Как книги становятся классикой
Массовая литература и ее жанры
Выпуск массовой литературы чаще всего регулируется издателями в соответствии с продажами книг популярных жанров. Но давайте разберемся, всегда ли «массовое» значит «низкопробное».
Попробуем разобраться, что такое массовая литература, когда она появилась и почему у этого определения негативный оттенок.
🙌 Разграничение литературы на «элитарную» и «массовую» знакомо всем современным читателям, хотя появилось сравнительно недавно. До 20 века литература для читателей и критиков делилась на хорошую и плохую или успешную и неуспешную. Хотя большинство форм современной массовой литературы уже существовали в 19 веке, представление о «массовом» читателе — продукт модернизма.
🌀 Сложные модернистские тексты спровоцировали разрыв в читательской среде: часть публики стала считать, что хорошая серьезная литература всегда требует подготовки и доступна не всем, другая часть предпочла игнорировать модернистов и авангардистов и ждать продолжения классики 19 века.
📚 Книжный рынок четко отформатировал это деление так, что сейчас мы в любом книжном магазине, в том числе онлайн, моментально можем определить, к какому потоку издатели причисляют автора.
❗️ В термине «массовый» сразу несколько ловушек.
➖ «Массовость» не всегда означает большие тиражи и коммерческий успех.
➖Модные детективщики и фантасты могут соперничать с классиками школьной программы.
⛔️ Негативный оттенок у слов «масса» и «массовый» появился к середине 20 века. Это во многом связано с популярностью трактата испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930). В нем точно отражен взгляд на две противоположные формы искусства.
❓ Что такое «масса» в понимании Ортеги-и-Гассета?
➡️ Масса — это самодовольная посредственность, которой противостоит меньшинство, ищущее нового и способное к глубокой рефлексии. Текст Ортеги был ранней попыткой осмыслить появление фашизма и тоталитарных режимов, но он также повлиял на восприятие всей мировой культуры поколениями читателей.
🗝 Во второй половине XX века ученые пытались дать более точное определение культуре, которую стали называть массовой, популярной или просто поп-культурой. Например, структуралисты, в частности Ю.М. Лотман предлагал отличать массовую литературу по четким критериям.
🖋 Если собственно литература, включая классику и авангард, все время переизобретает себя, опрокидывает читательские ожидания, то массовая литература ожидания оправдывает. Один из явных признаков массовой литературы сейчас — серийность.
❓ Что такое серия?
📚 Серия — это обычно не классический роман с продолжением, а вариации одного и того же сюжета с фиксированным набором персонажей. Попробуйте поискать в популярной литературе книги, которые не были бы частью трилогии или и вовсе потенциально бесконечного ряда — издатели предпочитают авторов, готовых к повторам.
👁 С этой точки зрения «массовый» читатель — необязательно носитель одной только массовой культуры, неспособный воспринимать оригинальную эстетику. Комфорт, который дает узнавание привычных сюжетных ходов и знакомых персонажей, привлекает в какие-то моменты любых читателей.
❌ Постмодернистские теоретики и такое разграничение отвергали. Одним из манифестов постмодернизма стала лекция критика Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (1968).
🗣 Фидлер утверждал, что пришло время полностью отказаться от деления искусства на высокое и низкое. Он ссылается на современных авторов разного типа — от Джона Барта до Нормана Мейлера — чтобы показать, что литература теперь играет с обоими потоками и цитирует одинаково охотно классиков, модернистов и клише коммерческой литературы.
📈 С 1960-х годов эта тенденция действительно только росла, и массовая литература в свою очередь начала использовать постмодернистские приемы.
Давайте узнаем, как строго соблюдаются рамки определенного жанра и как быть писателям, которые работают одновременно в нескольких стилистиках.
📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе. Здесь жанры — не пространство для литературных экспериментов, их границы определяют не писатели, а издатели. Читатель в поисках комфорта должен быть уверен, что любовный роман не превратится в ужастик, а в научно-фантастической утопии не появятся маги и единороги.
❇️ Благодаря издательствам массовый жанр в 20 веке кристаллизовался в набор узко ограниченных моделей, которые легко опознать уже по обложкам книг.
