angle-down facebook instagram vkontakte warning

Йозеф Гайдн

Симфонии: разнообразие и изменение формы

Гайдна считают создателем симфонии. Его симфонии охватывают 40 лет творчества композитора. Всего их было больше 100, но мы рассмотрим самые значимые для творчества, разберем их структуру и истории создания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Давайте попробуем разобраться, в чем отличие симфоний Гайдна.

🎶 Из-за интереса князя Эстерхази к оркестровой музыке Гайдн стал работать в этом направлении. Чтобы лучше увидеть изменения, которые Гайдн привнес в этот жанр, давайте послушаем две разные симфонии, написанные в одно и то же время. Мы возьмем 17-ю симфонию, которую Гайдн написал в период примерно с 1757 по 1762 год, и 14-ю симфонию Уильяма Гершеля, написанную в 1762.

Йозеф Гайдн. 17-я симфония
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 19 минут

🔉 Что мы слышим в симфонии Гайдна по сравнению с его квартетом или сонатой? Их разделяет как минимум два года, а скорее всего, даже больше, потому что слышно, как сильно изменился музыкальный язык — насколько гладкой стала сама фактура произведения. В ней уже нет неуклюжих переходов из мажора в минор, исчезла всякая школьность, дух ученичества, и слышно. что Гайдн вполне освоился с правилами композиции того времени. Здесь даже можно найти какое-то подобие развития.

🌀 И обратим внимание на то, что темы здесь довольно небольшие. Гайдн не изобретает мелодические красоты, не гонится за внешними эффектами, он создает подвижную, но устойчивую структуру в этих трех частях, и в его симфонии все это уже начинает действовать вместе.

🔉 А теперь послушаем Гершеля:

Уильям Гершель. 14-я симфония
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 11 минут

👤 Уильям Гершель — английский композитор с интересной судьбой. Он с юности занимался композицией и наукой. Выбрав в качестве основного пути науку, он стал выдающимся астрономом и прожил богатую на события жизнь.

🎵 Что мы слышим в его 14 симфонии? Она более эмоциональна, чем симфония Гайдна. Здесь у Гершеля нет особой связности между тремя частями. Есть красивые захватывающие моменты, но нет никакого развития, это все те же вариации на soprano ostinato. У Гайдна тоже развития пока что особенно нет, но эта разница между частями, их «отдельность» никуда не ведет.

🎼 Симфония Гершеля — это умело сделанная музыка. Можно вспомнить, что композитор по-немецки называется komponist, то есть буквально «компоновщик». Мы также можем вспомнить Гете, который говорил, что композиция — подлое слово, как будто бы мы ставим пирог или печенье. Понимания, что все должно быть органично, что симфония — это многообразие на основе единства, пока нет ни у кого, такой концепции еще не сложилось. Но Гайдн уже интуитивно стремится в эту сторону, а Гершель нет.

Продолжим разговор и перейдем к 45-й симфонии, которая также называется «Прощальная».

🎵 Структура симфонии очень необычна. Начнем с тональности, в которой написана симфония — это фа-диез минор. Для симфонической музыки 18 века эта тональность весьма необычная и даже непопулярная. Более того, она достаточно сложная для исполнения симфоническим оркестром. Сегодня пианисты с такими проблемами не сталкиваются, ведь у нас равномерно темперированный строй, и они могут транспонировать произведение в любую удобную им тональность, что мы можем видеть на примере камерной музыки. Допустим, «Зимний путь» Шуберта тенора, как правило, поют в ре миноре, баритоны транспонируют его в до минор, а басы в ля минор.

👂 Был случай, когда великий итальянский бас Ферруччо Фурланетто пел «Зимний путь» в концертном зале Мариинского театра, и он у него прозвучал в тональности ля-бемоль минор. У Фурланетто низкий голос, и ему так было удобнее. А для хорошего пианиста не составит трудности сыграть любое произведение в любой тональности.

🎻 А если, допустим, мы начнем говорить о скрипке, то здесь начнутся сложности. Из-за того, что четыре струны настроены совершенно определенным образом, в каких-то тональностях играть легче, в каких-то — труднее.

