Проблема ума в литературе
Проблема ума в комедии «Горе от ума»
Александр Грибоедов тоже размышляет на тему интеллекта и, как результат, пишет комедию «Горе от ума». Он раскрывает проблему с новых сторон. Ему хочется верить, что возможно воспитать правильного человека и создать идеальное общество, но при этом Грибоедо
🧠 «Горе уму» — это первоначальное название комедии Грибоедова. Позже он его поменяет. Смех — это интеллектуальная реакция, а комедия вызывает смех. Связь ума и смеха через тему и жанр — это то, что объединяет Фонвизина и Грибоедова.
💭 Говорящие имена и фамилии. Грибоедов тоже называет своих персонажей так, чтобы их характер прослеживался через имя. Чацкий — безумен. Его фамилия — намек на Чаадаева, русского философа и публициста, которого признали безумным. Возлюбленная Чацкого Софья — мудрая. Отец девушки — Фамусов, его фамилия происходит от слова «фама», что означает молва. Молчалин, в которого влюблена Софья, олицетворяет покорность и молчание.
💰 Фамусов. Его считают недалеким и непросвещенным, но на самом деле он не глуп. Фамусов существует в своей жизненной плоскости, где социальные связи играют большую роль, и он эти связи хорошо умеет выстраивать. Фамусов знает, с кем надо общаться для того, чтобы все в жизни получилось. У него имеются четкие представления о социальном контексте. Он понимает значимость образования для дочери Софьи, и поэтому нанимает ей учителей.
🎹 Софья. Если Фамусов наделен только социальным интеллектом, то Софья образована и просвещена. Она читает и говорит на двух языках: русском и французском. Интересный и важный момент, который понимали современники Грибоедова, но мы его можем не увидеть: когда Лизу — служанку дома Фамусовых — барин спрашивает, чем занималась ее хозяйка, то она отвечает, что слышала мелодию флейты, доносившуюся из комнаты Софьи. Флейта в 19 веке считалась мужским инструментом, но даже на нем девушка освоила игру.
👸 Высшим светом Москвы правят женщины. Тема женской власти одна из центральных в комедии. В какой-то мере можно сказать, что женский ум противопоставляется Грибоедовым мужскому:
🗣 Фамусов:
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай Бог терпение, ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
🗣 Финальные строчки комедии, произнесенные Фамусовым:
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
💍 Софья прекрасно понимает, что хочет в жизни. Она ловко управляет своим отцом и его домом. Хочет себе мужа-пажа, который будет послушен. Примером такого идеального московского мужа в комедии является Платон Михайлович Горич, который появляется в конце пьесы.
🎩 Чацкий. Этого героя читатель привык считать мудрецом среди глупцов. Нам и самому герою кажется, что его окружают люди, неспособные понять просвещенного дворянина. Они недостаточно образованы и поэтому не слушают героя, смеются над ним. Но на самом деле все не так просто.
🤪 Не мудрец, а главный безумец. Чацкий приезжает из-за границы после длительного отсутствия и начинает учить всех жизни. Он не понимает Софью, не знает, что ей необходимо от жизни. При этом он вызывает в ней крайнее раздражение. Чацкий действует чересчур навязчиво, он разрушает все сложившиеся социальные, общественные устои и правила, нормы общения.
💔 Любовный треугольник. Чацкий влюблен в Софью, а Софья в Молчалина — это кажется читателю любовным треугольником. Но если посмотреть отношения этих героев по-другому, то никакого треугольника не существует. Софья желает получить себе удобного мужа, которого она видит в Молчалине. Чацкий ее не интересует.
⚡️ Интеллектуальная борьба. Чацкий видит в Софьей ум и достойного собеседника, с которым ему будет интересно. Но это его одновременно раздражает. Он привык, что слушают только его, но возникает женщина, которая постоянно ввязывается с ним в полемику.
🗣 Действие 1 явление 7:
Чацкий:
Что ж, он и кавалер.
От нас потребуют с именьем быть и в чине,
А Гильоме!.. — Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским? —
Софья:
Смесь языков?
Чацкий:
Да, двух, без этого нельзя ж.
Софья:
Но мудрено из них один скроить, как ваш.
Софья не уступает Чацкому в споре. Чацкий же предъявляет к Софье необоснованные претензии:
… я пользуюсь минутой,
Свиданьем с вами оживлен,
И говорлив; а разве нет времен,
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Софья:
(в сторону)
Не человек, змея!
(Громко и принужденно)
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве может быть.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
⚖️ Разница ценностей. Молчалин предлагает Чацкому обратиться к Татьяне Юрьевне, которая поможет завести нужные связи. На что Чацкий отвечает, что ни с кем он общаться не будет, ему это не нужно. Молчалин недоумевает, потому что он понимает, как выстраивать социальные отношения.
🙉 Ум страдает там, где возникает глухота. Главная проблема комедии — проблема восприятия. Никто никого не слышит и не слушает. Из всех героев только Княгиня Тугоуховская физиологически глуха. Остальные не способны слышать. Каждый находится в своей интеллектуальной плоскости и они не пересекаются.
🧐 Кто умнее? По Грибоедову в комедии «Горе от ума» не умен никто. Фамусов социален и в этом счастлив. Софья немного поднялась над социальной обыденностью, она образованная и свободомыслящая, но все равно Фамусова. Молчалин наделен абсолютно социальным интеллектом и использует его с свою пользу. Чацкий оказывается слишком самонадеян, чтобы понять важность социальных связей и попытаться их выстроить. Из-за этого он выглядит глупцом в глазах автора и остальных героев.
📚 Анализ названий. Мы видим, как Грибоедов выстраивал концепцию своей комедии. «Горе уму» — название отсылает к идеям эпохи Просвещения. Речь идет об идеальном разуме, который связан с коренной перестройкой общества. Второе название «Горе от ума» обращает к проблеме интеллектуальной глухоты, которой страдают все герои комедии. Их ум зажат в одной плоскости и существенно ограничен. Каждый обладает определенной его гранью: кто-то хорош в выстраивании социальных связей, кто-то способен подняться над бытом и мыслить чуть шире, кто-то летает в облаках и не видит мира вокруг себя.
🙏 Грибоедову хочется верить в возможность воспитать гармоничного человека. Но он понимает, что на практике сделать это крайне затруднительно. В комедии он приходит к выводу, что жизнь — это вечный разговор глухого с глухими. Люди друг друга не слышат. Гармоничный ум так и остается идеалом, который практически невозможно достичь.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день