angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн Кулинария

Как книги становятся классикой

Массовая литература и ее жанры

Выпуск массовой литературы чаще всего регулируется издателями в соответствии с продажами книг популярных жанров. Но давайте разберемся, всегда ли «массовое» значит «низкопробное».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Попробуем разобраться, что такое массовая литература, когда она появилась и почему у этого определения негативный оттенок.

🙌 Разграничение литературы на «элитарную» и «массовую» знакомо всем современным читателям, хотя появилось сравнительно недавно. До 20 века литература для читателей и критиков делилась на хорошую и плохую или успешную и неуспешную. Хотя большинство форм современной массовой литературы уже существовали в 19 веке, представление о «массовом» читателе — продукт модернизма.

🌀 Сложные модернистские тексты спровоцировали разрыв в читательской среде: часть публики стала считать, что хорошая серьезная литература всегда требует подготовки и доступна не всем, другая часть предпочла игнорировать модернистов и авангардистов и ждать продолжения классики 19 века.

📚 Книжный рынок четко отформатировал это деление так, что сейчас мы в любом книжном магазине, в том числе онлайн, моментально можем определить, к какому потоку издатели причисляют автора.

❗️ В термине «массовый» сразу несколько ловушек.

➖ «Массовость» не всегда означает большие тиражи и коммерческий успех.
➖Модные детективщики и фантасты могут соперничать с классиками школьной программы.

⛔️ Негативный оттенок у слов «масса» и «массовый» появился к середине 20 века. Это во многом связано с популярностью трактата испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1930). В нем точно отражен взгляд на две противоположные формы искусства.

❓ Что такое «масса» в понимании Ортеги-и-Гассета?

➡️ Масса — это самодовольная посредственность, которой противостоит меньшинство, ищущее нового и способное к глубокой рефлексии. Текст Ортеги был ранней попыткой осмыслить появление фашизма и тоталитарных режимов, но он также повлиял на восприятие всей мировой культуры поколениями читателей.

🗝 Во второй половине XX века ученые пытались дать более точное определение культуре, которую стали называть массовой, популярной или просто поп-культурой. Например, структуралисты, в частности Ю.М. Лотман предлагал отличать массовую литературу по четким критериям.

🖋 Если собственно литература, включая классику и авангард, все время переизобретает себя, опрокидывает читательские ожидания, то массовая литература ожидания оправдывает. Один из явных признаков массовой литературы сейчас — серийность.

❓ Что такое серия?

📚 Серия — это обычно не классический роман с продолжением, а вариации одного и того же сюжета с фиксированным набором персонажей. Попробуйте поискать в популярной литературе книги, которые не были бы частью трилогии или и вовсе потенциально бесконечного ряда — издатели предпочитают авторов, готовых к повторам.

👁 С этой точки зрения «массовый» читатель — необязательно носитель одной только массовой культуры, неспособный воспринимать оригинальную эстетику. Комфорт, который дает узнавание привычных сюжетных ходов и знакомых персонажей, привлекает в какие-то моменты любых читателей.

❌ Постмодернистские теоретики и такое разграничение отвергали. Одним из манифестов постмодернизма стала лекция критика Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы» (1968).

🗣 Фидлер утверждал, что пришло время полностью отказаться от деления искусства на высокое и низкое. Он ссылается на современных авторов разного типа — от Джона Барта до Нормана Мейлера — чтобы показать, что литература теперь играет с обоими потоками и цитирует одинаково охотно классиков, модернистов и клише коммерческой литературы.

📈 С 1960-х годов эта тенденция действительно только росла, и массовая литература в свою очередь начала использовать постмодернистские приемы.

Давайте узнаем, как строго соблюдаются рамки определенного жанра и как быть писателям, которые работают одновременно в нескольких стилистиках.

📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе. Здесь жанры — не пространство для литературных экспериментов, их границы определяют не писатели, а издатели. Читатель в поисках комфорта должен быть уверен, что любовный роман не превратится в ужастик, а в научно-фантастической утопии не появятся маги и единороги.

