«Золотой век» голландской живописи
Рембрандт
Факты из жизни Рембрандта: был богат, стажировался в Италии, обрел славу на весь Амстердам и в конце обанкротился. Как так вышло — узнаем в этой части.
Поговорим о Рембрандте Харменсе ван Рейне (1606–1669) — еще одном великом голландце. В отличие от Вермеера, он испытал большое влияние барочной живописи — и сумел выработать собственный стиль. Но об этом позже.
А пока начнем с биографии.
💰 Родился в обеспеченной семье. Его отец был зажиточным мельником в Лейдене. Семья матери сохраняла католическое исповедание.
👨🎨 Учился у Питера Ластмана. Ластман стажировался в Италии — это отразилось на его подходе к сюжету, композиции, свету. Рембрандт перенял у Ластмана барочные и классицистические черты, а также склонность к историческим и религиозным сюжетам.
⭐️ Быстро стал звездой Амстердама. Высочайший уровень работ выделял Рембрандта среди коллег. Его называли «новым Рубенсом», которого в то время считали величайшим художником Европы. Заказчики выстраивались в очередь, а Рембрандт в ответ писал выдающиеся портреты.
💸 К концу жизни оказался банкротом. Слава Рембрандта угасала, заказов становилось все меньше. В последние годы он распродал все свое имущество и переехал в бедный еврейский квартал. Но на мастерство живописца не влияли житейские невзгоды — оно росло до конца жизни.
🎓 Оставил много учеников. Среди тех, кто учился у Рембрандта — Герард Дау, Говерт Флинк, Гербрандт ван ден Экхоут и Карел Фабрициус.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяРембрандт
1. Автопортрет в молодом возрасте, 1629
2. Портрет старика в красном, 1652–1654
3. Святое семейство, 1634
4. Купание Вирсавии, 1654
5. Ночной дозор, 1642
Рембрандт выделялся на фоне голландских художников и мастерством, и темами. Что привлекало современников в его работах?
✝️ Библейские сюжеты. Рембрандта интересовал человек в ситуации нравственного выбора. Библия — богатый источник таких сюжетов. С их помощью художник показывал сложного человека в сложном, хаотичном мире — яркая черта барочной живописи.
🖼 Портретное искусство. Рембрандт был знаменит как виртуозный портретист. Всем знакомый «Ночной дозор» — это в первую очередь групповой портрет. Также Рембрандт создал около 30 автопортретов, маслом, карандашом, в виде гравюр — с разным настроением и в разном возрасте.
👴 Интерес к возрасту. Для Рембрандта одинаково важны и интересны разные этапы жизни. Особенно он любуется лицами стариков, выписывая все детали. Интерес к скоротечности человеческой жизни тоже больше присущ барокко, чем голландской живописи.
🕯 Свет. С помощью света и теней Рембрандт подчеркивал детали интерьера, свойства внешности, мимику. Он писал освещенные участки более плотными мазками, создавая дополнительный объем. Обычно голландцы писали гладкие картины с ровным слоем краски — Рембрандт и здесь отходит от традиции.
Об одном из живописных интересов Рембрандта
Рембрандт
1. Портрет отца художника, 1630
2. Портрет пожилого мужчины, 1643–1645
3. Портрет Яна Сикса, 1654
4. Человек в восточном костюме, 1654
5. Читающий Титус, 1656-1657
Рембрандт — украшение любого музея. Его портреты будто светятся изнутри благодаря искусной игре света и тени.
Давайте посмотрим, как Рембрандт этого добивался.
👤 Не использовал белил в тенях. Тени он писал «чистым» цветом — так создается более тонкое и глубокое звучание. А еще слой краски без белил более крепкий, меньше выцветает и трескается с годами.
🎨 Лепил лица светом. Каждый мазок Рембрандта ложится точно по анатомической форме лица. Это особенно заметно в портретах пожилых людей.
🔻«Рембрандтовский свет». Так называют особый эффект освещения, когда на темной части лица в районе скулы художник оставляет светлый треугольник. Считается, что этот эффект впервые появился в портретах Рембрандта. Термин используют фотографы, объясняя новичкам, как правильно выставлять освещение, в академической живописи такой термин не используется.
О картине «Анатомия доктора Тульпа»
Проверим себя с нашим тренажером — насколько легко отличить сюжеты и манеру Рембрандта. 👨🎨
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день