Идеальное государство
«Политическая общность» Макса Вебера
По Веберу, господство строится на насилии. Выясним, как это связано с его идеями об идеальном государстве.
Немецкий социолог и философ Макс Вебер не любил теоретизировать о понятиях. Для него государство — очередное название политической общности, которая на разных этапах истории носила разные имена: княжество, полис, республика и так далее. Ключевой чертой любого государства является исключительное право власти на насилие. Правда, оно должно быть легитимно и одобряемо, иначе государство не выдержит конкуренции и исчезнет.
💁🏼♂️ «Политическая общность» — ядро любого автономного политического образования, в том числе государства. По Веберу, на протяжении истории политические общности принимали разные формы: государство, княжество, полис, республика, халифат, эмират, герцогство, империя и так далее. Государство, считает Вебер, лишь одно из имен, ставшее наиболее популярным сегодня. В сущности, это та же самая политическая общность, возникшая в результате постепенной трансформации предшествующих форм. Вебер намеренно дистанцируется от перипетий терминологии: ему не интересны внешние формы — важна лишь суть, которая за ними скрывается.
🤔 Что делает общность политической? Наличие власти, обладающей легитимным правом на применение насилия, но только для установления законности и порядка. Формируется политическая общность как братство свободных воинов, обладающих оружием. Им противопоставляются все остальные члены общества, в отношении которых осуществляется эксплуатация. На начальном этапе развития политической общности возникает аппарат принуждения, обеспечивающий подчинение.
🌍 Политическая общность предполагает господство на определенной территории. В определенный исторический момент аппарат государственной власти запрещает насильственное решение конфликтов между людьми и становится гарантом гражданского мира. Между разными политическими общностями может быть два вида отношений: военная вражда или тактический союз. Они регулируются через территориальные границы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Государства — это политические общности, которые смогли выжить и остаться в истории. После этого они взяли себе новое название, сделали его главным и распространили для предшественников.
🗡 Когда политическая общность получает название «государство»? Это происходит на определенном этапе его эволюции. Государство характеризуется двумя ключевыми чертами: монополизацией права на насилие в пределах определенной территории и появлением правопорядка, когда для насилия возникает рациональное обоснование.
🏆 По Веберу, государства — это политические общности, которые сумели выжить. Правовой режим, идеология, исполнительный, законодательный, управленческий аппарат — все это до определенного момента помогало политическому обществу не исчезнуть и стать государством.
💁🏼♂️ Все государства преследуют экономические и социальные цели. Они могут иметь разные политические формы, но цели остаются неизменными. Несменяемой константой государства является насильственный метод. Неважно, чего оно добивается — это всегда будет достигаться посредством насилия и принуждения, которыми заведует определенная организация.
‼️ Резюмируя, государство — это конкретное политическое общество, которое определяет себя через территориальность. Власть в любом государстве имеет исключительное право на насилие для поддержания правопорядка. Государственное насилие легитимно, имеет правовой статус и пока большинство населения признает это, государственный строй будет успешно функционировать.
Говоря о государстве и политических общностях в целом, Вебер раз за разом возвращается к вопросу о легитимном насилии. Без него государство исчезнет под давлением внутренних дрязг и внешних врагов.
🧐 А если насилие перестанет быть правовым? Потеря им легитимности приведет к военно-экономической конкуренции и попросту уничтожит политическое образование. Многие государства исчезли с лица земли, потому что не смогли установить властную монополию на насилие, которое поддерживало бы гражданский мир. Без этого государства разрушаются не только изнутри, но и снаружи, так как не могут дать отпор в борьбе с успешными политическими обществами.
📜 По Веберу, вся мировая история — это череда появлений и разрушений политических общностей. Они экспериментируют с методами организации, легитимации и применения насилия. Многим общностям так и не удается создать долговременную структуру, и они исчезают, так и не став государствами. Ведь чтобы удержаться на плаву, нужно победить в военно-политическом конфликте с другими общностями, а для этого нужна идеально работающая система легитимного насилия.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день