🎤 В популярной музыке можно увидеть, как у гитаристов, которые играют рок или бардовскую песню, на грифе на некоторых ладах стоит зажим — каподастр. Это нужно, чтобы было легче играть музыку в других тональностях, не выдумывая что-то с аккордами, к которым привыкли пальцы.

🎺 А когда мы доходим до медных духовых, то видим, что они еще более ограничены, чем скрипка. Известно, что для исполнения этой симфонии Гайдну пришлось заказать дополнительно несколько рожков.

👇 Зачем все эти трудности?

🎼 Это творческий исследовательский интерес — если вы возглавляете оркестр, то вам интересно попробовать что-то новое, заказать новые инструменты, сделать эксперимент. Если мы вспомним о символизме тональностей, который был в эпоху барокко, то увидим, что фа-диез минор — это три диеза на нотном стане, тональность трех крестов — это голгофа. Вспомним название симфонии — «Прощальная». Это довольно странный для классической музыки и для начала 1770-х годов драматизм. Но странности на этом не заканчиваются.

Давайте разберем, что есть в каждой части этой симфонии.

Йозеф Гайдн. Симфония №45 («Прощальная»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 34 минуты

🎶 Мы уже знаем, как было принято выстраивать части струнных квартетов или сонат 18 века в отношении темпа и настроения — симфония выстраивалась точно так же. В первой части аллегро — здесь все совершенно традиционно. Вторая часть — адажио в ля мажоре (это параллельный фа-диез минору мажор), тут все абсолютно как по учебнику. Третья часть — менуэт и трио в фа-диез мажоре, что тоже является довольно стандартным переходом.

➡️ А вот в финале в отношении соответствия друг другу темпов и тональностей мы видим копию первой и второй частей. Финал начинается с престо в фа-диез миноре, а заканчивается внезапно адажио в том же ля мажоре — это страшно необычно. Мы слушали квартеты, сонаты, и мы знаем, что последняя часть всегда быстрая, она обычно быстрее первой. В чем дело?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Фа-диез минор на нотном стане

Как закончилась история с исполнением «Прощальной» симфонии мы знаем благодаря рассказу самого Гайдна. Давайте узнаем, что же произошло.

🕯 У музыкантов на пюпитрах горели свечи, и во время исполнения финала они гасили их и уходили один за другим. То есть исполнители тех инструментов, которые закончили свою партию, покидали зал. Все обошлось благополучно, князь намек понял, и музыканты довольно быстро уехали из дворца к своим родным.

👏 Какая в этом красота жеста и какая композиторская свобода! Гайдн смог не просто написать прекрасную музыку, а еще приспособить ее к ситуации, и сделал ее способной донести какое-то послание. Оно есть не только в финале, в первой части также рассыпаны страстные мотивы. Симфония в целом начинается трагично, патетично, и когда тембры инструментов, которые исполняют мелодию, создают ощущение какой-то тревожной пустоты, по спине пробегает холодок.

➡️ Зная это, мы по-другому трактуем симфонию. Когда мы слышим быстрые тревожные пассажи скрипок — на 15-й секунде, — мы понимаем: музыканты трясутся от холода. И этот пульсирующий ритм скрипок напоминает то состояние человека, когда он дрожит от холода. Вот так музыка может раскрывать свои образы, когда мы понимаем контекст. А мажорное адажио, которым заканчивается симфония, как бы символизирует надежду на благополучный исход — все, наконец, уедут в тепло.

Мы уже послушали 45-ю симфонию Гайдна и, чтобы услышать, как развивался композитор, давайте сделаем шаг назад и разберем три симфонии Гайдна 1765–1769 годов: 38-ю, 39-ю и «Палиндром». Начнем с 38-й симфонии, которая также называется «Эхо».

🎵 Она не хуже 45-й симфонии, она другая, и у нее есть свои достоинства и свой контекст создания. В романтической симфонии нам важен цельный замысел, который был у композитора и который он воплощал в четырех, а иногда в пяти или шести частях. Редко бывало, что композитор писал сначала адажио, а потом вокруг него дописывал остальные части. Учитывая принцип многообразия на основе единства, это все равно, что начать растить дерево не с корней, а с веточки. А в эпоху классицизма мы можем взять две соседние симфонии, транспонировать какую-нибудь из частей в соответствующую тональность — и ее вполне можно «приставить» ко второй симфонии.

