angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Как правильно отдыхать

Практическая часть

Суммируем полученные знания и разберем тему на практическом примере, а в конце дадим списки литературы и кинолент.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Елена Ерофеева
Семейный и детский психолог, кандидат психологических наук, более 12 лет практики консультирования

Прочтем историю Венеры и Давида.

Давид — это выдуманный персонаж, на примере которого легче разобраться в теме. Давид, молодой человек Венеры, работает в офисе в рекламном агентстве и порядком устал. Наконец-то можно подумать и об отдыхе.

Давид уходит в отпуск 🏖

Заканчивается июнь, а вместе с ним и крупный проект, над которым работал Давид. Он берет отпуск на две недели. Обычно летом он уезжал на какой-нибудь курорт и не особо ломал голову, как проводить время на отдыхе. Давид бы хотел и в этот раз уехать на море вместе с Венерой, но ограничительные меры в связи с пандемией в мире не оставляют шансов, а ехать на переполненные российские курорты ему совсем не хочется. Венера, тренер по зумбе, тоже взяла отпуск и со свойственным ей деловым подходом запланировала каждый день каникул. Она пометила, где проходят самые актуальные выставки, нашла абонемент на лекции в музей и была очень горда собой. Она считала, что отпуск им надо провести с пользой, а не «тюленить» на диване. Давид не хотел расстраивать Венеру и поэтому не стал возражать.

Весь отпуск они ходили по выставкам, слушали профессоров и ученых. Давид никак не мог выкинуть из головы результат завершившегося проекта на работе, ежедневно смотрел рабочую почту и сообщения от коллег. Выставки его утомляли, он не очень-то разбирался в искусстве. Но зато увлекся решением математических задач, о которых узнал на лекциях и достал с полки шахматы. Венера по окончанию каникул чувствовала себя прекрасно и была полна энергии, а Давид как будто вообще не отдыхал, у него не было сил приступить к работе.

Как вы считаете, почему занимаясь одним и тем же, Венере удалось наполниться энергией, а Давид не сумел восстановиться? Какая у них сфера профессиональной деятельности и какой тип отдыха они выбрали? Какие у Давида были потребности? Что ему надо было предпочесть в качестве отдыха? Напишите свои ответы.

Разберем ситуацию наших вымышленных персонажей и выясним, почему Давиду так и не удалось восстановить силы во время отпуска в отличие от Венеры.

🕺 Венера работает в сфере физической культуры, она преподает танцы. Эта деятельность ориентирована на тело. Ее потребность в отдыхе лежала вне физической сферы — она сосредоточилась на интеллектуальной сфере. После посещения выставок и лекций она почувствовала прилив сил. Этот вид отдыха ей подошел.

🧠 Но Венера не учла, что такой интеллектуальный отдых совсем не подходит ее молодому человеку Давиду. Его работа связана целиком с интеллектуальной деятельностью. Ему нужен был отдых другого рода — физический, психолого-эмоциональный. Он почувствовал себя лучше, если бы сначала провел время пассивно, например, поиграл в компьютерные игры, дал себе легкую физическую нагрузку, а потом отправился покорять горные вершины, научился управлять мотодельтапланом или мотоциклом.

📲 Давиду не удалось полностью отключиться от рабочих дел. Переписка с коллегами и обдумывание проекта держали его в постоянном тонусе. К тому же он занялся шахматами и решением математических задач, а это тоже интеллектуальная деятельность. За время отпуска он не скомпенсировал то, чего ему не хватало в рабочий период. Попав в воронку истощения, он не вышел из нее через этапы отдыха: расслабление и восстановление, а потому не перешел на этап активизации.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь подведем итоги этого урока и вспомним главное, что успели узнать о правильном отдыхе.

🛋 Отдых — это деятельность, где эмоциональный отклик снижен и нет напряжения. В этой деятельности есть удовольствие, нет ответственности за других, конкуренции, ответственности за результат и вообще какой-либо нацеленности на него.

🌪 Воронка истощения, составленная профессором Мари Осберг, состоит из четырех стадий: увеличение нагрузки, стресс, истощение, эмоциональное выгорание.

🏃‍♀️ Жадность до знаний, впечатлений, высокий темп мешают полноценному отдыху. Она выражается в фразе: «Мне надо успеть везде».

💸 Эмоциональный голод и нежелание брать в расчет свои потребности выражается в установке: «Я на себя не могу тратить много и если тратить, то в крайнем случае».

🌲 Виды отдыха. Помимо того, что отдых делится на активный и пассивный, он может быть физический, интеллектуально-творческий, психолого-эмоциональный или комбинированным.

😓 Если после отдыха подъема сил и энергии нет, значит выбранный вид отдыха был неуместен, не отвечал потребностям. Часто после отдыха мы не чувствуем прилива сил, потому что не проходим последовательно все стадии восстановления: признание усталости, расслабление, восстановление, активизация.

🔋 Показатель хорошего правильного отдыха — после него мы чувствуем подъем сил и желание активизироваться, включиться в какой-то процесс, проявить себя в работе или другой деятельности. Отдых должен удовлетворять наши потребности и компенсировать то, чего не хватает в рабочие будни.

💆 Стадии восстановления: накопление усталости, расслабление, восстановление сил, активизация.

⛔️ Это не отдых. Совмещение отдыха и работы отдыхом не является. Также как не является отдыхом времяпрепровождение, где удовлетворяются потребности окружающих, но не наши собственные.

Как устроить достаточно хороший отпуск 👇

▫️ Договориться о потребностях и ожиданиях,

▫️ разделить ответственность,

▫️ обсудить правила общежития,

▫️ обозначить границы,

▫️ снизить свои ожидания,

▫️ выяснить все нюансы о местности заранее,

▫️ дать время на адаптацию,

▫️ добавить новизны,

▫️ развивать эмоциональную гибкость,

▫️ учитывать возраст.

📊 Планирование отдыха и нагрузки: сначала планируем слоты отдыха, а потом распределяем нагрузку. Должен быть короткий и длинный отдых в разных комбинациях, они должны быть регулярными и запланированными. Короткие: каждый час, паузы в середине и конце дня. Длинные: еженедельные минимум сутки, ежемесячные — на два или три дня, раз в полгода — на две недели минимум.

👊 Семьи чаще всего ругаются во время выходных, каникул и отпуска. Причины: они в постоянном контакте друг с другом, нарушается привычный образ жизни, личные границы, трудности в коммуникации.

Как остановиться и выделить время на отдых, не снижая своей продуктивности в работе и учебе. Ищем ответы в этих книгах.

📘 Арианна Хаффингтон. Выдохшиеся

📔 Джим Лоэр и Тони Шварц. Жизнь на полной мощности!

📘 Масуно Шунмио. Искусство заботы о душе

📔 Марк Уильямс и Денни Пенман. Осознанность

Перед отпуском смотрим кино о том, как другие проводят свои каникулы и что из этого получается.

📽 «Ешь, молись, люби» (2010)

🍿 «Мальчишник в Вегасе» (2009)

📽 «Три плюс два» (1963)

🍿 «Каникулы» (2015)

📽 «Пляж» (2000)

🍿 «Пляжный бездельник» (2017)

📽 «Дурдом на колесах» (2006)

курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;