Джеймс Джойс
Особенности творчества и биография
Если читать Джойса в хронологическом порядке, можно проследить всю историю литературы 20 века. Начнем знакомство с биографии писателя, обсудим значимость Ирландии и то, как складывался его творческий путь.
Джеймс Джойс (1882–1941) — один из столпов европейского модернизма.
👇 Что выделяет его среди остальных модернистов?
1️⃣📚 Разнообразие. Джойс непрерывно менялся и развивался. Умберто Эко назвал свою книгу «Поэтики Джойса», во множественном числе, потому что «все творчество Джойса предстает перед нами как пространство встречи и вызревания целого ряда взглядов на искусство». Каждый этапный текст Джойса — новая концепция и новый художественный язык: от импрессионистических миниатюр и рассказов к модернистскому роману и дальше — до радикального смешения языков.
2️⃣💬 Своя версия «потока сознания». Последний эпизод «Улисса» стал эталоном этой литературной техники. Джойс максимально приближает литературный внутренний монолог к тому, как звучит «внутренняя речь» — за рамками грамматических норм, риторики и логики.
3️⃣🎲 Языковая игра. Джойс изобретает и трансформирует слова, вводит в текст разные языки и находит между ними переклички, сталкивает высокую и низкую речь, воспроизводит диалекты и сленг. Он первым применил все виды лингвистических экспериментов в крупной форме — сначала в романе «Улисс», а затем в «Поминках по Финнегану» — грандиозном тексте за рамками всех жанров.
4️⃣🎭 Юмор. Джойс — самый едкий и веселый среди всех великих модернистов. При всем масштабе замысла «Улисса» можно читать и как комический роман. В нем есть анекдоты, плутовские приключения, пародии, сатира на политические и литературные движения.
5️⃣📘 Феномен «Улисса» в массовом сознании. Хотя это не далеко не самый большой роман в истории и не наиболее сложный текст самого Джойса, «Улисс» обладает репутацией текста, требующего исключительных усилий. Это во многом результат авторской игры, спровоцировавшей бесконечные комментарии. «Улисс» претендует на статус новой «Одиссеи» и, значит, ставит вопрос о том, возможен ли в современном мире настоящий эпос. Не угасают споры о том, всерьез ли надо воспринимать параллели с Гомером, или все это одна гигантская шутка. Поэтому «Улисс» считают то вершиной модернизма, то предвестием постмодернизма — в зависимости от того, как понимают проект Джойса.
6️⃣🇮🇪 Ирландская тема. Джойс, которому при жизни на родине не удавалось найти свое место, всегда писал об Ирландии, Дублине и ирландцах. Ирландская литература, только в конце 19 века начавшая свое возрождение, стремительно заняла лидирующее место в мировой культуре, во многом благодаря глобальному влиянию «Улисса». Джойс ставит в своих текстах вопросы о национальной идентичности, отношениях с империей, двуязычии, утраченной традиции — и не сводит их к простым идеологическим решениям.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🇮🇪 Джеймс Джойс родился в Дублине в большой, очень бедной семье — он был старшим из десяти детей. У него были сложные отношения с отцом, алкоголиком и вечным банкротом. Ключевую роль в формировании будущего писателя сыграла учеба в иезуитском колледже Бельведер. Веру Джойс утратил довольно рано, но богословское образование, и особенно философия Фомы Аквинского, оказали огромное влияние на его мышление.
⭐️ Его литературными кумирами с юности были Данте, Шекспир, а в современной литературе — Хенрик Ибсен. Джойс даже учил норвежский, и одной из первых его публикаций была восторженная статья об Ибсене.
⚡️ Начало 20 века в Ирландии — время больших перемен. К критической фазе подходит борьба за независимость от Британской империи. В культуре это время «Ирландского литературного возрождения»: с последней трети 19 века ирландские писатели работали над восстановлением национальной традиции, восстановлением гэльского языка. Лидерами этого процесса были поэт Уильям Батлер Йейтс и писательница и меценат Августа Грегори.
➡️ Идеал ирландской литературы Йейтса и Грегори основан на эстетике и мировоззрении символизма. Хотя почти все ирландские авторы писали в это время на английском, они обращались к национальной мифологии, фольклору и эпосу в поисках подлинных корней. Джойс относился к этому движению скептически. Проблемы деколонизации, преодоления разорванности ирландского сознания, поиска своего языка для него не менее важны, но ему чужд мистический пафос Йейтса и его учеников.
🌎 Почти всю взрослую жизнь Джойс провел за пределами Ирландии. В 1902 году он впервые уехал в Париж, но вскоре вернулся из-за болезни матери. В 1904 он встретил Нору Барнакл (16 июня, день их знакомства — это время действия «Улисса»), с которой проведет всю жизнь. Вместе с Норой он уехал из Ирландии — они жили сначала в Триесте, затем в Цюрихе и Париже — столицах европейского авангарда в это время.