📌 Здесь мы вспоминаем точный перевод слова «композитор» — «komponist», то есть «составлятель», и вспоминаем Гете: «Композиция — что за подлое слово! Мы обязаны им французам, и нам следовало бы избавится от него возможно скорее. Как можно говорить, что Моцарт скомпоновал „Дон Жуана“? Композиция, как будто это пирожное или печенье. Моцарт ничего произвольно не прибавлял и не отнимал, он повиновался демонической силе своего гения».

➡️ По такому же принципу сделана эта симфония — никакого развития там нет, а есть мотивы и вариации. По своему звучанию первая часть напоминает сферическую классическую симфонию в вакууме. Это музыка аристократическая, которую можно пустить звукорядом к кадрам какого-нибудь дворца или поместья, ничего особенно интересного в ней нет, кроме того, что в тех местах первой части, где начинается минорная тема, оркестр очень здорово имитирует немного пустоватый скорбный звук органа. Почти барочное по духу развлечение. Музыка полна духа благородства, она будто написана с прямой спиной.

2️⃣🎶 Начинается вторая часть, и тут мы понимаем, почему симфония имеет такое название — «Эхо». Сам Гайдн ее так не называл, название появилось позже. Вторая часть практически вся состоит из перекличек скрипок — сначала мелодию играют forte, потом piano, вопрос — ответ, звук — отзвук. Это дает совершенно чарующий эффект.

✍️ Скорее всего, две части были написаны, когда Гайдн узнал, что в оркестр будет приглашен виртуозный гобоист Витторино Коломбаццо. Конечно, Гайдн не мог оставить это без внимания и решил дать этому таланту развернуться в музыке. Поэтому в финалах третьей и четвертой частей он вставляет виртуознейшую партию гобоя, используя практически весь диапазон этого инструмента. Там есть скачки в две октавы, которые и сейчас исполнить непросто, а тогда, учитывая технику игры на инструментах, это было на пределе мыслимых возможностей.

Йозеф Гайдн. Симфония №38 («Эхо»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 19 минуты

🎼 Вторая запись этой симфонии, которую мы послушаем, сделана в более аутентичном духе. Темп быстрее, и это неслучайно. Дело в том, что в конце 19 — начале 20 века музыку стали играть в более медленных темпах, чем это было принято раньше — например, это слышно в интерпретации 5-й симфонии Бетховена Карла Бёма. С этой динамикой абсолютно любое произведение превращается в любимую музыку, с которой хочется задержаться подольше. А сторонники аутентизма выбирают не очень быстрый темп.

🕰 Хронометража большинства симфоний Гайдна не осталось, но мы знаем, сколько по времени занимали представления величайших симфоний 19 века. Исходя из этого времени, музыковеды и дирижеры рассчитывали нужные темпы — каким образом было бы правильно в это время уложиться. Напишите в чате, какая версия вам больше нравится и что это отличие дает в эмоциональном плане.

Йозеф Гайдн. Симфония №38 («Эхо»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 15 минут

39-я симфония — «Буря на море» — была написана в 1765 году, и отчасти она объясняет необходимость сложной классификации Хобокена. Систематизации там строгие, но довольно разветвленные. Эта симфония отличается от 38-й, хотя это примерно один и тот же Гайдн. Давайте узнаем, что в ней интересного.

🎵 Во-первых, 39-я симфония написана в миноре, а во-вторых, ее музыка больше наполнена чувствами. Если мы захотим что-то о ней почитать, то чуть ли не первые слова, которые нам попадутся, будут говорить о том, что эта симфония, как и 45-я, как и все минорные симфонии того времени, принадлежит к направлению «Буря и натиск». Тем не менее, Гайдн сам никогда нигде не упоминает этого движения, своей причастности к нему и не дискутирует по поводу творчества в то время вообще. Ничего не свидетельствует, что он увлекался литературой этого направления.

