Идеи Достоевского в литературе
Развитие русской литературы
Русская литература развивалась по своему уникальному пути, которые отличался от европейского. В этой части мы постараемся найти ответ на вопрос — почему русская литература заменила для нас все?
🚶 Мы считаем себя европейцами, но русская культура шла совсем не западным путем. На Западе уже в Средние века шло четкое разделение: литература — вещь, связанная с эстетикой, философия — специфическая интеллектуальная деятельность, которая должна была дать целостное представление о мире, теология/богословие — та часть философии, которая непосредственно обращена к общению с Богом, с тем, кто создал человека и является первопричиной.
⛅️ Средневековые университеты были построены по принципу от меньшего к большему. Люди сначала изучали науки об обществе (правоведение), общение с людьми, дальше постигали эстетические вопросы. Венцом всему была теология, потому что до высшей ступени, до общения с Богом, нужно было дойти через понимание того, как общаться с людьми и как общаться с миром прекрасного.
✌️ Для определения литературы во всем мире есть два критерия: автор и установка на вымысел. Все, что включает в себя и то, и другое, может называться литературой. В 17 веке на Западе существовало четкое разделение между литературой и прочими письменными трудами.
📚 До 17 века в русской литературе слабо выделяется автор. Долгое время мы существовали в глухой изоляции и не вели практически никакого общения с западными деятелями. В России того времени литература не была эстетикой, литература была всем. Были тексты с установкой на вымысел, были без нее — все попадало в разряд литературы. То, что в западном понимании «философия», то есть целостное представление о мире и месте человека в нем, для русского человека тоже литература. Богословие немного отделялось, но в целом, письменные тексты находились в одной категории.
🌍 В 18 веке русские авторы обратились на Запад. В это время в Европе, с точки зрения литературы как искусства, было много сделано, Россия начинает перенимать этот опыт. Текст 18 века, как и Средних веков, должен был быть не столько талантливым, сколько правильно написанным. Во время массового заимствования появляется много переводов, авторы учатся на зарубежной литературе весь 18 век. То, что на Западе происходило за 500–700 лет, мы пытаемся успеть за 100 лет. К 19 веку русские писатели осваивают европейский стиль письма. Та русская литература, которую любят и читают на Западе, это 19 и 20 века, это двести лет нашей литературы, которые в понимании западных людей «читабельны». Они соответствуют установке на автора и вымысел.
📚 Русская литература не стала точной копией европейской. В процессе этого развития перестраивалась жанровая система, формировалось русское представление о прекрасном, писатели учились занимательному сюжетосложению, и многому другому. Тем не менее, к 19 веку философия, как отдельная область духовной деятельности с комплексом целостных представлений о мире, так и не сложилась. Та сторона, которая на Западе покрывается философией, у нас по-прежнему покрывается литературой.
📒 Сейчас за литературой мы идем в книжный магазин, тогда за литературой шли в политические журналы. В 19–20 веках многие маленькие рассказы публиковались в общественно-политических журналах. Это был предмет прямой общественной дискуссии. Исторически русская литература включала в себя философию и общественно-политические темы, поэтому она стала для нас всем.
✍️ Художественные тексты русских писателей были частью политики. На Западе сложно представить, что с художественным текстом можно пойти и сделать революцию, а в России это произошло на раз-два. Люди, вооружившись художественными текстами, пошли и в 1917 году сделали то, что сделали. Например, «Бесы», Достоевского — многие революционеры буквально постранично вычитывали произведение, выписывали ценные для себя мысли и руководства к действию.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
✨ Достоевский фактически создает новый тип романа. Философ Михаил Михайлович Бахтин называл его «полифоническим романом». Он говорил, что уникальность романов Достоевского в том, что в них присутствуют разные равноправные голоса. Читатель находится в ситуации, когда ему одномоментно слышны равноправные точки зрения разных героев, такое многоголосие. Автор не расставляет приоритеты, что кто-то главный, кто-то второстепенный, вот этого надо слушать, а вот этого не надо. У Достоевского слушать надо всех, потому что каждая точка зрения имеет ценность.
🎭 Другие исследователи называли романы Достоевского «трагическими» или «идеологическими». Главным героем романов Достоевского является идея, возле которой находятся герои со своими точками зрения, и все точки зрения равноправны. На Западе такого представить было нельзя, потому что их представления об эстетике довольно жесткие, существуют определенные жанровые границы. Когда мы смотрим на это с западной точки зрения, то видим искусство. Когда мы смотрим на проблему с точки зрения Достоевского, видим философию.
💭 Сила Достоевского в том, как он преподносит идею. Герои его произведений озвучивают, иллюстрируют свои точки зрения, дают рассмотреть идею. Это не голая идея, которую нам предлагают принимать непосредственно. Это идея, облеченная в образы, которые позволяют посмотреть, как она развивается во время взаимодействия героев в разное время.
📖 В эстетике письма Достоевский не очень силен. У него постоянно возникают корявые формулировки, повторы. Он не всегда думает о стиле, о элегантности звучания той или иной фразы. У Достоевского все вылетает одним потоком, потому что его цель — не красиво написать, а выразить идею. В переводах неровности стиля Достоевского часто бывают сглажены, поэтому его работы читаются, как насыщенные идеями, гладкие, выстроенные произведения.
🌓 На Западе Достоевского ценили как «понятного философа». Он занимался не вольными логическими построениями, а образами и характерами, сопровождает их жизненными контекстами, был проводником глубоких прогрессивных идей. Бурная реакция на Достоевского случилась в 20 веке, когда Камю назвал Достоевского романистом-философом и поставил его в один ряд с Бальзаком, де Садом, Мелвиллом, Стендалем, Прустом, Кафкой. «Идеологический роман» Достоевского, где главный герой — идея, становится очень хорошей почвой для других философских размышлений в 20 веке.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день