⚫️ Детектив
Детектив развивается параллельно на всех уровнях литературы. Часто под названием «детектив» объединяют все популярные формы литературы о преступлениях и наказаниях — классические детективы, crime, mystery, французские «полары» и т. д. Массовые детективы эксплуатируют те же сюжетные схемы и мотивы, что можно найти уже у Эдгара По и Достоевского, но избегают изобретения новых.
♥️ Любовный роман
«Любовные роман», romance, еще труднее определить, если исходить из чисто литературных схем: большинство классических романов — тоже истории любви. «Современный любовный роман» (то есть тот, где действие происходит в наше время), «исторический», «любовный вестерн» или «любовное фэнтези» — система работает как идеальный литературный конструктор, собирающий книгу из готовых элементов, заимствованных из классической литературы, других массовых жанров и кино.
✨ Фантастика и фэнтези
Фантастическая литература за вторую половину 20 века из одной из периферийных литературных форм превратилась в полностью независимый литературный процесс. Как и с детективом, нельзя определить его границы только по литературным параметрам.
⚡️ Фантастическая литература, разделившаяся на два больших потока — научную фантастику и фэнтези (и потом на множество других категорий) — активно работает со своими читательскими сообществами. У нее есть собственные литературные премии (и «Хьюго» и «Небьюла» влияют на судьбу книг больше, чем, например, специальные премии в мире детективов), журналы, критика, фестивали.
❔ Поклонники фантастики часто спрашивают, почему Гофман и Булгаков считаются каноническими «серьезными» писателями, а Стругацкие или Нил Гейман — нет. Возможно, это деление со временем действительно исчезнет, но пока его причины — снова в области издательских практик и институций.
🕶 Писатели нередко сознательно выбирают карьеру в фантастической литературе вместо мейнстрима — или наоборот, как это сделал Виктор Пелевин, начинавший когда-то в среде фантастов.
👤 Можно вспомнить и шотландца Иэна Бэнкса, который успешно разделил карьеру на две части. Он параллельно публиковал «мейнстримные» романы и — под именем Иэн М. Бэнкс — научную фантастику. Это не игра и не коммерческий проект: Бэнкс одинаково серьезно относился к обеим ипостасям, но законы книжного мира проще было исполнять таким способом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Пример оформления серии в жанре хоррор, куда вошли Бальзак, Тургенев, Гоголь и Алексей Толстой
Давайте поразмышляем, есть ли гении и классики в массовой литературе и какие проблемы стоят на пути у литературного канона будущего.
🕯 Если следовать традиционным определениями, то в массовой литературе гениев не должно быть. Гениальный писатель может быть популярен или нет, но он обязательно оригинален, изобретает новые формы и вводит новые темы. Массовая культура может их только переваривать в подражаниях.
💡 На деле же история массовых жанров привела к развитию новых тем. Вокруг них стала формироваться отдельная литературная жизнь и новые поколения писателей, выросших скорее на детективах, фантастике или ужасах, чем на классике.
👑 Сейчас сложилась двойственная ситуация: в массовой литературе уже есть свой канон, который представляет набор жанровых стереотипов, но при этом мы встречаем эти произведения в читательских рейтингах лучших книг, а не в академических программах.
👤 Самый очевидный пример — Дж. Р. Р. Толкин. К концу 20 века фэнтези стали воспринимать как массовый жанр с набором готовых формул, серийностью и развитой читательской субкультурой. Толкин был одним из изобретателей этого жанра, причем никаких коммерческих задач он перед собой не ставил. Из игры оксфордского профессора с жанром литературной сказки, с европейской мифологией, и с лингвистическими проектами случайно получилась новая литературная форма.
📗 Однозначно определить место «Хоббита» и «Властелина колец» в истории литературы непросто. В «серьезной» литературе того же времени доминируют модернистские романы, рядом с которыми стиль Толкина кажется несовременным: он ближе к романам викторианской эпохи.
