Устройство человека в нью-эйдже
Расширение сознания
Популярным способом расширения сознания у ньюэйджеров были психоделические вещества. Обсудим, как их использовали для налаживания контакта с высшими силами.
Как ньюэйджеры психоделиками сознание расширяли
Трансперсональный опыт 🌚
Те или иные формы трансперсонального опыта встречаются практически во всех религиях мира, хотя практически нигде не считаются обязательными для верующих. В некоторых религиях североамериканских племен мистический, а то и психоделический, опыт был частью религиозной жизни обычных верующих.
🙏 В большинстве религий трансперсональный опыт получают либо профессиональные адепты культа вроде шаманов и знахарей, либо религиозные энтузиасты — католические или православные мистики, многие из которых были монахами. При этом для получения мистического опыта необязательно быть монахом — и, с другой стороны, далеко не все монахи его испытывают.
✨ Существует немало техник достижения такого опыта: православных исихазм, католическое Lectio divina, суфийские, индуистские и многие другие подходы. В 19 веке к трансперсональному опыту стремились спириты. Индуистские, спиритические и, в меньшей степени, суфийские техники охотно переняли ньюэйджеры.
🤷♂️ Христианский опыт оказался менее востребован. Нью-эйдж в целом был настроен по отношению к христианству довольно скептически. Плюс, оно полностью игнорирует психологическую составляющую. Не считая вина во время причастия, христианство либо не предполагает использования психоактивных веществ, либо прямо их осуждает. Между тем, именно психоделические вещества всегда были для нью-эйдж важной частью мистического опыта.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На стыке химии и индейских культов — мескалин 🌵
🌫 Интерес к психоактивным веществам зародился на западе еще в 19 веке. Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Александр Дюма и другие интеллектуалы были участниками клуба гашишистов. Некоторые его члены посвящали каннабиноидам целые произведения. Впрочем, речь не шла о трансперсональном опыте — скорее о расслабленной атмосфере востока. Так же ситуация обстояла и с опиумом, который пришел в Европу в конце столетия. Радикальные новшества пришли из Нового света.
🌵 Первоначально мескалин получили из одного сорта мексиканских кактусов — пейота. Местные традиционные культуры, судя по всему, давно знали о его психоактивных свойствах. Хотя роль психоактивных веществ в культуре Америки до Колумба еще обсуждается, без сомнений, они были очень широко распространены. Вопреки популярным представлениям, ацтеки и майя вряд ли использовали именно пейот, поскольку он растет севернее мест их традиционного обитания. У них были свои вещества, а вот пейот был в ходу у местных индейских племен.
🤔 Ранние европейские хронисты отмечали, что подобные традиции у индейцев есть. Но только под конец 19 века ими действительно заинтересовались: пейот стали активно изучать, из него синтезировали мескалин, а позже повторили успех и в лабораторных условиях.
🌀 В общих чертах, мескалин — вещество, обостряющее восприятие. Подробнее о субъективном переживании его эффектов можно прочитать в «Дверях восприятия» Олдоса Хаксли, знаменитого писателя и философа, сыгравшего очень большую роль в становлении нью-эйджа и идей скрытых в нас сил, потенциала.
🔮 Сложно судить, насколько этот опыт в действительности схож с опытом мистическим. Многие авторы проводят тут полную параллель. Тот же Хаксли прямо сравнивает мескалиновое восприятие с образами Рамаяны — употребление мескалина радикально меняет восприятие окружающего мира. Но лишь на некоторое время. Довольно часто при этом создается субъективное ощущение более полного и точного восприятия действительности, хотя эксперименты показывают, что занятия интеллектуальной деятельностью под воздействием мескалина и ЛСД не становятся продуктивнее. Есть ощущение, что интеллектуальные способности обостряются, но это не более, чем ощущение.