📌 Периодизация искусства по эпохам в музыке, архитектуре, живописи не всегда совпадает. Допустим, есть готическая архитектура, но нет устоявшегося термина готическая музыка, есть музыка того времени, когда строились эти соборы. То же самое с рококо: можно сказать, что Жан-Филипп Рамо и Франсуа Куперен — композиторы стиля рококо, у них действительно много очаровательной декоративности, но эта декоративность не рокайльная, а просто французская. Рамо считается композитором эпохи барокко — это более подходящий ему контекст.

✔️ Музыка в общей канве своего развития не имеет больших и прочных пересечений с другими искусствами. Когда существовало ар-нуво, в расцвете был музыкальный импрессионизм. Вот этой корреляции одновременно происходящих процессов в разных сферах искусств может и не быть, вместе с тем, каждая из сфер искусств по особому определяет и выражает дух времени, zeitgeist.

В чем были основные постулаты направления «Буря и натиск»? Его представители устали от классицизма, от классической строгости и стройности, от внимания к форме, и постулировали то, что потом пышным цветом расцветет в романтизме — эмоциональность, доходящую до крайней степени, индивидуализм, образ проторомантического героя. Создали ли они новый язык? Пожалуй, нет. Но был создан новый стиль.

➡️ А что с симфонией Гайдна? В целом, она более эмоционально заряжена, чем та же 38-я. В ней есть чувство серьезного высказывания о драматизме неких событий. А что может быть трагичным? Обычно это стихийные бедствия. буря на море. Если наблюдать шторм с берега, эта картина завораживает, вызывает чувство возвышенного. А если мы в нем окажемся, то это будет страх и ужас, которые мы видим в нехудожественных описаниях простых людей 19 века.

🌊 Гайдн здесь ничего особенно не выдумывает: не пытается искусственно создать какого-то героя, которые мечется, борется с миром со стихией. Он просто описывает эту потрясающую картину в музыке. То, с чего начинается первая часть, действительно можно связать с бьющимися о берег или борт корабля волнами.

🎶 За первой частью, как мы уже прекрасно выучили, идет весьма изящное анданте. Дальше менуэт и трио, а затем аллегро. В менуэте и трио тоже есть контраст: менуэт написан в миноре, а трио после него в мажоре. И вот эта перемена тональности в третьей части симфонии как бы создает контраст между натянутыми грозовыми тучами и ясным небом.

Йозеф Гайдн. Симфония №39 («Буря на море»)
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 20 минут

47-я симфония Гайдна называется «Палиндром», давайте обсудим ее и послушаем.

🎲 Палиндром — текст, который читается одинаково в обоих направлениях. С детства всем известны «А роза упала на лапу Азора», «Аргентина манит негра». Автором последнего, к слову, является пианист Владимир Софроницкий, который очень увлекался палиндромами, и ему приписывается авторство многих палиндромов, в том числе и на тему музыки, например, «Не пошл Шопен».

🎼 Здесь мы слышим музыкальный палиндром: в третьей части сначала мелодия идет в естественном направлении, а потом она переворачивается. Это музыкальная шутка, которая была свойственна эпохе барокко с ее любовью ко всем логическим, математическим играм, какие, например, были у Баха.

Почему палиндром дан именно там, где менуэт и трио? Это третья часть, когда нужно передохнуть после лиричного адажио и, может быть, даже развлечься хорошей шуткой. Чисто психологически это очень правильный подход. Менуэт — это барочная реминисценция, то, что осталось от партит.

🎶 В целом, это обычная для того времени симфония — строгая и благородная по духу, наполненная небольшими мелодическим красотами. Вроде бы все стандартно, но, как только начинаешь вслушиваться в детали, в форшлаги в финальном престо — то за духом классицизма, который разговаривает с нами через эту симфонию, начинаешь замечать пытливую гайдновскую индивидуальность. Можно послушать только его, а можно послушать симфонию целиком.

