Как мы читаем
История книжного рынка в России
В дореволюционной России в 19 веке появились первые писатели-ремесленники, которые относились к литературе, как к полноценному труду, и зарабатывали на нем. Со сменой статуса писателя начал формироваться и книжный рынок. Книги постепенно перестали быть др
📖 Изначально к литературе относились как к форме досуга. У писателей в период от Средних веков до первой половины 19 века не было необходимости зарабатывать на художественных текстах. Литературу создавала элита для элит, поэтому большие тиражи были не нужны. Это не приносило авторам дохода, у них не было такой цели. В 18-19 веках книжный рынок представлял собой маленький круг авторов и читателей, который существовал сам по себе.
🌤 Писатель считался полубогом. В обществе, где литература — это хобби, пишущих людей возводили на невероятную высоту. О писателе говорили, что он творит в божественном энтузиазме, экстазе. Люди верили, что писатели общаются с богами. Именно поэтому определенные идеологии считали авторов опасными: мол, они в своем божественном энтузиазме не знают, что говорят и что делают. Подобное представление о писателях просуществовало долго.
✍️ Когда формируется книжный рынок, появляется представление о писателе-ремесленнике. Возникают целые когорты людей, которые говорят, что литература — это не веяния у священного огня. Литература — это работа, которая приносит доход. Это труд, полноценное ремесло, у которого есть своя техника.
📜 Первым зарабатывать на литературе в нашей стране стал Александр Пушкин. Он был первым профессиональным писателем и сделал литературу работой. В то время книга стоила дорого, потому что для ее изготовления использовались такие материалы как пергамент, золотое тиснение, иллюстрации, краски.
💎 Максим Горький довел статус писателя-ремесленника до абсолюта. Благодаря ему в Москве существует Литературный институт им. А.М. Горького (Алексей Максимович — настоящее имя писателя). Это уникальное учебное заведение, где учили на писателя. Тогда нужно было в условиях новой страны после революции создавать заново писательскую элиту, которая бы обслуживала нужды самой революции.
🎤 Горький хотел популяризировать чтение. Он основал издательство «Всемирная литература» с целью обучить новых писателей для нового мира. Его серия художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей» была посвящена той же задаче — вдохновить, показать молодым биографии великих, чтобы сформировать новую элиту.
📒 С развитием книжного рынка начинают формироваться «околокнижные» профессии. Появляются посредники, литературные импресарио, редакторы. Николай Алексеевич Некрасов всю жизнь проработал литературным редактором. Он сделал много добра людям, потому что не брал больших денег за свою работу. Писатель работал за идею. Он мог себе такое позволить, так как был аристократом и имел другие источники заработка.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться🚀 В советское время представление о писателе-ремесленнике продолжало активно развиваться. Союз писателей считался официальной писательской организацией — если ты не член Союза, то, соответственно, не писатель.
🗣 Иосифу Бродскому предъявляли подобное обвинение в суде. Его дело было по статье «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Суд указал, что он не член Союза писателей, на что Бродский сказал ошеломленной женщине-судье: «Я думал, что это дается от Бога». Но корочки у него не было, поэтому он плохо подходил под статус советского писателя.
📚 Мы живем в эпоху ремесленного представления о литературе. Существует часть населения, которая по-прежнему считает писателя «человеком священного огня», но их очень немного. Ремесленное представление о литературе среди писателей влияет и на качество книжного рынка. Современные авторы стараются написать бестселлеры — то, что хорошо продается. Это западная концепция, убеждение, что книга должна хорошо продаваться, и не важно насколько она качественная и ценная.
💸 Сегодня многие писатели гонятся за коммерческим успехом. Если раньше они были писателями-ремесленниками, то сейчас они писатели-маркетологи, которые пытаются быстро выдать удобоваримый продукт. Это большая проблема литературы сегодня. В современных произведениях часто встречаются моменты, которые писатель мог бы сделать лучше, если бы так не торопился отдать книгу в тираж.
⌛️ Условия современного книжного рынка не позволяют долго работать над книгой. Писатели спешат отдать произведение в тираж, потому что существуют коммерческие причины. Может он и мог бы работать над ней лет 10, но ему не позволяют условия рынка. Книжный рынок сейчас становится, с одной стороны, самым большим двигателем нашей книжной жизни, а с другой, — самым большим ее стопором. В спешке мы рискуем потерять что-то действительно ценное.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день