🤷 Последний раз Джойс посетил Дублин в 1912 году и больше уже не возвращался. В родной литературной среде он чувствовал себя чужим. Хотя многие коллеги, в том числе Йейтс, его ценили, издатели и читательская публика в Ирландии были консервативны и долго не воспринимали его тексты.
🎵 Если бы Джойс не стал писателем, он наверняка сделал бы карьеру в музыке — как певец и композитор. В 1903–1904 годах он участвовал в конкурсе теноров, выступал с концертами. Музыка играет огромную роль в его текстах, и он часто обращается к собственному вокальному репертуару — ирландским народным песням, романсам, песням из пьес Шекспира.
🔉 Записи его пения не осталось, но можно послушать его сочинение на собственные стихи.
📚 Собрание сочинений Джойса не очень велико, и стадии его развития легко проследить по основным произведениям:
▪️ Ранние тексты: стихи, эссе и сборник рассказов «Дублинцы», 1904–1915.
▪️ «Портрет художника в юности» — первый роман Джойса закончен в 1914.
▪️ «Улисс», 1914–1921.
▪️ «Finnegans Wake» — в русских переводах «Поминки по Финнегану», «На помине Финнеганов», «Уэйк Финнеганов» — свой заключительный труд Джойс писал с 1922 по 1939.
Джойс всегда интересовался теоретическими основаниями искусства. Своя концепция эстетики у него появилась раньше, чем первые серьезные произведения — потом он не без иронии подарит свои размышления герою «Портрета художника в юности». Попробуем разобраться в этой теории и понять, что же такое «эпифании».
📍 Любимое слово раннего Джойса — «эпифания». Слово взято из католического лексикона: эпифания — это Богоявление, миг, когда человеку спонтанно открывается божественное, в христианской сюжетике — поклонение волхвов, момент, когда в младенце Христе является Бог. Джойс соединил привычный ему богословский термин с эстетическими идеями Уолтера Пейтера (Патера).
📖 В Заключении к знаменитой книге «Очерки истории Ренессанса» Пейтер говорит об исключительных моментах, когда можно увидеть и почувствовать совершенство — больше всего таких моментов дает искусство. У Пейтера Джойс заимствует идею моментального, синтетического переживания, в котором заключено все сразу, из христианского Богоявления — ощущения чудесного в обыденном — но он отказывается и от эстетского, и от религиозного подхода.
✨ Эпифания по Джойсу может произойти где и когда угодно. Подслушанный разговор, попавшийся на глаза предмет — все может спровоцировать мгновенное озарение. В отличие от Пруста, Джойс не связывает это переживание с памятью: все происходит в настоящем времени.
🙇 Эпифания — это еще и изобретенный Джойсом жанр. С 1901 по 1904 гг. он записывал небольшие тексты, которые называл эпифаниями: 40 из них сохранились и были опубликованы. Они похожи на гибрид стихотворений в прозе, драматических сцен и дневниковых записей. Есть повторяющиеся персонажи (в их числе и сам автор и его семья) и есть случайные, ситуации бытовые и загадочные: обрывки разговоров на улице, дома, в церкви, флиртующие юные пары, похороны, танцы, сновидения. Например, такая странная встреча:
«Белый туман выпадает снежными хлопьями. Тропа меня выводит к полутемному пруду. В пруду что-то движется, какой-то полярный зверь с грубой рыжей шкурой. Я тыкаю своей тростью и когда он вылезает из воды, я вижу, что у него покатая спина и что он очень неуклюж. Я не пугаюсь и, тыкая в него быстро тростью, гоню его впереди себя. Он тяжело переставляет лапы и бормочет слова на каком-то языке, которого я не понимаю».
📝 Скорее всего, «Эпифании» — не самостоятельный текст, а проба пера, наброски к будущим рассказам и романам. Джойс в них нашел основу своего метода: в «эпифаниях» нет выводов и объяснений, только фрагмент реальности, который спровоцировал какое-то озарение.
Задание.
👀 Прочитаем еще одну «эпифанию»:
Она обручена. Она с ними танцует в хороводе — белое платье слегка развевается в танце, в волосах ветка белых цветов; глаза смотрят чуть в сторону, на щеках легкий румянец. На мгновение ее ручка в моей руке, будто изящнейшая покупка.
— Вы сейчас так редко сюда приходите. —
— Да, я превращаюсь в затворника. —
— А я встретила как-то вашего брата… Он так похож на вас. —
— В самом деле? —
Она с ними танцует в хороводе — плавно, неуловимо кружа, не отдаваясь никому. Белая ветка слегка сбивается во время танца, и когда она в полосе тени, румянец на ее щеках кажется ярче.
Какие ассоциации она у вас вызывает?
О том, почему 9-летний Джойс писал стихи об ирландских политиках
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день