🏜 Нам здесь интересно то, что мескалин довольно быстро начали использовать в практиках, которые повлияли на современный нью-эйдж. Церковь коренных американцев — течение, во многом основанное на употребление пейота. Основы будущей церкви коренных американцев были заложены в 1870-х на территории современной Оклахомы, когда в ее резервации массово начали переселять индейцев. Вероятно, там выходцы из более северных регионов впервые столкнулись с пейотом. Возможно, это произошло в результате контакта с южными индейскими племенами. В то же время они начали испытывать и влияние протестантизма.
🏕 В результате, в 1910-х годах на стыке христианства и употребления пейота и возникла Церковь коренных американцев. Она поклоняется великому духу, единому божеству. Некоторые из членов церкви ассоциируют его с Иисусом Христом и другими христианскими образами, читают во время своих обрядах библию. Другие настроены к христианству негативно, как к религии колонизаторов. Тем не менее, это монотеизм. Во время обрядов они коллективно употребляют пейот — именно как природное вещество, а не химически синтезированный мескалин; концентрация там не очень высокая, так что видения и измененное состояние сознание в полной мере испытывают при этом не все, но многие. Это понимается как проявление воли Великого духа, который и создал пейот специально для нас. Движение это остается довольно большим и сегодня — порядка четверти миллиона человек в США исповедуют его. Власти не запрещают им употребление наркотиков.
Амазонский сюрприз — аяуаска 🥬
🌎 Аяуаску готовят из одной латиноамериканской лианы, которую отваривают с кучей других растений. Общепринятого рецепта нет. Рецепты варьируются от мастера к мастеру, поскольку зависят от сложившихся традиций и доступных ингредиентов. При любом подходе аяуаска вызывает галлюциногенный эффект и, судя по довольно частым описанием, некоторое ощущение присутствия, контакта. Это, конечно, понимается верующим человеком как религиозный контакт.
🏔 В современных текстах об аяуаске и рассказах о ней в Перу и Бразилии обычно звучат рассуждения о том, что это древнейшая на свете идея, и что тысячелетиями индейцы этих регионов употребляли аяуаску в своих ритуалах. В действительности никаких доказательств этого факта нет. Безусловно, можно и нужно полагать, что шаманские культуры Южной Америки и развитые культуры андского региона знали разнообразные психоактивные вещества. Есть находки тысячелетней давности, которые это доказывают.
🌁 Однако, в том, что касается аяуаски, серьезные исследователи сходятся во мнении, что ей вряд ли может быть больше нескольких столетий. Первые внятные свидетельства о ее использовании появляются и вовсе только в середине 19 века. Многие регионы Южной Америки, практикующие употребление айяуаски, переняли эту практику только в 20 веке.
☘️ В первой половине 20 века аяуаска начала распространяться в Бразилии, и именно там впервые сформировала серьезный культ. Ничего специфически местного, традиционного в нем, кстати, не было: если местные знахари и использовали аяуаску в ритуалах, кроме их племен об этом никто не знал. Популярность ей принес бразилец африканского происхождения, Раймундо Иринью Сьерра.
🧗🏻♂️ Забравшись в ходе каучуковой лихорадки в район на границе Бразилии, Боливии и Перу, он познакомился с аяуаской. Как и положено, она вызвала у него видения. И как положено католику — это были видения христианские. Ну и не только — в религиозном учении, которое он после этого создал, поклоняются и Христу с католическим святым, и Солнцу с Луной, и духам. Получилась такая синкретическая религия.
🤫 Изначально учение Санта Дайме было избавлено от письменности, потому что и сам Сьерра, и его первые ученики были просто неграмотны. Но сегодня их гимны уже записаны, учение выросло до нескольких тысяч человек в Бразилии и небольших филиалов в других странах.
Психоделики эпохи хиппи — ЛСД 💌
💊 Психоактивные свойства ЛСД были обнаружены в 1943 году в Швейцарии, притом случайно. В 50-х новое вещество начинает широко распространяться по всему миру и находит себе немало преданных поклонников.
