angle-down facebook instagram vkontakte warning

Как книги становятся классикой

Массовая литература и ее жанры

Выпуск массовой литературы чаще всего регулируется издателями в соответствии с продажами книг популярных жанров. Но давайте разберемся, всегда ли «массовое» значит «низкопробное».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Попробуем разобраться, что такое массовая литература, когда она появилась и почему у этого определения негативный оттенок.

🙌 Разграничение литературы на «элитарную» и «массовую» знакомо всем современным читателям, хотя появилось сравнительно недавно. До 20 века литература для читателей и критиков делилась на хорошую и плохую или успешную и неуспешную. Хотя большинство форм современной массовой литературы уже существовали в 19 веке, представление о «массовом» читателе — продукт модернизма.

🌀 Сложные модернистские тексты спровоцировали разрыв в читательской среде: часть публики стала считать, что хорошая серьезная литература всегда требует подготовки и доступна не всем, другая часть предпочла игнорировать модернистов и авангардистов и ждать продолжения классики 19 века.

📚 Книжный рынок четко отформатировал это деление так, что сейчас мы в любом книжном магазине, в том числе онлайн, моментально можем определить, к какому потоку издатели причисляют автора.

❗️ В термине «массовый» сразу несколько ловушек.

➖ «Массовость» не всегда означает большие тиражи и коммерческий успех.
➖Модные детективщики и фантасты могут соперничать с классиками школьной программы.

⛔️ Негативный оттенок у слов «масса» и «массовый» появился к середине 20 века. Это во многом связано с популярностью трактата испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930). В нем точно отражен взгляд на две противоположные формы искусства.

❓ Что такое «масса» в понимании Ортеги-и-Гассета?

➡️ Масса — это самодовольная посредственность, которой противостоит меньшинство, ищущее нового и способное к глубокой рефлексии. Текст Ортеги был ранней попыткой осмыслить появление фашизма и тоталитарных режимов, но он также повлиял на восприятие всей мировой культуры поколениями читателей.

🗝 Во второй половине XX века ученые пытались дать более точное определение культуре, которую стали называть массовой, популярной или просто поп-культурой. Например, структуралисты, в частности Ю.М. Лотман предлагал отличать массовую литературу по четким критериям.

🖋 Если собственно литература, включая классику и авангард, все время переизобретает себя, опрокидывает читательские ожидания, то массовая литература ожидания оправдывает. Один из явных признаков массовой литературы сейчас — серийность.

❓ Что такое серия?

📚 Серия — это обычно не классический роман с продолжением, а вариации одного и того же сюжета с фиксированным набором персонажей. Попробуйте поискать в популярной литературе книги, которые не были бы частью трилогии или и вовсе потенциально бесконечного ряда — издатели предпочитают авторов, готовых к повторам.

👁 С этой точки зрения «массовый» читатель — необязательно носитель одной только массовой культуры, неспособный воспринимать оригинальную эстетику. Комфорт, который дает узнавание привычных сюжетных ходов и знакомых персонажей, привлекает в какие-то моменты любых читателей.

❌ Постмодернистские теоретики и такое разграничение отвергали. Одним из манифестов постмодернизма стала лекция критика Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (1968).

🗣 Фидлер утверждал, что пришло время полностью отказаться от деления искусства на высокое и низкое. Он ссылается на современных авторов разного типа — от Джона Барта до Нормана Мейлера — чтобы показать, что литература теперь играет с обоими потоками и цитирует одинаково охотно классиков, модернистов и клише коммерческой литературы.

📈 С 1960-х годов эта тенденция действительно только росла, и массовая литература в свою очередь начала использовать постмодернистские приемы.

Давайте узнаем, как строго соблюдаются рамки определенного жанра и как быть писателям, которые работают одновременно в нескольких стилистиках.

📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе. Здесь жанры — не пространство для литературных экспериментов, их границы определяют не писатели, а издатели. Читатель в поисках комфорта должен быть уверен, что любовный роман не превратится в ужастик, а в научно-фантастической утопии не появятся маги и единороги.

