angle-down facebook instagram vkontakte warning

Проблема ума в литературе

Заумь

В заключительной части урока узнаем, что такое заумь, зачем придумали заумный язык и кто его использовал.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

🧠 Заумь или заумный язык — это тип письма, который появился в 20 веке. Создание зауми связано с проблемой ума в литературе, но использует более радикальные методы.

📚 Заумь связана с авангардной эстетикой в литературе. Она присутствует в русской и западной авангардных традициях. Цель заумного языка — преодолеть существующие ассоциативные связи в естественном языке, выйти за рамки рациональности. Когда мы пишем или говорим на каком-то языке, мы живем в его системе. И так или иначе, ограничиваемся возможностями языка.

💭 У каждого языка свои ассоциативные связи. В английском, в французском и русском они будут отличаться. Есть целые ассоциативные словари, в которых на каждое слово можно подобрать несколько ассоциаций. Например, слово «море». Ассоциации для него будут: синее, черное, соленое, вода, волны, океан, по колено и тд. Для любого обозначения вы найдете ассоциации, которые сложились в том или ином языке.

🧩 С помощью зауми писатели хотели уйти от логики этого мира. Чтобы преодолеть те связи и ассоциации, которые появились в языке за века его формирования и развития, пришлось создать свой язык. Как музыканты выражают свои чувства в звуке, так и создатели заумного языка пытались придумать и использовать язык с новым звучанием.

🍎 Создатели зауми ассоциировали себя с Адамом. Находясь в раю, Адам давал имена животным и всему миру. Писатели занимались почти тем же самым — они давали новые названия явлениям и предметам, потому что старые не отражали реальность. Язык сильно влияет на нашу жизнь и мироощущение, поэтому создание нового языка можно интерпретировать как творение мира.

📖 Американский филолог Дже́ральд Янечек приводил классификацию из четырех видов зауми. Он разделил заумный язык на категории, в зависимости от того, на какой уровне происходит отказ от языковой нормы:

🔸 фонетическая заумь: сочетания букв не складываются в знаковые части слов (морфемы);

🔸 морфологическая заумь: существующие в языке морфемы (корни, приставки, суффиксы, окончания) сочетаются таким образом, что значение получающегося слова остается туманным;

🔸 синтаксическая заумь: при употреблении нормальных, «словарных» слов в грамматически правильных формах они не складываются в грамматически нормальное предложение;

🔸 супрасинтаксическая заумь: при формальной, грамматической правильности конструкций, составленных из обычных слов, понимание смысла затруднено.

🍸 Разные типы зауми часто комбинировались. Например, в стихотворении Велимира Хлебникова «Сияющая вольза...» 1917 года:

Сияющая вольза

Желаемых ресниц

И ласковая дольза

Ласкающих десниц.

Чезори голубые

И нрови своенравия.

О, мраво! Моя моролева,

На озере синем — мороль.

Ничтрусы — туда!

Где плачет зороль.

📝 Хлебников создавал слова по определенным правилам. Если их знать, можно приблизиться к пониманию его текстов. Поэт объяснял: «Есть красивое слово "огниво". Огниво взял в руки и назвал "вселенниво". Если огниво — то, чем высекают огонь, то вселенниво — то, что порождает Вселенную, а, например, "зливо" — то, чем рождают (высекают) злобу».

🖍 Слова, которых не придумали. Если язык сам не создал какого-то слова, его создавал Хлебников. Он часто пользовался существующими словообразовательными моделями и средствами. Это могли быть правила русского языка, как в примере: суффикс -ив- со значением «орудия действия» использован для называния новых инструментов. В других случаях поэт применял собственную суффиксацию — квазификсы. Он «переразлагал слова» и выделял в них иные приставки, корни, суффиксы и окончания, чем принято в языке. Так произошло в стихотворении «Сияющая вольза...» со словами вольза и дольза.

💭 Квазификсы Хлебникова мы понимаем на ассоциациях. Вольза и дольза созвучны со словом «польза», в котором Хлебников выделял квазификс -з-(а) и комбинировал его с корнями «вол-я» и «дол-я». Лингвист Роман Якобсон писал о методе Хлебникова: «слово получает как бы новую звуковую характеристику, значение зыблется, слово воспринимается как знакомец с внезапно незнакомым лицом или как незнакомец, в котором угадывается что-то знакомое».

📰 Хлебников сам описывал этот механизм в статье «Наша основа»: «Заменив в старом слове один звук другим, мы сразу создаем путь из одной долины языка в другую и, как путейцы, пролагаем пути сообщения в стране слов через хребты языкового молчания».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Дадаисты тоже экспериментировали с языком. Дадаизм, как авангардистское течение в искусстве, появился в 20 веке. Его основатель Гуго Балль — поэт, прозаик, исследователь экспрессионизма. Он хорошо знал и почитал творчество Василия Кандинского, был последователем Михаила Бакунина.

