной гаммы представляют собой интервал малой терции. Но раз уж мы заговорили о метафизике тональностей, то ни одна структура не может поддерживаться отрицанием, только утверждением, только направленным действием.
🎵 Полная благородной грусти возвышенная тема как бы постоянно напоминает о себе сквозь материал сонаты, возвращает развивающуюся мысль на круги своя. Вторая часть начинается совершенно идиллически убаюкивающей колыбельной в мажоре. И когда вступает минор, кажется, что будто бы пришел какой-то рассерженный упрямый человек, он о чем-то спорит, не соглашается, чем-то недоволен, но это все настолько уютно и мило, что этой серьезности будто бы не веришь.
🪐 Если у нас зашел разговор о космичном, то когда начинается повтор — а в классицизме должны быть повторы — мы вдруг как бы переносимся в тот высокий регистр, где звучит колыбельная и успокаивающая умиротворяющая мелодия. Она будто бы находится на совершенно другом плане бытия. И здесь надо отдать должное великому искусству Рихтера, потому что проявить в своем исполнении столько заложенного в это произведение — это удивительно.
💫 Этот диалог двух тем кажется разговором пребывающей в блаженстве души и мятущегося тела. В финале Гайдн как бы соединяет настроения первых двух частей в одно. Мы слышим, что это соната, только к концу третьей части, потому что если взять отдельно первые две, то это скорее тянет на дивертисмент, но сонату здесь делает не сонатное аллегро, а именно финальная третья часть.
Поговорим о сонате до минор.
🎵 Эта соната начинается с черной меланхолии. Ее начало не производит барочного впечатления — это не возвышенная грусть, а настроение разлитой в воздухе тоски. Но мы же помним, что Гайдн сангвиник, да к тому же классик, поэтому долго эта меланхолия длиться не может. И это настроение черной меланхолии превращается в некую зачарованность внешним. Минор — интроверсия, мажор — экстраверсия.
👁 Здесь видится тонкая психология: один и тот же взгляд меланхолика сначала увлечен переживаниями своего внутреннего мира, затем переключается на мир внешний и попадает под очарование его красоты.
🌐 Про Гайдна на одном из музыкальных форумов, которые одно время были частью музыкального пространства, кто-то написал, что он был эмоционально не слишком тонким. Получается, что тонкость отождествляется со страданием? Сразу видно, что это писал русский человек, воспитанный на Достоевском и впитавший его с молоком матери.
☝️ На самом деле Гайдн понимал законы алхимического превращения внутренних состояний и отображал их в музыке. Вспомним его цитату, когда в Вену входили войска Наполеона, и какой-то снаряд попал рядом с домом, слуги испугались, а Гайдн сказал: «Не бойтесь, там, где Гайдн, не может быть никакого зла». То благо, к которому он стремился всю жизнь, заложено в его музыке.
→ Йозеф Гайдн. Соната до минор
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
🔉 Всю первую часть, которая длится на этой записи 10 минут, мы посвятим расслушиванию этого изменения эмоциональных состояний. Вторая часть напоминает расцвет новых чувств в душе — они растут, меняются, и наблюдать за этим очень увлекательно. К чему это все было — мы понимаем только в третьей части.
🎶 Хорошая гайдновская соната — это как хороший рассказ со сложным сюжетом, где до самого последнего момента непонятно, что происходит, где мы должны прочитать всю историю целиком, чтобы что-то понять. А ранние сонаты — это скорее список афоризмов.
🎹 В финале, наконец, начинается какое-то действие во внешнем мире, и оно продолжается всю третью часть, и только к концу наступает рефлексия. Вывод непонятен — его можно записать словами: «Ну, как-то так» с полувопросительной интонацией. Это очень интересная зарисовка, классическая по форме и по духу. В сонатах Моцарта, как и в его операх, надо наблюдать за персонажами, а здесь почти романтический герой в предлагаемых обстоятельствах.
Продолжаем наш разговор о фортепианных сонатах Гайдна и поговорим о тех, которые покажут, насколько Гайдн был разнообразным.