Йозеф Гайдн. Симфония №47 («Палиндром»), менуэт ⚡️
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

Йозеф Гайдн. Симфония №47 («Палиндром»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 24 минуты

Две симфонии Гайдна — 50-я и 60-я — родились из театральных представлений. 50-я — из марионеточной оперы, а 60-я — из музыки, дополняющей спектакль. Также они похожи по структуре: обе имеют медленное начало. Давайте обсудим каждую из них и начнем с 50-й симфонии, которая не имеет названия.

🎵 Медленное начало было совершенно нетипичным для симфонии того времени. Вспомним Малера: для его времени нет ничего странного в том, что в самое начало 5-й симфонии он может поместить траурный марш, может делать такое количество частей, какое ему нравится, и переставлять их местами. Да, была какая-то структура, но он ее поменял. А для 18 века форма составляет во многом суть высказывания, и совершенно необычно, что симфония начинается с медленных частей.

✍️ 50-я симфония была написана в 1771-м году, вероятно, по случаю визита императрицы Марии Терезии во дворец князей Эстерхази. То, что она начинается с торжественного мерного вступления, можно считать приветствием, сообразным величию фигуры императрицы.

🎶 Интересно, что 50-я симфония была сшита из музыки оперы для кукольного театра Der Gotterath, которая сейчас утеряна. Известно, что этот сюжет был прологом к мифу о Филемоне и Бавкиде. Во-первых, интересно слушать партии инструментов в этом контексте — они как бы поют. Естественно, что ария — часто самое яркое место в опере (если мы, конечно, не говорим о Вагнере). И, выбирая музыку, Гайдн выбирал лучшее, и особенно в очаровательном адажио мы вполне можем представить пение. Во-вторых, нам интересен сам миф. Давайте вспомним, о чем он.

📜 Впервые описанный в «Метаморфозах» Овидия миф повествует о том, что Гермес с Зевсом под видом обычных странников посетили Фригию. Так как одеты они были просто, то люди им отказывали в крове. Согласились принять их только старик со старухой — Филемон и Бавкида, которые жили в бедной хижине. Чтобы накормить путников, Филемон решает зарезать единственного гуся. Но птица, убегая от Бавкиды, бросилась к Зевсу, который защитил ее. Тогда Зевс раскрыл Филемону и Бавкиде, кто он, и пригласил подняться с ним на гору. Когда они поднялись, то поняли, что всю местность вокруг хижины затопило, а сама хижина превратилась в величественный храм.

За человеколюбие и гостеприимство Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить. Старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в его храме и умереть в один день. Зевс исполнил желание, и после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в дуб и липу, растущие из одного корня.

📍 Обратим внимание, с одной стороны, как похожа эта легенда на историю Содома и Гоморры или на библейские истории Всемирного потопа (и всяческого спасения праведников), а с другой — какая это прекрасная метафора верности. Мы помним, что симфония была написана по случаю визита императрицы, и здесь есть момент самоуничижения. Князья Эстерхази перед императрицей ровно как те бедные крестьяне перед богами, готовы служить ей до самой смерти и зарезать последнего гуся. То, что в Советском Союзе назвали бы верноподданничеством, в аристократической Австрии было частью придворного ритуала и символически носило смысл поддержания иерархии (мы помним, что классицизм — именно про иерархию). Возможно, этого и не имелось в виду, но так история приобретает еще одну интересную интерпретацию.

Йозеф Гайдн. Симфония №50
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 18 минут

Питер Пауль Рубенс. Юпитер и Меркурий с Филемоном и Бавкидой, 1620-25

60-я симфония называется «Рассеянный» по одноименной пьесе французского драматурга Жана Франсуа Реньяр. Давайте узнаем, что необычного в этой симфонии и послушаем ее.

🎭 Изначально это была музыка к театральному представлению. Реньяр был комедиографом, его пьесы любили за увлекательные сюжеты и хорошие шутки. В них не было психологической глубины, только потеха без морализаторства. Реньяр был веселым человеком, который прокутил всю молодость и умер по глупости, занявшись самолечением от болезни.

🎼 Симфония составлена из 6 частей: есть пролог, эпилог и то, что исполнялось в антрактах. Они тематически связаны, это второй план действия. Увертюра нас настраивает на дух пьесы. А то, что исполняется между прологами, подытоживает то, что было в предыдущем действии, и настраивает на новое.

