angle-down facebook instagram vkontakte warning

В поисках идеальных отношений

Культурные мифы о любви и семейная мифология

Культурное пространство вокруг нас наполнено устойчивыми представлениями об идеальных отношениях. Эти мифы влияют на нас не лучшим образом. Разберемся, что не так с идеализированными примерами любовных отношений и поговорим о том, кто мы есть.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Самые живучие мифы 👇

🌹 О романтической любви. Из кино и сказок мы почерпнули, что любовь прекрасна, она спасет мир, всех исцелит, даст нам силы жить. Люди считают, что влюбившись, мы как будто прикладываемся к источнику энергии. В жизни же по мере развития отношений силы и энергию из нас как будто высасывают. Возникает потребность учиться строить и поддерживать отношения, а это не просто. Романтический этап влюбленности не может длиться вечно, он краткосрочен. Но это не означает, что «ушла любовь, завяли помидоры» — просто отношения переходят на другой уровень, где мы перестаем идеализировать партнера.

👕 О самоотверженной любви. Люди убеждены, что когда человек любит, он должен отдать последнюю рубашку. Больше отдавать, чем брать и получать еще от этого удовольствие. На деле выходит, что когда мы в кого-то много вкладываем, скоро наступает момент дисбаланса и ощущения «меня используют». Человек ожидает, что вторая сторона тоже будет многое отдавать в ответ, но этого не происходит. Становится обидно и приходит разочарование в отношениях.

👨‍👩‍👧 О нуклеарной любви. Мы часто живем в фантазии, что семья (супруги и их ребенок) — это источник всей любви, какую можно получить в жизни. А мой единственный супруг или супруга восполнит все эмоциональные потребности. Такие ожидания нереалистичны и очень тяжелы для партнера. Это невротизирует отношения. Нам нужны разные люди, чтобы удовлетворять все свои эмоциональные потребности. Традиционно люди жили в расширенном составе семьи, несколькими поколениями среди многочисленных родственников. Помимо них рядом была целая деревня соседей, приятелей и весь церковный приход. В общении со всеми этими людьми наши предки черпали близость и заботу.

💕 О самодостаточности пары. Считается, что нужно всего лишь идеально выстроить отношения, так хорошо справляться со своими обязанностями, что никто извне не будет нужен: «Есть только ты и я». Это порождает изолированность пары от всего внешнего мира. Как только мы попадаем в стрессовую ситуацию: переезд, рождение ребенка, болезнь — оказывается, что нужны еще другие люди, внешние контакты.

В каждой семье существует своя мифология — это устоявшиеся убеждения и стереотипы поведения, которые передаются из поколения в поколение.

К примеру, родственницы вскользь говорили 🔻

🥀 «Любовь не надежна — сегодня есть, а завтра нет». В такой семье у молодого поколения будет боязнь чувств, избегание отношений или выстраивание брачных уз не на основе любви, а исходя из других параметров.

🥀 «У карьеристов не может быть крепкой семьи». Как будто за любовь нужно заплатить своей карьерой; выбрать или одно, или другое. Это накладывает ограничения.

🥀 «Мужикам веры нет» — они все идут на сторону или от них исходит еще какая-то угроза. В такой парадигме невозможно выстроить доверительные отношения.

⛄️ Нередко мы выбираем тех партнеров, которые подходят под утверждения наших родственников. Это эффект узнавания. Мозг находит что-то знакомое, оно ему кажется правильным и безопасным, возникает привязанность и чувство влюбленности «это мое». А если что-то не совпадает до целого, то мы еще нередко обучаем партнеров быть такими, чтобы иллюстрировать наши убеждения.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кроме мифов о любви существуют представления, какая мы семья. Исходя из этого мы ведем себя определенным образом, чтобы соответствовать образу.

🏋️‍♂️ Семья героев. Это люди с активной жизненной позицией, которые любят ставить высокие цели, достигать их всеми правдами и неправдами. Они говорят детям: «Вы будете лучше нас и прыгнете выше, добьетесь большего». Если героических испытаний не хватает, такие семьи сами будут их себе создавать, бороться за справедливость, например, в ТСЖ.

🧯 Семья спасателей. Похожи отчасти на семью героев, тоже склонны преодолевать трудности. Отличие в том, что они это делают не ради себя, а ради других. Им важно быть полезными, для этого они помогают и спасают.

🙆‍♂️ Семья выживальщиков. Они на протяжении нескольких поколений сталкивались с серьезными потерями: раскулачивание, коллективизация, ссылки, расстрелы, голод, война, нищета, дефолт. Возникает привычка жить «от зарплаты до зарплаты»: на еду хватает, а излишков нет. И даже если жизнь дает шанс — выигрыш в лотерею или хорошее предложение по работе — человек отказывается от этого либо теряет.

🌚🌝 По образу и подобию. Мы будем выбирать себе в пару человека того же образа или схожего. Человек из семьи «героев» не выберет себе пару из семьи «выживальщиков», но может выбрать такого же «героя» или «борца за справедливость».

Задание

Вспомните, какие фразы о любви и семейной жизни говорили нам старшие родственники. В семье какого типа вы росли?

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;