👂 Многим знаком такой эффект, когда слушаешь не очень известную сонату Гайдна, но какую именно — вспомнить не получается. Можно узнать даже тональность, но точно определить не можете. С Бетховеном такого не возникает, с Моцартом отчасти может быть — там есть схожесть, но у Гайдна мы сразу можем отметить, что все достаточно ровно. Ровность гармонии и изящество структуры. И если начать разбираться в каждой его сонате подробно, то можно заметить удивительную фантазию и смелость его композиторских решений.
🎵 Послушаем 57-ю сонату в фа мажоре. Не зря мы заговорили о похожести одного на другое, так как авторство этой сонаты точно не установлено. Ее считают сонатой Гайдна, но достоверных подтверждений этому нет. Написана она была в середине 1760-х, опубликована достаточно поздно — в конце 1780-х, что было нормально для тех времен, когда произведения надолго ложились в стол.
🔉 Начинается не как соната, а как барочная инвенция. Давайте сравним ее звучание с двухголосной инвенцией Баха.
→ Йозеф Гайдн. Соната №57
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Иоганн Себастьян Бах. Инвенция №1
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
→ Иоганн Себастьян Бах. Инвенция №5
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
Принцип, по которому составлена соната Гайдна, очень похож на партиту Баха. Давайте узнаем, чем именно.
🎼 В произведениях барокко не было формы, не было создания формы, было создания композиции. Эту сонату можно назвать псевдоконтрапунктической музыкой, но не в смысле, что она плохая, а в смысле формы. Если разбираться подробнее, то мы увидим, что соната превращается в мелодию сопровождения в связи с канонами классицизма, а в контрапунктической музыке нет сопоставления контрастных музыкальных идей, нет законченных периодов, нет экспозиции и разработок.
❗️ В барочной музыке нет реприз, которые создают впечатление возвращения к началу и приводят к симметрии. А что такое симметрия? Это основа классической формы. Посмотрите на любое архитектурное здание в стиле классицизма — оно или сделано симметрично по своим пропорциями, или, если невозможно, эта симметричность придана хитростью, как, например, в арке Главного штаба в Петербурге.
🎶 Первая часть сонаты притворяется барочной инвенцией, эта часть повторяется (как это принято в музыке классицизма), потом очень мягко и нежно переходит в минор. Минор этот изящный, легкий и тоже достаточно барочный и напоминает партиты Баха, например, си-бемоль-мажорную. Давайте ее послушаем.
→ Иоганн Себастьян Бах. Партита №1 в исполнении Петра Андржевского
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
🎶 Партита Баха — это интуитивный, не осмысленный философски замах на новое целое. У Гайдна в 57-й сонате целое более-менее выстроенное. Она построена как каркас дома, который ожидает своего заполнения, и чем композитор его заполняет — это удивительно. Если говорить об архитектуре, то классицизм — это строгость объемов, чистота пропорций, а барокко — это взбунтовавшееся, вспенившееся море, под которым формы уже не видно. В архитектуре форма — насущная вещь, без нее не выстоит здание. В архитектуре есть противоборство вертикальных и горизонтальных элементов, это философия, которая выросла из конструктивных задач. В музыке же больше свободы.
Давайте обсудим вторую и третью часть сонаты.
🎶 Дальше идет очень медленная вторая часть — ларгетто, где мы слышим прозрачную мелодию с легкой гармонией и со всеми признаками барокко: там есть не только морденты, но и арпеджио — взятие звуков не одновременно, а последовательно. Это одно из средств выразительности, которое используется при игре на клавесине, чтобы сделать звучание аккорда богаче и продлить его во времени.
🎹 Если зажать правую педаль на рояле, то нота может звучать секунд 20, а у клавесина она длится 4–5 секунд, а дальше звук тает. Дальше мелодия идет по так называемой золотой секвенции, применение которой мы можем видеть в музыке всех веков. Например, в 20 веке это будет стилизация под барокко «Аве Мария» Каччини и песня «Fly Me to the Moon». Давайте послушаем их.