1️⃣📖 Сюжет пьесы прост: из-за своей рассеянности герой попадает в разные неприятности. В увертюре мы слышим суетливые топчущиеся на месте и немного бессмысленные струнные, которые рисуют мельтешение и суетливость — они часто сопровождают рассеянность.

2️⃣😊 После такой первой части к медленной второй мы не можем относиться серьезно, она тоже написана в мажоре. Серьезное и медленное пасторального характера анданте постоянно забавляет, нам становится весело — все пассажи, все мелодические линии очень уютные, милые, мы слышим очаровательные, слегка неуклюжие мелодии.

3️⃣🎶 В менуэте и трио, которые наконец-то становятся минорными, мы можем наблюдать за очаровательной перекличкой гобоя и скрипок. Эта запись сделана оркестром Джардино Армонико под управлением Джованни Антонини. Давайте обратим внимание на лица музыкантов — как они это играют, как они относятся к этой музыке — это может помочь раскрыть содержание.

4️⃣🌪 В стремительно минорном престо продолжается та же суета, что и в первом аллегро. Она носит трагический драматический характер, но все несерьезно. Нам все время напоминают, что это комедия, и в переходах в мажор это становится абсолютно понятным. Тема, исполненная в миноре, практически не меняется, и наступает мажор, Проблемы никакой нет, тучи разошлись, и жизнь снова стала прекрасной. Казалось бы, здесь симфония может закончиться, но нет.

5️⃣🌀 Следующим идет аллегро, которое повторяет по структуре первое действие. Темп проставлен точно такой же, но мелодия более нежная, лиричная и говорит, скорее всего, о каких-то амурных переживаниях. Это же французская комедия, а она невозможна без амурных переживаний.

6️⃣🎭 Все веселье нас ждет в финале. Все заканчивается благополучно, но вдруг в музыке наступает момент дисгармонии. Как будто оркестр настраивается: скрипки играют чистые квинты, и это создает дополнительный комический эффект. Джованни Антонини очень правильно актерски это сделал: можно представить удивление публики, которая ожидала что-то, что было в начале, а тут прекрасная музыкальная шутка и чувство юмора Гайдна, которым мы еще раз имеем возможность насладиться.

Йозеф Гайдн. Симфония №60
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 25 минут

82-я симфония — «Медведь», и 85-я — «Королева» — входят в цикл из шести симфоний, заказанных в 1786 году для концертной компании Concert de la Loge Olympique. Заказчиком был дирижер этого оркестра Жозеф Болонь де Сен-Жорж. Давайте чуть подробнее узнаем контекст создания этих симфоний.

🎵 История появления этих симфоний напрямую связана с масонством и европейской ложей «Олимп», в которую входила практически вся знать того времени. Это 1786 год, революции еще нет, и Франция — это монархия. Давайте немного вспомним историю масонства как явления. Чтобы углубиться в тему, рекомендуем обратиться к лекциям теолога, филолога и талантливого рассказчика Леонида Мациха.

🎩 Вокруг масонства витает много тайн и версий. Чем оно является сейчас, доподлинно знают, наверное, только масоны. Но об истории этого движения мы можем судить по сохранившимся документам. На конец 18 века масонство было, с одной стороны, своего рода клубом для интеллектуальной, артистической и научной элиты — местом, где люди могли объединяться и чувствовать себя братьями вне зависимости от их социального статуса и положения в обществе. Так было, поскольку дело, которым они были заняты, было выше всех условных делений, существовавших в социуме. Если объяснять это словами масонов, то они занимались строительством Соломонова храма — метафора их деятельности, направленной на развитие своей души и храма мудрости внутри себя. Их цель — делать мир вокруг лучше. К масонству принадлежали виднейшие деятели искусства, масонами были Гайдн и Моцарт.

🎶 Парижские симфонии были заказаны музыкальным директором и главой оркестра ложи «Олимп» Шевалье де Сен-Жоржем. Его биография достаточно интересна. Он родился в Гваделупе, которая тогда была французской колонией. По французским законам того времени он считался бастардом, так как был ребенком богатого женатого плантатора и чернокожей африканской рабыни. Он не имел права на фамилию отца, а цвет его кожи доставлял ему немало трудностей, поскольку тогда во Франции были законы, особым образом регламентирующие жизнь негров, арабов и всех, кто не был католиком. Позже Шевалье купил один из аристократических титулов.

