Великие камерные певцы
Дитрих Фишер-Дискау
Фишер-Дискау — один из самых известных камерных исполнителей послевоенного периода и самых влиятельных певцов 20 века. Увидим, как диапазон его голоса позволял исполнять совершенно разные произведения.
Поговорим о творчестве еще одного великого камерного и, конечно, оперного певца — Дитриха Фишер-Дискау.
👤 Дитрих Фишер-Дискау родился в Берлине в 1925 году в музыкальной семье, что для того времени было не редкостью. Любительское музицирование было очень распространено и в Германии и вообще в Европе с 19 века. У нас эту традицию нарушила революция. Если говорить о Европе, то там даже те, кто не имел профессионально никакого отношения к музыке, все равно был с нею связан. Обучение музыке было одним из традиционных предметов в домашнем и школьном образовании. Дети, да и взрослые, часто пели на церковных службах, а по вечерам дома собирались любительские квартеты, где уровень исполнения был достаточно высок. Фишер-Дискау родился именно в такой семье и очень рано проявил интерес к музыке.
🎵 В музыку человек может прийти двумя способами. Бывает так, что человек живет, живет и вдруг у него обнаруживается голос — великолепный. Его кто-то замечает и приглашает заниматься, пара лет занятий с педагогом, и — дебют, успех, всемирная слава. Это один из традиционных итальянских сценариев успеха. Но не всегда такие певцы становятся глубокими музыкантами, настоящими философами. У них есть голос, техника, темперамент, артистизм, и часто они на этом останавливаются. Это не плохо — мы слушаем таких певцов с большим удовольствием.
➡️ А бывает, что общий интерес человека к музыке, к ее вопросам, к музыке как к феномену приводит его именно в пение. У Фишера-Дискау интерес был именно такой — он очень долго не мог определиться с тем, чем же ему заниматься: он пробовал и играть на фортепиано и дирижировать, занимался теорией музыки, и его работы, даже юношеские эссе, поражают зрелостью, глубиной взгляда и интересностью ума.
🛡 Как и многие немецкие юноши поколения середины 1920-х, он был призван в армию в 18 лет и отправлен на фронт в Италию. К счастью, он не был там ранен, попал в американский плен, где состоялся его первый дебют.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎶 Дитрих Фишер-Дискау дебютировал, исполнив цикл «Прекрасная Мельничиха» Шуберта, после чего вернулся в Берлин и решил стать певцом. Он поступил в ту же Высшую Школу Музыки, которую 10-ю годами ранее закончила Элизабет Шварцкопф, выпустился и потихоньку начал карьеру в Берлинской опере. Образованная публика его заметила сразу, он удостаивался хороших критических рецензий и, как молодой оперный певец, имел довольно неплохую карьеру. Его путь нельзя назвать выдающимся, и большая настоящая слава пришла к нему именно тогда, когда он сделал упор на камерную музыку.
🎵 Для оперы у него не было великолепных данных — он обладал прекрасно подготовленным техническим голосом, достаточным для оперной сцены, да и технически был прекрасно подготовлен. И хотя благодаря этой технике Дитрих Фишер-Дискау мог исполнять весь баритональный репертуар, все же в оперных залах сила звука имеет большое значение. Возможно, ему было тесно в рамках оперы, ведь и немецкая, и особенно итальянская опера — это искусство не слишком интеллектуальное: интеллект в нем всегда уступает чувственности.
♣️ Тип выразительности, который связан со средневековым площадным театром, не подразумевает той тонкости, которая интересовала Фишера-Дискау. Он, как и Элизабет Шварцкопф, в душе был настоящий художник — и зачем ему петь оперную партию, если возможности для выражения того, что он хочет выразить, в песнях Шуберта и Шумана гораздо больше.
🎭 Говоря о Дитрихе Фишер-Дискау, необходимо сделать акцент на его многоликости. Он великолепно умеет перевоплощаться, оставаясь при этом узнаваемым. Давайте послушаем три произведения: арию из оперы «Риголетто» («Cortigiani, vil razza dannata»), исполненную на немецком языке, музыкальный момент из кантаты «Carmina Burana» Карла Орфа на стихи вагантов (бродячих поэтов) и «Форель» Шуберта.
→ Дитрих Фишер-Дискау. «Die schöne Müllerin».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 час
Довольно странно начинать разговор про великого немецкого камерного певца с исполнения им известнейшей арии из итальянского репертуара — но, может быть, такое пресечение поможет нам кое-что высветить.
👂 Сравнивая эту запись арии с записями других баритонов, в основном, конечно, итальянцев, мы отмечаем две вещи. Первое — итальянские баритоны, которые, будучи итальянскими детьми, ходили в итальянскую оперу, с детства впитали ее традиции. По большому счету это зависело от их взглядов на искусство, но многие просто игнорировали авторские указания в угоду тому, как это было принято петь. А почему это было как-то принято петь? Кто-то из великих баритонов что-то исполнил и пользовался успехом, ему начали подражать, желая повторить успех, делали то, что любит публика — держали ферматы на высоких нотах, и даже вставляли высокие ноты, которые не были написаны автором, срывая аплодисменты, полностью забывая о драматическом смысле произведения.
