Идеальное государство
Теория войны всех против всех Томаса Гоббса
Гоббс перестал неразрывно связывать государство с фигурой властителя: теперь на переднем плане — народ. Поговорим об этом подробнее.
Томас Гоббс стал новатором в области политической философии. Он ушел от идеи божественного предопределения государства и назвал его появление итогом рационального решения свободных людей.
📖 Центральный труд Томаса Гоббса — сочинение «Левиафан». Оно было издано в Англии в 1551 году. Философ написал его под впечатлением от грандиозных исторических событий: в 1649 году после гражданской войны казнили английского короля Карла I, Европа постепенно выходила из религиозных войн. В 1648-м году Вестфальским миром закончилась Тридцатилетняя война, страны-участницы наконец договорились о мире и соблюдении территориального суверенитета друг друга.
🔪 По Гоббсу, до появления государства общество находилось в «естественном состоянии». Это состояние всеобщего хаоса и войны всех против всех, ведь от природы люди недоверчивы и действуют в личных интересах. Мысль Гоббса стала новаторской для европейской философии: до этого было популярно мнение Августина, что государство — порождение естественного согласия в христианской вере. Гоббс вводит в дискурс конкретных людей, свободных и разумных, которые ради собственной выгоды готовы применить насилие.
🤝 Как из естественного состояния хаоса появилось государство? К 17 веку власть по-прежнему объяснялась через религию, где монарх — наместник Бога на земле — упорядочил общество по аналогии с Градом Божьим. Придерживаясь материалистичных взглядов, Гоббс был далек от отстраненных церковных рассуждений и ответил конкретно: государство появилось, когда люди устали друг друга убивать и решили заключить общественный договор. По нему, народ передал суверену (правителю) часть своих естественных прав в обмен на спокойствие и благополучие. В первую очередь, люди пожертвовали правом на насилие, которое оказывалось исключительно в руках властителя для поддержания порядка.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Томас Гоббс изменил вектор политической философии, сместив внимание с государя на народ.
💁🏼♂️ Гоббс привносит новое понимание государства. Для него государство это не «кто», а «как». Общественный договор — это прежде всего договор людей друг с другом, а не народа с избранным лидером. В «Левиафане» говорится 👇
🗣 «Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим… Если это свершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством».
👬 Именно люди образуют государство, их воля прежде всего. Позже эту идею подхватит Джон Локк и другие философы. У Никколо Макиавелли государство сосредотачивалось в фигуре государя. Гоббс перечеркивает эту традицию и показывает, что государство — это кооперация свободных граждан, именно от них исходит власть. А Левиафан просто исполняет людскую волю, устанавливая законность и порядок.
🧐 Какая форма правления должна быть в таком государстве? Гоббс отдает предпочтение монархии, но допускает и другие варианты. Для философа важно лишь то, чтобы в государстве верховодил общественный договор, который заключается раз и навсегда. Это значит, что если народ однажды начал жить при монархии или аристократии, то так и должно продолжаться.
О связи общественного договора и языка
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день