🎻 Шевалье де Сен-Жорж был виртуозным скрипачом и фехтовальщиком, писал музыку, поддержал французскую революцию. Он заказал Гайдну цикл симфоний и под его управлением они были исполнены. Оркестр под управлением Шевалье был в два раза больше, чем тот, с которым привык работать Гайдн.

Теперь, зная контекст, давайте обсудим музыку 82-й симфонии.

🎼 Исполнение симфонии было не для членов масонской ложи, а для более широкого круга. Премьеру играл один из лучших оркестров своего времени, и, что примечательно, в его состав входили не только профессиональные музыканты, но и любители — члены ложи «Олимп».

🐻 Симфония «Медведь», написанная в до мажоре позже всех остальных, открывает цикл парижских симфоний. Такое название было дано уже после смерти Гайдна из-за того, что в последней части постоянно повторяется один и тот же паттерн струнных — си большой октавы и до малой октавы, который напоминает медвежий рык.

🎶 Сама симфония выглядит неуклюжей, несколько угловатой — Гайдн здесь использует последовательно звучащие трезвучия. С точки зрения того, что он писал во второй половине 1780-х годов, это довольно банальный ход. Тем не менее, это создает впечатление очаровательной неуклюжести, и мы легко можем представить косолапого мишку, который пляшет под эту музыку.

Йозеф Гайдн. 82-я симфония («Медведь»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 25 минут

85-я симфония называется «Королева», поэтому именно ее из всего цикла особенно любила Мария-Антуанетта. Интересно, что слышала она ее под руководством Шевалье де Сен-Жоржа, спустя два года поддержавшего революцию, вследствие которой королева погибла. Давайте обсудим музыку симфонии.

❤️ Что нас очаровывает в этой симфонии? Если у первой симфонии цикла была тяжеловесная торжественность парадного свойства, соответствующая монарху, идущему во главе какой-нибудь процессии в полном облачении, то эта симфония носит характер гораздо более легкой светскости.

🎶 Где-то спустя полторы минуты мы слышим нисходящие и восходящие пассажи струнных, которые несколько напоминают те, с которых начинается «Прощальная» симфония. Дело не том, что Гайдн исписался, просто язык музыки эпохи классицизма был достаточно ограничен, в нем было слишком много правил и регуляций, которым приходилось следовать. Это была строгость придворного этикета, где множество вещей совершенно необязательных складывается в цельную изящную картину. Это, конечно, не религиозный догматизм барокко — зато, пожалуй, ни одно другое направление в музыкальном искусстве не могло создать столь легких и возвышенных произведений.

🎵 Нарастающая динамика первой части сменяется легким и изящным аллегретто — не самый популярный темп для второй части (обычно вторая часть — это анданте). Но так как первая часть не аллегро, а виваче, то есть «живо», то ее как раз сменяет аллегретто, то есть «медленнее».

☝️ Эта симфония будто противоположна симфонии «Медведь». Она вся соткана из возвышенной легкости, и не зря вторая часть названа романсом. Здесь вполне можно услышать амурные настроения, светлую грусть и благородную радость. Удивительная вещь — стремление к гармонии. Она может быть ограничивающим фактором, представители «Бури и натиска» как раз боролись против этой условности, но при правильном и мудром применении она может создавать удивительные вещи.

🎼 Достаточно интимный романс продолжается более формальным менуэтом, который тоже написан в темпе аллегретто. Завершает эту симфонию легкомысленная изящная четвертая часть, которая как бы подытоживает все, что было в симфонии, и больше всего музыкально связана с первой частью. В этой музыке пока нет больших конфликтов, это будет прерогативой романтизма, здесь нет борьбы противоположностей и ее разрешения, но, может быть, этой борьбе здесь и не место.

Йозеф Гайдн. 85-я симфония («Королева»)
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 21 минута

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;