❇️ Благодаря издательствам массовый жанр в 20 веке кристаллизовался в набор узко ограниченных моделей, которые легко опознать уже по обложкам книг.

⚫️ Детектив

Детектив развивается параллельно на всех уровнях литературы. Часто под названием «детектив» объединяют все популярные формы литературы о преступлениях и наказаниях — классические детективы, crime, mystery, французские «полары» и т. д. Массовые детективы эксплуатируют те же сюжетные схемы и мотивы, что можно найти уже у Эдгара По и Достоевского, но избегают изобретения новых.

♥️ Любовный роман

«Любовные роман», romance, еще труднее определить, если исходить из чисто литературных схем: большинство классических романов — тоже истории любви. «Современный любовный роман» (то есть тот, где действие происходит в наше время), «исторический», «любовный вестерн» или «любовное фэнтези» — система работает как идеальный литературный конструктор, собирающий книгу из готовых элементов, заимствованных из классической литературы, других массовых жанров и кино.

Фантастика и фэнтези

Фантастическая литература за вторую половину 20 века из одной из периферийных литературных форм превратилась в полностью независимый литературный процесс. Как и с детективом, нельзя определить его границы только по литературным параметрам.

⚡️ Фантастическая литература, разделившаяся на два больших потока — научную фантастику и фэнтези (и потом на множество других категорий) — активно работает со своими читательскими сообществами. У нее есть собственные литературные премии (и «Хьюго» и «Небьюла» влияют на судьбу книг больше, чем, например, специальные премии в мире детективов), журналы, критика, фестивали.

❔ Поклонники фантастики часто спрашивают, почему Гофман и Булгаков считаются каноническими «серьезными» писателями, а Стругацкие или Нил Гейман — нет. Возможно, это деление со временем действительно исчезнет, но пока его причины — снова в области издательских практик и институций.

🕶 Писатели нередко сознательно выбирают карьеру в фантастической литературе вместо мейнстрима — или наоборот, как это сделал Виктор Пелевин, начинавший когда-то в среде фантастов.

👤 Можно вспомнить и шотландца Иэна Бэнкса, который успешно разделил карьеру на две части. Он параллельно публиковал «мейнстримные» романы и — под именем Иэн М. Бэнкс — научную фантастику. Это не игра и не коммерческий проект: Бэнкс одинаково серьезно относился к обеим ипостасям, но законы книжного мира проще было исполнять таким способом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пример оформления серии в жанре хоррор, куда вошли Бальзак, Тургенев, Гоголь и Алексей Толстой

Давайте поразмышляем, есть ли гении и классики в массовой литературе и какие проблемы стоят на пути у литературного канона будущего.

🕯 Если следовать традиционным определениями, то в массовой литературе гениев не должно быть. Гениальный писатель может быть популярен или нет, но он обязательно оригинален, изобретает новые формы и вводит новые темы. Массовая культура может их только переваривать в подражаниях.

💡 На деле же история массовых жанров привела к развитию новых тем. Вокруг них стала формироваться отдельная литературная жизнь и новые поколения писателей, выросших скорее на детективах, фантастике или ужасах, чем на классике.

👑 Сейчас сложилась двойственная ситуация: в массовой литературе уже есть свой канон, который представляет набор жанровых стереотипов, но при этом мы встречаем эти произведения в читательских рейтингах лучших книг, а не в академических программах.

👤 Самый очевидный пример — Дж. Р. Р. Толкин. К концу 20 века фэнтези стали воспринимать как массовый жанр с набором готовых формул, серийностью и развитой читательской субкультурой. Толкин был одним из изобретателей этого жанра, причем никаких коммерческих задач он перед собой не ставил. Из игры оксфордского профессора с жанром литературной сказки, с европейской мифологией, и с лингвистическими проектами случайно получилась новая литературная форма.

📗 Однозначно определить место «Хоббита» и «Властелина колец» в истории литературы непросто. В «серьезной» литературе того же времени доминируют модернистские романы, рядом с которыми стиль Толкина кажется несовременным: он ближе к романам викторианской эпохи.

