Идеи Достоевского в литературе
«Преступление и наказание» — «неправильный детектив»
Давайте подробнее поговорим о «неправильных детективах» и об их особенностях. Достоевский не писал классические детективы. В историях преступлений его больше интересовали мотивы убийцы, его психологическое состояние.
🚀 Достоевский во многом опередил свое время. Он делал вещи в духе того, что потом в Америке назовут «Non-fiction novel» — когда в основу истории будет положен конкретный судебный прецедент. Во времена Достоевского судебные заседания были открытыми, можно было найти материал в газетах, в криминальной хронике. Писатель ходил по судам и слушал.
🗞 «Преступление и наказание» выросло из газетной заметки о судебном деле. Достоевский прочел ее и у него родилась идея целого романа, который потом вошел в школьную программу. Мы редко смотрим на этот роман как на детектив, хотя Достоевский часто прибегал к конструктивному принципу построения неправильных детективов.
🪓 В основе — убийство, но в нем нет загадки, потому что мы знаем, кто убийца. Читатель постоянно около этого убийцы, мы заглядываем в его голову и душу, чтобы распутать это убийство не с событийной точки зрения, а с психологической. Если назвать «Преступление и наказание» детективом, это будет детектив про мотивы убийства, а не про внешнюю событийную связь.
📖 То же самое происходит и в «Братьях Карамазовых». У романа интересно названы части: «История одной семейки», «Неуместное собрание», «Сладострастники», «Надрывы», «Pro и contra», «Русский инок», «Алеша», «Митя», «Предварительное следствие», «Мальчики», «Брат Иван Федорович», «Судебная ошибка». Мы четко понимаем, что есть какое-то преступление, которое совершено на уровне семьи, и видим суд, который судит не того, кого должны осудить.
📚 Ситуация разрешится, но не так, как мы предполагаем в случае классического детектива. В случае классического детектива убийца должен быть пойман или, по крайней мере, как-то обозначен. Истинный убийца должен понести определенное наказание за свои действия. А здесь мы понимаем, что Достоевский в самом начале говорит читателям: «Это судебная ошибка. Осудят не того, кого должны осудить».
🧠 Вопрос во внутренней психологии преступления. Похожие вещи с оглядкой на Достоевского будет делать Жорж Сименон, но немного на другом художественном уровне. В его романах используются такие же принципы, но не о психологии преступления, а о психологии расследования. У Сименона часто следователь находится в ситуации внутренних поисков, а у Достоевского —преступник.
👀 В романе мы наблюдаем, как рождается и реализуется замысел. Реализуется он достаточно быстро. Мы не ждем, пока старушка будет убита, ее достаточно быстро убивают. А потом мы постоянно возвращаемся к этому преступлению, с целью рассмотреть мотивы и сопутствующие обстоятельства.
🌀 Кроме реального преступления в романе происходит лжепреступление. За стенкой у Раскольникова сидит Свидригайлов, который постоянно слушает и слышит то, что происходит у соседа, но до поры не заявляет себя сам. Потом Свидригайлов признается Раскольникову в том, что якобы он тоже совершил преступление и совратил девочку. Дальше он подробно рассказывает, что он испытывает по этому поводу, и все бы ничего, но роман выстроен так, что к финалу мы понимаем, что Свидригайлов не совершал преступления.
💭 Самообвинение Свидригайлова — это его фантазия. Она возникает из той же психологии преступления, которая появляется у Раскольникова. Свидригайлов чувствует свою вину за все человечество. Он хочет пострадать так, чтобы быть наказанным. Свидригайлов чувствует, что он, как человек и отдельная личность, ответственен за зло, которое происходит в мире. Каждый человек грехопадения к этому злу причастен. И он начинает сочинять преступление, которое он не совершал.
☄️ Раскольников совершает преступление, чтобы узнать свой потенциал. Герой хочет понять, может ли он преступить в себе то самое человеческое, стать «сверхчеловеком», сможет ли он победить в себе человеческую слабость или нет. Он убивает и понимает, что может. А потом осознает, что не может с этим жить. Читая роман, мы постоянно задаемся этими вопросами. Преступление и преступник для читателя очевидны, но нам интересны мотивы, которые двигали героем.
🎭 Свидригайлов — лакомый кусок для актеров. Высоцкий очень ценил эту роль в своей актерской биографии. Он его играл очень хорошо. Судя по тем обрывкам интервью и постановок, которые остались в доступе, можно понять, что он хорошо понимал, что играет. Высоцкий играет не преступника, а человека, который готов взять на себя ту самую экзистенциальную вину и понести наказание просто за то, что он тоже человек. Давайте посмотрим отрывок.
Видео на Ютубе. Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🙏 В «Братьях Карамазовых» Дмитрий Карамазов сознательно берет на себя вину за преступление, которое он не совершал. Он позволяет суду его осудить, дает такую возможность. Дмитрий берет вину с радостью и готов пострадать за нее.
🌾 Дмитрий Карамазов очень русский в смысле своего характера. Он человек крайностей, и наблюдать за ним интересно. Невольно задумываешься: может быть, это действительно национальная черта, связанная с желанием пострадать за весь мир? Может многое из того, что происходит вокруг нас, объясняется как будто бы нашим желанием пострадать за грехи всего мира и искупить их целой страной?
💔 Достоевский любил самую ситуацию убийства. Это крайняя ситуация, нарушение самой главной границы: ты посягнул на жизнь человека. Психология преступника в его романах интересно показана. Психологический западный детектив во многом опирается на психологию преступника, которую делает Достоевский. Те, кто претендуют на интеллектуализм в области детектива, учитывают Достоевского, потому что он был первым, кто так посмотрел на проблему преступлений.
🇺🇸 Детектив — американский жанр, его отец — Эдгар По. Детектив — это самое начало американской литературы. Но детективный поворот в больших романах с углублением в психологию преступника — это уже наше изобретение. Эдгар По интеллектуально выстраивал схему разрешения этой загадки детектива, а у Достоевского мало формальной логики и много психологии.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день