👬 В 1960-м исследованиями ЛСД начинают заниматься Тимоти Лири и Ричард Альперт, два важных персонажа все последующей эпохи. Психологи по образованию, оба атеисты: Лири из ирландско-христианской семьи, Альперт — из иудейской. Оба далеко ушли от религии. Лири — бунтарь со сложным прошлым. Его отчисляли из из институтов; с двумя детьми, оставшимися на нем одном после самоубийства жены, но быстро окруженный юными красавицами — он был хорош собой, обаятелен, умен и, как показали дальнейшие события, не только бунтарски настроен, но и честолюбив. Альперт на первый взгляд другой: патентованный интеллектуал, любитель Достоевского, успешный молодой профессор, отлично встроившийся в университетский истеблишмент.
🎉 Они быстро находят общий язык и начинают эксперименты, стремительно вовлекающие в себя множество очень известных людей: от уважаемых биологов и физиков до Керуака, Хаксли и Аллена Гинзберга, который одним из первых оценивает ЛСД.
🚐 Такой круг общения сделал ЛСД известным в богемных кругах и среди битников. Обратная сторона этого — гнев руководства. С 1962 года Лири запретили исследовать ЛСД в университете. В это же время наступает идеальный момент для распространения ЛСД — с 1963 кто угодно может производить его законно. Так, благодаря Лири, Альперту, Гинзбергу и множеству других, поколение хиппи отправляется в коллективный кислотный трип.
💒 В середине 1960-х возникает Неоамериканская церковь. Созданная Артуром Клепсом, психологом и приятелем Тимоти Лири, она была изначально больше акционистски-политическим заявлением, но, как ни странно, существует до сих пор. Неоамериканская церковь выступала и выступает за легализацию наркотиков, считает употребление ЛСД таинством и отстаивает свое право использовать в ритуалах наркотики. Она также прославляет Хаксли, Хантера Томпсона и Генри Миллера и требует не относиться ни к чему слишком серьезно: жизнь есть сон, а трагедии всегда стоит предпочесть комедию.
🚀 Идея такого движения оказалась заразительна. В 1966 году сам Лири создает Лигу духовных открытий (League for Spiritual Discovery, то есть LSD). Движение это было тоже своего рода политической акцией, но довольно быстро Лири и правда начал превращаться в духовного гуру. Он был пионером исследований ЛСД и очень много для них сделал, но довольно быстро проявились не столько его научные таланты, сколько лидерские, организаторские, учительские. Вокруг него собралась достаточно большая община.
🗽 Сперва он учил вещам социальным: в 1966 он придумывает и провозглашает на фестивале перед десятками тысяч хиппи знаменитый лозунг «Включайся, настраивайся, выпадай». Но даже в этом призыве уже был религиозный оттенок: включаться и настраиваться надо было на новые уровни сознания, а выпадать — из лишней суеты. В его учение все больше проникал буддизм, а уже в 1970-х Тимоти Лири будет говорить о космических уровнях нашего сознания и о том, что постигшие их люди смогут жить в невесомости, а заложено это все в нас инопланетным разумом. Идея космической миграции станет в результате одной из главных в его текстах, и к концу жизни он превратится в характерного нью-эйдж гуру с сильным уклоном в уфологию.
🤷♂️ Его друг Ричард Альперт пойдет, между тем, в совершенно другую сторону: из активиста исследований ЛСД он превратится в около-индуистского гуру. Парадокс? Не такой уж большой: как мы еще увидим, это вполне естественный поворот.
Курс лекций о современных религиях нью-эйдж, в которых переплелись древние идеи Востока, христианские влияния и причудливые мифы. Поймем, как появились и развивались новые религии, а также узнаем новое о хиппи, битниках, уфологии и телепатии. После курса каждый найдет в себе скрытые религиозные взгляды — ведь мы присваиваем многие практики нью-эйджа, даже не отдавая себе в этом отчет.
10300₽ 5150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день