❇️ Благодаря издательствам массовый жанр в 20 веке кристаллизовался в набор узко ограниченных моделей, которые легко опознать уже по обложкам книг.

⚫️ Детектив

Детектив развивается параллельно на всех уровнях литературы. Часто под названием «детектив» объединяют все популярные формы литературы о преступлениях и наказаниях — классические детективы, crime, mystery, французские «полары» и т. д. Массовые детективы эксплуатируют те же сюжетные схемы и мотивы, что можно найти уже у Эдгара По и Достоевского, но избегают изобретения новых.

♥️ Любовный роман

«Любовные роман», romance, еще труднее определить, если исходить из чисто литературных схем: большинство классических романов — тоже истории любви. «Современный любовный роман» (то есть тот, где действие происходит в наше время), «исторический», «любовный вестерн» или «любовное фэнтези» — система работает как идеальный литературный конструктор, собирающий книгу из готовых элементов, заимствованных из классической литературы, других массовых жанров и кино.

Фантастика и фэнтези

Фантастическая литература за вторую половину 20 века из одной из периферийных литературных форм превратилась в полностью независимый литературный процесс. Как и с детективом, нельзя определить его границы только по литературным параметрам.

⚡️ Фантастическая литература, разделившаяся на два больших потока — научную фантастику и фэнтези (и потом на множество других категорий) — активно работает со своими читательскими сообществами. У нее есть собственные литературные премии (и «Хьюго» и «Небьюла» влияют на судьбу книг больше, чем, например, специальные премии в мире детективов), журналы, критика, фестивали.

❔ Поклонники фантастики часто спрашивают, почему Гофман и Булгаков считаются каноническими «серьезными» писателями, а Стругацкие или Нил Гейман — нет. Возможно, это деление со временем действительно исчезнет, но пока его причины — снова в области издательских практик и институций.

🕶 Писатели нередко сознательно выбирают карьеру в фантастической литературе вместо мейнстрима — или наоборот, как это сделал Виктор Пелевин, начинавший когда-то в среде фантастов.

👤 Можно вспомнить и шотландца Иэна Бэнкса, который успешно разделил карьеру на две части. Он параллельно публиковал «мейнстримные» романы и — под именем Иэн М. Бэнкс — научную фантастику. Это не игра и не коммерческий проект: Бэнкс одинаково серьезно относился к обеим ипостасям, но законы книжного мира проще было исполнять таким способом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Пример оформления серии в жанре хоррор, куда вошли Бальзак, Тургенев, Гоголь и Алексей Толстой

Давайте поразмышляем, есть ли гении и классики в массовой литературе и какие проблемы стоят на пути у литературного канона будущего.

🕯 Если следовать традиционным определениями, то в массовой литературе гениев не должно быть. Гениальный писатель может быть популярен или нет, но он обязательно оригинален, изобретает новые формы и вводит новые темы. Массовая культура может их только переваривать в подражаниях.

💡 На деле же история массовых жанров привела к развитию новых тем. Вокруг них стала формироваться отдельная литературная жизнь и новые поколения писателей, выросших скорее на детективах, фантастике или ужасах, чем на классике.

👑 Сейчас сложилась двойственная ситуация: в массовой литературе уже есть свой канон, который представляет набор жанровых стереотипов, но при этом мы встречаем эти произведения в читательских рейтингах лучших книг, а не в академических программах.

👤 Самый очевидный пример — Дж. Р. Р. Толкин. К концу 20 века фэнтези стали воспринимать как массовый жанр с набором готовых формул, серийностью и развитой читательской субкультурой. Толкин был одним из изобретателей этого жанра, причем никаких коммерческих задач он перед собой не ставил. Из игры оксфордского профессора с жанром литературной сказки, с европейской мифологией, и с лингвистическими проектами случайно получилась новая литературная форма.

📗 Однозначно определить место «Хоббита» и «Властелина колец» в истории литературы непросто. В «серьезной» литературе того же времени доминируют модернистские романы, рядом с которыми стиль Толкина кажется несовременным: он ближе к романам викторианской эпохи.