👓 Сыграло свою роль и то, что сам автор не очень серьезно воспринимал свое литературное творчество и предпочел остаться в научной среде. На роль массового писателя он тоже не подходит — он не повторяет готовые формулы, а изобретает новые, да и академический багаж дает о себе знать в текстах.
👤 Больше споров вызывает Стивен Кинг. Для многих коллег и критиков он — эталон коммерческого писателя и сам не отказывается от этой роли. Он сознательно позиционирует свое творчество как технологию. Его «Как писать книги» — одновременно творческая автобиография и пособие для тех, кто хочет овладеть литературой как ремеслом. Так его и принимали в литературном мире — как фабрику по производству бестселлеров.
👁 Но со временем стало понятно, что некоторые тексты Кинга не исчезают с горизонта при смене моды, как положено сугубо рыночной литературе. «Сияние», «Мизери», цикл «Темная башня» уже прочно вошли в область коллективного воображения.
❇️ Если нам захочется погадать о литературном каноне ближайшего будущего, у нас есть как минимум две большие проблемы.
1️⃣ Постмодернистов, отказавшихся от принципов оригинальности и гениальности в пользу демонстративной цитатности и вторичности, будет сложно превращать в классиков.
2️⃣ «Высокий» и «низкий» потоки литературы рано или поздно, по-видимому, объединятся, и нужно будет найти место классикам жанровой литературы.
Мы изучили литературные иерархии, канон, культ и массовость. Давайте вспомним главное.
📌 Мы разобрались в терминах и узнали, что такое классика, культ, бестселлер и литературный канон.
💬 Самая известная попытка определить канон — книга Гарольда Блума «Западный канон. Книги и школа всех времен», в которой больше известно приложение — список великих книг ведущих литератур западной традиции, включая американскую и русскую.
📍 Еще один взгляд на канон — концепция социальных полей Пьера Бурдье, он посвятил отдельную книгу «полю литературы» во Франции 19 века. Этот подход помогает увидеть в литературной жизни не только сам творческий процесс, но и всех необходимых посредников между авторами и читателями.
📚 В оформлении канона принимают участие:
1️⃣ Писатели
2️⃣ Экспертные сообщества — жюри литературных премий и конкурсов, кружки, салоны
3️⃣ Профессиональная критика
4️⃣ Читательские сообщества
5️⃣ Книжный рынок и издательства
🔁 Мы обсудили цикл канонизации и поняли, что чем бесспорнее место автора в каноне, тем меньше у читателя шансов читать его «с чистого листа».
👥 Мы разобрали несколько примеров канонических авторов: Данте, Шекспира и Пушкина.
Именно с Шекспира по-настоящему начинают работать механизмы литературных иерархий, которые актуальны и сейчас.
💥 Поворотным событием в канонизации автора может быть смерть, юбилей или просто необходимость литературы в каноническом авторе, и тогда событием может стать даже открытие памятника (как это было у Пушкина).
👑 Сейчас время канонизации модернистов и ценностью творчества считается оригинальность и необычность художественного языка. Первым канонизированным модернистом стал Марсель Пруст с его единственным романом «В поисках утраченного времени».
✍️ Мы поговорили об особенностях постколониальных литератур 20 века и узнали о ее проблемах: писателям приходится работать с двумя литературными традициями — классической западной и родной, а также сталкиваться с вопросом перевода.
📘 В русской литературе 20 века иерархии сформировались совершенно иначе, чем в больших европейских литературах. Советская система управления культурой требовала активного участия государственных структур на всех уровнях литературной жизни. В итоге русская литература поделилась на:
➖ официально признанных советских авторов,
➖ писателей русского зарубежья,
➖ советских писателей, вытесненных системой.
🔎 Мы заглянули в литературный андеграунд и узнали, что в культурном «подполье» вынуждены были сосуществовать почти все более или менее оригинальные авторы советской эпохи. Это поэты Лианозовской школы, Юрий Мамлеев, Дмитрий Пригов.
📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе и в 20 веке основными жанрами стали детектив, любовный роман и фантастика (а также фэнтези). Это доказывается популярностью книг Дж. Р. Р. Толкина и Стивена Кинга.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день