angle-down facebook instagram vkontakte warning

Инвестиции: продвинутый уровень

Как выбрать облигации

Облигации могут продаваться пакетом или превращаться в акции. В этой части узнаем, по каким параметрам выбрать облигации, чтобы не попасть в невыгодную ситуацию.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Степанова
Финансист, психолог, коуч, автор курса «Финансовая грамотность»

Облигации могут быть рублевыми и валютными, бессрочными или с фиксированной датой погашения.

☝️ Но существует еще несколько параметров, которые имеют значение:

1️⃣ У облигаций есть минимальный торговый лот. Это не то же самое, что номинал. Некоторые облигации нельзя купить или продать по одной штуке: например, минимум 10 штук по 1000 долларов. Такое условие часто встречается у еврооблигаций. Крупные компании с доходными облигациями часто торгуют не по одной штуке, а лотами.

2️⃣ У большинства облигаций купонная выплата — это фиксированная ставка. Но иногда бывает, что ставка плавающая и может быть привязана к другим показателям. От их изменения зависит стоимость выплаты купонов по облигациям.

3️⃣ Облигации могут быть субординированными. В случае ликвидации и банкротства компании выплата по этим ценным бумагам осуществляется в последнюю очередь.

❗️ Если вы приобретаете такие облигации, помните, что в случае дефолта вы окажетесь во вторых рядах в очереди на выплату.

4️⃣ Облигации могут быть конвертируемыми (ОФЗ сюда не входят). Например, наступает срок выплаты долга, а компания не готова его выплатить. Тогда она конвертирует облигации в акции. «Теперь вы — не мои заемщики. Вы — мои акционеры», — говорит компания.

👀 Все эти параметры известны еще во время выпуска облигации, поэтому при покупке не забывайте обращать на них внимание.

У некоторых облигаций есть оферта. Она бывает двух типов — Put (безотзывная) и Call (отзывная).

Put-оферта (безотзывная) — это право инвестора погасить облигацию раньше срока (в конкретные даты). Инвестор должен сам заявить о своем желании брокеру.

☝️ Если инвестор не знает об этом типе своей облигации, он может остаться с бумагой с низкой доходностью.

🧮 После даты оферты условия выплаты купонов часто меняются — и не в пользу инвестора. Скажем, у вас была облигация с купоном 8%, а после put-оферты вы остаетесь с купоном 1%.

⏳ Если вы не подали заявку на возврат вовремя, то застреваете с облигацией до срока погашения. А ее цена на рынке резко падает.

Call-оферта (отзывная) — это право компании выкупить облигации раньше срока в конкретные даты. Если она решает отозвать ценные бумаги, инвестор не имеет права от этого отказаться.

💰 Например, компания выпускает облигации под 8% годовых и на три года привлекает деньги. За это время их стоимость может измениться.

📉 Скажем, ставка упадет, а компании все равно придется выплачивать инвесторам по 8% — ведь была такая договоренность. Это невыгодно. Поэтому она оставляет за собой право выкупить бумаги досрочно.

Разберем еще пример 👇

💶 Представьте, что сейчас облигации продаются на рынке чуть выше стоимости номинала (103% вместо 100%). До погашения три года.

🧮 Вы рассчитываете внутреннюю ставку и уверены, что эти ценные бумаги с хорошей доходностью. Но потом замечаете, что у облигаций есть call-оферта — и она через год. Доходность к этому моменту будет существенно ниже (или даже отрицательная).

🤔 Вы задумаетесь, стоит ли вообще приобретать эти ценные бумаги?

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Зайдите на сайт Cbonds.ru, выберите любые облигации и попробуйте найти в их описании условия, о которых мы говорили.

образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;