👓 Сыграло свою роль и то, что сам автор не очень серьезно воспринимал свое литературное творчество и предпочел остаться в научной среде. На роль массового писателя он тоже не подходит — он не повторяет готовые формулы, а изобретает новые, да и академический багаж дает о себе знать в текстах.

👤 Больше споров вызывает Стивен Кинг. Для многих коллег и критиков он — эталон коммерческого писателя и сам не отказывается от этой роли. Он сознательно позиционирует свое творчество как технологию. Его «Как писать книги» — одновременно творческая автобиография и пособие для тех, кто хочет овладеть литературой как ремеслом. Так его и принимали в литературном мире — как фабрику по производству бестселлеров.

👁 Но со временем стало понятно, что некоторые тексты Кинга не исчезают с горизонта при смене моды, как положено сугубо рыночной литературе. «Сияние», «Мизери», цикл «Темная башня» уже прочно вошли в область коллективного воображения.

❇️ Если нам захочется погадать о литературном каноне ближайшего будущего, у нас есть как минимум две большие проблемы.

1️⃣ Постмодернистов, отказавшихся от принципов оригинальности и гениальности в пользу демонстративной цитатности и вторичности, будет сложно превращать в классиков.

2️⃣ «Высокий» и «низкий» потоки литературы рано или поздно, по-видимому, объединятся, и нужно будет найти место классикам жанровой литературы.

Мы изучили литературные иерархии, канон, культ и массовость. Давайте вспомним главное.

📌 Мы разобрались в терминах и узнали, что такое классика, культ, бестселлер и литературный канон.

💬 Самая известная попытка определить канон — книга Гарольда Блума «Западный канон. Книги и школа всех времен», в которой больше известно приложение — список великих книг ведущих литератур западной традиции, включая американскую и русскую.

📍 Еще один взгляд на канон — концепция социальных полей Пьера Бурдье, он посвятил отдельную книгу «полю литературы» во Франции 19 века. Этот подход помогает увидеть в литературной жизни не только сам творческий процесс, но и всех необходимых посредников между авторами и читателями.

📚 В оформлении канона принимают участие:

1️⃣ Писатели
2️⃣ Экспертные сообщества — жюри литературных премий и конкурсов, кружки, салоны
3️⃣ Профессиональная критика
4️⃣ Читательские сообщества
5️⃣ Книжный рынок и издательства

🔁 Мы обсудили цикл канонизации и поняли, что чем бесспорнее место автора в каноне, тем меньше у читателя шансов читать его «с чистого листа».

👥 Мы разобрали несколько примеров канонических авторов: Данте, Шекспира и Пушкина.
Именно с Шекспира по-настоящему начинают работать механизмы литературных иерархий, которые актуальны и сейчас.

💥 Поворотным событием в канонизации автора может быть смерть, юбилей или просто необходимость литературы в каноническом авторе, и тогда событием может стать даже открытие памятника (как это было у Пушкина).

👑 Сейчас время канонизации модернистов и ценностью творчества считается оригинальность и необычность художественного языка. Первым канонизированным модернистом стал Марсель Пруст с его единственным романом «В поисках утраченного времени».

✍️ Мы поговорили об особенностях постколониальных литератур 20 века и узнали о ее проблемах: писателям приходится работать с двумя литературными традициями — классической западной и родной, а также сталкиваться с вопросом перевода.

📘 В русской литературе 20 века иерархии сформировались совершенно иначе, чем в больших европейских литературах. Советская система управления культурой требовала активного участия государственных структур на всех уровнях литературной жизни. В итоге русская литература поделилась на:
➖ официально признанных советских авторов,
➖ писателей русского зарубежья,
➖ советских писателей, вытесненных системой.

🔎 Мы заглянули в литературный андеграунд и узнали, что в культурном «подполье» вынуждены были сосуществовать почти все более или менее оригинальные авторы советской эпохи. Это поэты Лианозовской школы, Юрий Мамлеев, Дмитрий Пригов.

📜 Массовая литература нуждается в жесткой жанровой системе и в 20 веке основными жанрами стали детектив, любовный роман и фантастика (а также фэнтези). Это доказывается популярностью книг Дж. Р. Р. Толкина и Стивена Кинга.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;