→ Джулио Каччини. «Аве Мария»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Фрэнк Синатра. «Fly Me to the Moon»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎵 Барокко заканчивается в третьей части, которая очень бодрая и подвижная. В ней есть изящество, не переходящее в манерность или в жеманство. Обратим внимание, что это середина 1760-х годов, Гайдну 33–35 лет, и как он здесь поступает с чувством, которое выражено в финале: он никогда в финалах не дает чувству уйти в одну иди другую сторону, воздерживается от сильных аффектов и всегда их уравновешивает — того требуют принципы классицизма. То, что имеет мелодический потенциал к развитию, он усмиряет структурными ограничениями.
Теперь мы послушаем фортепианную сонату в ми миноре №53, которая была написана Гайдном в конце 1750-х годов.
🎵 Что интересного мы можем здесь почерпнуть? Во-первых, мы слышим почти романтическое звучание в начале, где терции чередуются с секстами. Два почти антибарочных интервала — они не могли столь часто использоваться до введения равномерной темперации строя и считались неблагозвучными — но человечество решило пожертвовать совершенным звучанием чистых кварт и чистых квинт ради богатства возможностей.
🎼 Давайте обратим внимание на то, вокруг чего Гайдн выстраивает всю музыку. Ответ в самом начале: то, что есть в первых восьми тактах, разворачивается потом во всей сонате, но играется в других темпах. Далее есть ноты другой длительности, но конструктивная основа вся та же — мы уже видим здесь некоторое предсказание истории про небольшие темы, которые буквально состоят из нескольких интервалов.
❓ Как мы слышим это развитие 👇
🧩 Давайте сравним это с конструктором. У нас есть определенный набор деталей, который заявлен в самом начале. Также у нас есть последовательности нот, гармоний и интервалы, которые создают характер произведения. По всем правилам надо писать так, чтобы конец связывался с началом, середина была логически продумана и имела какую-то связь, то есть в целом есть некий идеал сонаты, где одно не существует без другого и все работает вместе, но основной принцип развития не в этом. Эта соната все еще похожа на конструктор, из которого строится модель какого-то здания, которая очень стремится быть на него похожей, но все-таки это модель.
❗️ Это очень важный шаг на пути к осмыслению формы. Это не просто тема с вариациями (хотя они здесь тоже есть), это попытка собрать музыку вместе на конструктивном уровне — чтобы она не только звучала связно, приходила в тонику, чередовала устойчивые ноты с неустойчивыми, а была единым целым на очень глубоком уровне. Давайте послушаем и попробуем это прочувствовать.
→ Йозеф Гайдн. Соната №53, часть 1 — presto
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 00:00–05:46
Давайте обсудим и послушаем вторую и третью части 53-й сонаты Гайдна.
🎵 Вторая и третья части интересным образом напоминают вторую и третью части 8-й сонаты Моцарта. А она была написана в 1778 году, то есть в то же время. Это не подражание, а скорее дух конца 1770-х, где в средней части вдруг происходит замедление движения, похожее на полную остановку. И гармонизированная мелодия сама по себе парит в пространстве, и мы парим вместе с ней.
→ Йозеф Гайдн. Соната №53, часть 2 — adagio
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 05:46–10:37
→ Йозеф Гайдн. Соната №53, часть 3 — molto vivace
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10:37–13:51
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Соната №8, части 2 и 3 — andante cantabile con espressione и presto
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 08:33–22:27
🎹 А третья часть состоит из двух контрастных тем — ведь это уже классицизм в полном смысле слова. Первая — в миноре — это как бы авторский голос. Трудно сказать, сам Гайдн это или персонаж, которого он имел в виду — мелодия под бодрый аккомпанемент шестнадцатых рассказывает какую-то очень волнительную и очень трогательную историю. Вторая — мажорная тема — фанфарная, она заставляет вспомнить о каких-то придворных танцах. Если рассматривать это так, то можно назвать третью часть сонаты «Сцена на балу».
📌 Подчеркнем, что мы не делаем строгий музыковедческий анализ. Мы не говорим о структуре и о самом произведении через термины музыковедения, называя аккорды, их последовательность — это было бы очень точно, но без специального образования и долгих медитаций над текстом, это непонятно. Поэтому мы попытаемся описать это с эмоциональной и со смысловой стороны.