🎵 Если послушать исполнение Дитриха Фишер-Дискау с нотами, то мы увидим, что он просто феноменально точен. Его немецкая точность и немецкая строгость сообщают этой музыке другое звучание. Не найдя привычной страсти, привычной бури гнева и потом исступленного плача, а слыша вот такую несколько холодноватую расчетливость, при которой остается живое чувство, начинаешь смотреть на этого персонажа по-другому. Теперь мы видим, что сама итальянская опера, которую мы ранее небрежно назвали площадным театром, сложнее и глубже устроена, чем это принято показывать.
→ Дитрих Фишер-Дискау. «Cortigiani, vil razza dannata».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
В том, что касается Estuans interius («Пылая внутри» — соло баритона) из «Carmina Burana» Карла Орфа, она тоже чрезвычайно яркая, и здесь мы слышим другую эмоцию — это вообще очень напоминает русское «шапку оземь и плясать». Давайте прочитаем ее текст.
😪 Мы слышим отчаяние, о котором говорится в таверне (сама часть называется «In Taberna» — «В таверне»), и о котором рассказывают за кружкой пива. Для чего? Для того, чтобы, с одной стороны, легче было пережить, а с другой — покрасоваться: «А вот как у меня все скверно». То есть это очень народный жанр. Многие народы, особенно серверные, в этом отношении близки друг другу. И каким-то непостижимым образом из разных областей, между которыми не было никакой связи, вдруг прорастают одинаковые обряды или одинаковые типы культуры — чудо!
🍺 Поэтому серьезность Дитриха Фишера-Дискау, которая является, пожалуй, неотъемлемым качеством его натуры, не совсем здесь подходит. Это очень лихая музыка, которая несется вперед в очень быстром темпе с резкими контрастами. Причем это контрасты не между трагичным и лиричным — это разные оттенки трагизма, эта музыка предполагает несколько более лихое исполнение, но чисто немецкое качество умеренности здесь тоже проявляется. Лучше этого исполнения, пожалуй, не найти, давайте слушать.
→ Дитрих Фишер-Дискау. Estuans interius.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Продолжаем говорить о Дитрихе Фишер-Дискау и разберем «Форель» Шуберта — одно из самых радостных, игривых и легких его произведений.
🎼 Фишер-Дискау подошел к этому произведению с присущей ему серьезностью: прежде чем спеть его легко, радостно, игриво, очаровательно, он глубоко обдумал — как именно будет выражаться эта игривость и легкость. Это певец, обладающий чувством музыки, и здесь мы слышим то, что можно назвать в полном смысле интеллектуальным пением. Здесь все продумано, просчитано, и все идет скорее от ума, нежели от сердца, но всегда с сердцем.
Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…
Причудницы форели в ней мчатся, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.
А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,
И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.
«Покуда светел, ясен ручей, — подумал я, —
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!»
Но скучно стало плуту так долго ждать, —
поток взмутил он в ту ж минуту
уж дрогнул поплавок,
Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,
а рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.
→ Дитрих Фишер-Дискау. «Die Forelle».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
«Ständchen», или «Серенада» Шуберта — это прекрасно известная мелодия, которая любима всеми певцами, многие изучают ее еще в консерватории. Говоря об исполнительском искусстве, сравним два исполнения этой вещи и поищем разницу.
🎵1️⃣ Первое исполнение было сделано тенором Рихардом Таубером — одним из великих оперных и камерных певцов. К слову о немецкой точности, он был одним из немногих, кто не поддался искушению тянуть высокую си в арии «Nessun dorma» из оперы «Турандот». Он исполнил ее на немецком ровно так, как это было написано в нотах.
🎵2️⃣ Второе исполнение — баритон Фишер-Дискау. Оба немцы, приблизительно одна и та же школа, то же внимание к частностям и к деталям, но сам посыл иной. Давайте разберем, почему.
⚡️ Вторая мировая война была трагедией для Европы, для России и вообще для всего мира. И то, как поет Рихард Таубер, это все-таки преимущественно довоенное искусство. В его интерпретации «Серенада» Шуберта — очаровательная безделушка, в которой нет ничего серьезного. Это просто милая уютная музыка.
🎤 Исполнение Фишера-Дискау — куда боле человечно. Он вообще не певец метафизики — он не улетает сознанием в какие-то заоблачные дали, но во всем его искусстве всегда есть глубочайшая человечность.
→ Рихард Таубер. «Serenade».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Дитрих Фишер-Дискау. «Ständchen».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
В завершение разговора про Дитриха Фишер-Дискау послушаем в его исполнении цикл «Зимний Путь» Шуберта.
🔊 Это достаточно поздняя запись, в ней нет очарования юности, но Фишер-Дискау здесь уже зрелый мастер, его искусство неизбежно становится глубже, а мастерство растет, юность заменяют уже другие черты.
🎼 Именно в вокальных циклах наиболее полно раскрываются искусство камерного певца и его умение выстраивать драматургию большого произведения. У певца нет ни режиссера, ни партнера по сцене, в общем — никаких помощников. И рассказывать большую историю довольно большого вокального цикла один на один с публикой, при этом удерживая ее внимание — это умение дорого стоит, и Фишер-Дискау в полной мере им владеет.
→ Дитрих Фишер-Дискау. «Winterreise».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 13 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день