👓 Сыграло свою роль и то, что сам автор не очень серьезно воспринимал свое литературное творчество и предпочел остаться в научной среде. На роль массового писателя он тоже не подходит — он не повторяет готовые формулы, а изобретает новые, да и академический багаж дает о себе знать в текстах.

👤 Больше споров вызывает Стивен Кинг. Для многих коллег и критиков он — эталон коммерческого писателя и сам не отказывается от этой роли. Он сознательно позиционирует свое творчество как технологию. Его «Как писать книги» — одновременно творческая автобиография и пособие для тех, кто хочет овладеть литературой как ремеслом. Так его и принимали в литературном мире — как фабрику по производству бестселлеров.

👁 Но со временем стало понятно, что некоторые тексты Кинга не исчезают с горизонта при смене моды, как положено сугубо рыночной литературе. «Сияние», «Мизери», цикл «Темная башня» уже прочно вошли в область коллективного воображения.

❇️ Если нам захочется погадать о литературном каноне ближайшего будущего, у нас есть как минимум две большие проблемы.

1️⃣ Постмодернистов, отказавшихся от принципов оригинальности и гениальности в пользу демонстративной цитатности и вторичности, будет сложно превращать в классиков.

2️⃣ «Высокий» и «низкий» потоки литературы рано или поздно, по-видимому, объединятся, и нужно будет найти место классикам жанровой литературы.

Мы изучили литературные иерархии, канон, культ и массовость. Давайте вспомним главное.

📌 Мы разобрались в терминах и узнали, что такое классика, культ, бестселлер и литературный канон.

💬 Самая известная попытка определить канон — книга Гарольда Блума «Западный канон. Книги и школа всех времен», в которой больше известно приложение — список великих книг ведущих литератур западной традиции, включая американскую и русскую.

📍 Еще один взгляд на канон — концепция социальных полей Пьера Бурдье, он посвятил отдельную книгу «полю литературы» во Франции 19 века. Этот подход помогает увидеть в литературной жизни не только сам творческий процесс, но и всех необходимых посредников между авторами и читателями.

📚 В оформлении канона принимают участие:

1️⃣ Писатели
2️⃣ Экспертные сообщества — жюри литературных премий и конкурсов, кружки, салоны
3️⃣ Профессиональная критика
4️⃣ Читательские сообщества
5️⃣ Книжный рынок и издательства

🔁 Мы обсудили цикл канонизации и поняли, что чем бесспорнее место автора в каноне, тем меньше у читателя шансов читать его «с чистого листа».

👥 Мы разобрали несколько примеров канонических авторов: Данте, Шекспира и Пушкина.
Именно с Шекспира по-настоящему начинают работать механизмы литературных иерархий, которые актуальны и сейчас.

💥 Поворотным событием в канонизации автора может быть смерть, юбилей или просто необходимость литературы в каноническом авторе, и тогда событием может стать даже открытие памятника (как это было у Пушкина).

👑 Сейчас время канонизации модернистов и ценностью творчества считается оригинальность и необычность художественного языка. Первым канонизированным модернистом стал Марсель Пруст с его единственным романом «В поисках утраченного времени».

✍️ Мы поговорили об особенностях постколониальных литератур 20 века и узнали о ее проблемах: писателям приходится работать с двумя литературными традициями — классической западной и родной, а также сталкиваться с вопросом перевода.

📘 В русской литературе 20 века иерархии сформировались совершенно иначе, чем в больших европейских литературах. Советская система управления культурой требовала активного участия государственных структур на всех уровнях литературной жизни. В итоге русская литература поделилась на:
➖ официально признанных советских авторов,
➖ писателей русского зарубежья,
➖ советских писателей, вытесненных системой.

🔎 Мы заглянули в литературный андеграунд и узнали, что в культурном «подполье» вынуждены были сосуществовать почти все более или менее оригинальные авторы советской эпохи. Это поэты Лианозовской школы, Юрий Мамлеев, Дмитрий Пригов.

📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе и в 20 веке основными жанрами стали детектив, любовный роман и фантастика (а также фэнтези). Это доказывается популярностью книг Дж. Р. Р. Толкина и Стивена Кинга.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;