🎶 Музыка — такой удивительный медиум, что она складывается на одних уровнях, а работает на этом — эмоциональном, на котором она доступна каждому, и каждого может обогатить и принести какую-то пользу.
Поговорим о сонате Гайдна в до мажоре. Одну раннюю сонату в до мажоре, 10-ю, мы уже слышали, а теперь послушаем более позднюю, которая была издана в 1780-м году. Если судить по стилю, то написана она тоже в конце 1770-х.
❓ Почему мы вспоминаем 10-ю сонату? Она очень похожа на нее в начале, которое здесь такое же простое, игривое, ребяческое. Исполнено оно в диапазоне первой и второй октавы, то есть практически без баса, мелодия и гармония стоят очень рядом. Мы не обнаруживаем здесь никакого развития, только вариации.
🎶 В первых тактах заявлена тема, и в следующие пару минут с ней происходит игра: аккомпанемент то появляется, то исчезает, то тема переворачивается, то какие-то ноты заменяются на группетто. Но это уже конец 1770-х, и мы можем удивиться — а зачем писать так же, как раньше? Ответ нас ждет дальше.
➡️ Дальше начинается совершенно необычное и весьма смелое, бетховенского духа развитие. Мы привычно выстраиваем биографическую последовательность: Гайдн — Моцарт — Бетховен, то есть по старшинству. Но Гайдн к Бетховену гораздо ближе, чем Моцарт. Хотя Моцарт был прекрасно образован, развивался он по своим меркам и законам. Он прошел определенную эволюцию, но эта эволюция не производит, на первый взгляд, впечатления нормального человеческого роста и развития. Он как комета, пролетевшая по небосводу, озарив нас своим светом. У Гайдна и Бетховена все-таки был путь.
🎵 Дальше на контрасте появляются глубокие басы, мощно звучащие аккорды, но посреди возникает вопрос — а что это было? Как мы так далеко ушли от того, что было в начале? Из искры разгорелось пламя.
🎼 На примере этой сонаты мы говорим о связи Гайдна и Бетховена, и здесь как раз заложено то, что Бетховен впоследствии развил (даже не в сонатах). Если вспомнить то, как звучат его фортепианные концерты, например, Первый, то мы услышим схожесть в чувстве гармонии, в этой фантазии. Первая часть сонаты — адажио — на вид простая, а внутри — богатство, красота и гармония.
❔ Почему эту сонату хочется сравнить с Первым концертом Бетховена? Из-за финала: он так же игрив и по духу, и по настроению. Здесь есть скачущий ритм, на вид простой, а внутри сложный по гармонии, но, что особенно ценно, эта сложность совершенно ненавязчивая, необременительная. Это умение прятать концы в воду будет очень цениться в конце 19 века в отношении симфоний.
→ Йозеф Гайдн. Соната в до мажоре
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Людвиг ван Бетховен. Первый концерт
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 48 минут
Давайте послушаем последнюю сонату Гайдна — №62 в ми-бемоль мажоре, которая была издана в 1790-х.
🎶 В прошлой сонате до мажор есть сложная гармония, но здесь это уже не просто окошко в мир позднего Бетховена. Эту сонату можно сравнить с «Большой сонатой для Хаммерклавира» Бетховена. На нее похожи не только торжественное начало и мелодия, которая нежно звучит в высоком регистре, но у них есть и общее настроение, атмосфера. Да, у Бетховена было больше темперамента, он был мощнее, но все-таки эти две сонаты близки по духу.
❓ Почему мы слушаем исполнение Владимира Горовица? Он известен как последний романтический пианист, пианист с блестящей техникой и школой Блюменфельда. Это можно понять по особенной постановке руки — мелодические линии Горовиц играет плоскими пальцами, эта школа сейчас практически ушла.
🎹 Изменился музыкальный мир, музыкальный бизнес, новые инструменты уже не так чувствительны к нажатию. Какой-нибудь Steinway звучит хорошо, но от этого пианино труднее добиться нюансов, индивидуальности.