📖 Название течения. Слово «дада» было найдено Гуго Баллем совместно с Тристаном Тцара в словаре Ларусса. Вот как сами дадаисты объяснили его в «Манифесте к первому вечеру дада в Цюрихе в 1916 году»:

🗣 «По-французски оно означает детскую игрушку — лошадку на палочке. По-немецки — адьё, пожалуйста, оставь меня в покое, до свидания, другим разом! По-румынски — да, в самом деле, вы правы, это так, конечно, действительно, договорились. И так далее. Интернациональное слово. Всего лишь слово, и слово как движение. Все просто ужасно. И если из него создается направление в искусстве, то лишь для того, чтобы предупредить возможные осложнения. Дада — психология, дада — литература, дада — буржуазия, да и вы, уважаемые поэты, творившие всегда при помощи слов, но никогда сами не создавшие ни одного слова, — вы тоже дада. Дада — это мировая война, не имеющая конца. Дада — революция, не имеющая начала. Дада — это вы, друзья и стихоплеты, дражайшие евангелисты. Дада — Тцара, дада — Гюльзенбек, дада — м’дада, дада — хм’дада, дада — Гю, дада — Тца. Хотите достичь вечного блаженства? Произносите: «Дада». Хотите стать знаменитым? Произносите: «Дада». С благородными жестами и изящными манерами. До полного помешательства, до потери чувств. Как ликвидировать все склизкое и журналистское, все ладное и складное, все заморализованное, зарифмованное и разукрашенное? Произносите: «Дада». Дада — это вселенская душа. Дада — это кульминация. Дада — это самое душистое цветочное мыло в мире…».

🤝 О сущности своих взаимоотношений с языком дадаисты говорили в «Манифесте к первому вечеру дада в Цюрихе в 1916 году»:

🗣 «Все дело в связи, которую вначале нужно слегка нарушить. Я не хочу пользоваться словами, которые придумали другие. А все уже существующие слова придуманы другими. Я хочу творить свое собственное безобразие, используя соответствующие гласные и согласные. Коль размах в семь локтей, так и слова нужны под стать ему. Слова же господина Шульце едва дотягивают до двух с половиной сантиметров. Мы можем присутствовать при рождении нового членораздельного языка. Я просто произношу звуки. И возникают слова — плечи, ноги, руки слов. Ай, ой, у. Не надо, чтобы слов было много. Стихи дают возможность обходиться вообще без слов и языка. Этого проклятого языка, грязного, как руки маклера, мусолившего деньги. Я хочу безраздельно владеть словом, от момента, когда оно только зарождается, до момента, когда оно исчезает вновь. Для обозначения любой вещи существует слово; таким образом, само слово уже стало вещью. Так почему же тогда дерево нельзя назвать пуплюшем, а дерево, мокрое от дождя, пуплюбашем? И почему оно вообще должно как-то называться? Нужно ли, чтобы мы по всякому поводу разевали рот? Слова, слова, вся беда именно в них; создание слова, господа, – это общественная задача первостепенной важности».

💫 Кем вдохновлялся Балль? В стихах Балля есть алхимия слова Шарля Бодлера и Артюра Рембо — французских поэтов 19 века. Балля привлекает их разворот темы ясновидения, визионерства.

📚 Давайте прочитаем стихотворение Гуго Балля «Гадьи бери бимба»:

гадьи бери бимба гландриди лаула

лонни кадори

гадьяма грамма берида бимбала

гландри галассасса лаулиталомини

гадьи бери бин бласса глассала лаула

лонни кадорсу сассала бим

гадьяма туффм и цимцалла бинбан глиг-

ла воволимай бин бери бан

о каталоминай риноцероссола хопсамен

лаулиталомини хоооо

гадьяма риноцероссола хопсамен

блуку теруллала блаулала лоооо

зимзим уруллала зимзим уруллала зим-

зим Занзибар зимзалла зам

элифантолим бруссала буломен брусса-

ла буломен тромтата

вело да бант бант аффало пурцамай аф-

фало пурцамай ленгадо тор

гадьяма бимбало гландриди глассала

цингтата пимпало эгрёгёёёё

виола лаксато виола зимбрабим виола

ули палуйи малооо

туффм им зимбрабим неграмай бумбало

неграмай бумбало туффм

и зим

гадьяма бимбала оо бери гадьяма гага ди

гадьяма аффало пинке

гага ди бумбало бумбало гадьямен

гага ди блинг блонг

гага блунг

🧐 О значении отдельных слов можно догадаться. Каталоминай — ассоциации с католицизмом. С греческого ката — движение сверху вниз. Вело — быстрый. Аффало — созвучно аффекту. Бум — грохот. Виола — одновременно музыкальный инструмент и фиалковый цвет, нежность.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;