💬 Вспоминается шутка про Михаила Плетнева, которому где-то в Германии показывали новые музыкальные инструменты и спрашивали его мнение о них:
— Ну как, нравится ли вам их звучание?
— Скажите, пожалуйста, бывают ли у вас в Германии холодные зимы?
— Да...
— И что вы делаете?
— Мы тепло одеваемся.
— А что вы делаете, чтобы дома не было холодно?
— У нас есть отопление.
— А если нет?
— Это только если в загородных домах... Ну, мы топим печку.
— Вот для этого ваши пианино пригодятся лучше всего!
🗣 Горовица часто критиковали, упрекали в дурновкусии, но это не дурновкусие в современном понимании. У него мы как раз слышим романтический пианизм, очень личное отношение к музыке, акцентирование чувств. Там, где есть эмоция, Горовиц стремится ее подчеркнуть, проявить из общей массы. Если бы эту сонату играл Гленн Гульд, то мы бы услышали, как он подчеркивает гармоническую структуру. Но этой сонате как раз идет исполнение Горовица, его пылкость, страстность придают ей особый шарм, и становится понятно, что это окно в будущее.
→ Йозеф Гайдн. Соната №62
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 14 минут
Пора подвести промежуточный итог урока о Йозефе Гайдне. Мы продолжим о нем говорить в следующей части, а сейчас давайте вспомним, что мы уже успели узнать.
👤 Гайдн родился в 1732 году, и у него очень рано проявились музыкальные способности. Уже в 7 лет Гайдн уехал из родной деревни в Хайнбург, где его увидел капельмейстер Георг фон Рейттер и взял мальчика с собой в Вену в хор.
🎼 В 1757 году Гайдн стал капельмейстером при дворе графа Карла Йозефа Морцина, где служил несколько лет, а затем в 1761 году ему предложил работу князь Павел Антон Эстерхази. Из-за интереса князя Эстерхази к оркестровой музыке Гайдн стал работать в этом направлении и стал «отцом симфонии».
🎻 Мы поговорили про музыку барокко и классицизма и обсудили их отличия. Барокко — это была теория аффектов, теория разных состояний души, которые выражались музыкально. В классицизме на смену аффектам пришло внимание к структуре, классицизм не был предрасположен к минору.
🎵 В сонатах Гайдн сделал очень важный шаг на пути к осмыслению формы. У него это не просто тема с вариациями, это попытка собрать музыку вместе на конструктивном уровне — чтобы она не только звучала связно, приходила в тонику, чередовала устойчивые ноты с неустойчивыми, а была единым целым на очень глубоком уровне.
👇 Мы послушали и обсудили:
▪️ Десятую сонату, которая поражает ясностью своей структуры, своей простотой и благородством.
▪️ Первый струнный квартет, написанный в си-бемоль мажоре. Гайдн смог придать квартету форму — сначала идет обязательно быстрая часть, затем медленная (на контрасте), затем менуэт, потом быстрый финал.
▪️ Трио для баритона, очень редкого и сложного инструмента.
▪️ Оперу «Лунный мир», где все сцены, касающиеся лунного мира, сопровождаются музыкой в ми-бемоль мажоре. Тогда эта тональность ассоциировалась с луной, с тайной, волшебством. Но ассоциация эта была нестрогой.
▪️ Сонату до минор, где настроение черной меланхолии превращается в некую зачарованность внешним. Минор — интроверсия, мажор — экстраверсия.
▪️ 57-ю сонату в фа мажоре, которую сравнили с барочной двухголосной инвенцией Баха.
▪️ Сонату №53, которая была написана Гайдном в конце 1750-х годов, где вторая и третья части интересным образом напоминают вторую и третью части 8-й сонаты Моцарта.
▪️ Сонату в до мажоре, где есть простой на вид, но очень сложный внутри скачущий ритм, это умение прятать концы в воду будет очень цениться в конце 19 века в отношении симфоний.
▪️ Последнюю сонату Гайдна №62 в ми-бемоль мажоре, которая была издана в 1790-х и стала окошком в мир позднего Бетховена.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день