angle-down facebook instagram vkontakte warning

Великие камерные певцы

Оперные певцы в камерном репертуаре: Кирстен Флагстад

Кирстен Флагстад — величайшая вагнеровская сопрано. Характер ее искусства вневременной — оно было необычным тогда, и остается таким же сегодня. Познакомимся с исполнительницей.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим об оперных певцах в камерной музыке, и камерных певцах в оперной музыке и сравним исполнения Кирстен Флагстад и Сета Сванхольма.

🔊 Мы уже послушали «Erlkönig» (песню Шуберта «Лесной царь») в исполнении Эрнестины Шуман-Хайнк, и это чрезвычайно популярное произведение очень показательно в смысле голосовых возможностей певца: какими красками он владеет, насколько он вообще гибок. Давайте возьмем двух значительных немецких оперных певцов первой половины 20 века, которые исполняли преимущественно вагнеровский репертуар, и сравним их исполнение.

☝️ Отметим перед сравнением, что для того, чтобы петь оперы Вагнера, совершенно необходим большой и выносливый голос. Если он есть, то полдела уже сделано. Способность певца к тонкой нюансировке, конечно, всегда играет ему на руку, но у некоторых ее не было, зато в их искусстве были другие достоинства.

👩🏻 Кирстен Флагстад — величайшая вагнеровская сопрано. Ее величие в том, что характер ее искусства вневременной. Вся когда-либо записанная музыка имеет некие приметы времени — мы можем отнести ее интерпретацию к эпохе или к стилистическому направлению. Искусство Кирстен Флагстад было необычным и для ее времени, и остается таким же необычным и для нас — это совершенно отдельная вселенная.

📻 Однако если мы послушаем «Erlkönig» в ее интерпретации, то она нас разочарует. Конечно, когда звучит текст отца, она делает свой голос глубже, он приобретает тембр почти как у меццо-сопрано. Когда вступает мальчик — она пытается свой голос высветлить, но все равно мы слушаем «Лесного Царя» и слышим Валькирию. У этого голоса есть достоинства, но гибкость — не в их числе.

Кирстен Флагстад. «Erlkönig».
Аудиопример
Время прослушивания: 8 минут

🎵 С другой стороны, это не значит, что Кирстен Флагстад была способна петь только Вагнера. Любимую многими арию «Erbarme dich» Кирстен Флагстад исполнила ровным чистым, очень красивым звуком который не имеет больших динамических контрастов и звучит как совершенный музыкальный инструмент, как орган, и оставляет самое приятное впечатление.

Кирстен Флагстад. «Erbarme dich».
Аудиопример
Время прослушивания: 8 минут

🎶 В исполнении другой песни Шуберта — «Des Mädchens Klage» («Плач девушки») — Флагстад звучит совершенно удачно. Здесь опять нельзя найти разнообразие, но чувства, которые есть в этой музыке, поданные с почти одинаковой интенсивностью, имеют свойство накапливаться. Мы вслушиваемся, мы погружаемся в состояние и таким образом проникаем в музыку Шуберта, и эта одинаковость служит для нас некоторым эмоциональным проводником.

Кирстен Флагстад. «Des Mädchens Klage».
Аудиопример
Время прослушивания: 4 минуты

А теперь давайте послушаем «Четыре последних песни» Штрауса в исполнении Кирстен Флагстад и затем сравним ее искусство с камерным пением Сета Сванхольма.

⭐️ Одна из самых удачных записей песен, которые сделала Флагстад, это «Четыре последних песни» Рихарда Штрауса — «Vier letzte Lieder». Они как раз вовсе не камерные, они написаны для большого звучного оркестра. В этой музыке есть расчет на то, что мощный голос певца будет парить над волнами оркестра. Здесь Кирстен Флагстад уместна как никто другой.

♠️ «Четыре последних песни» были написаны Штраусом незадолго до смерти, это рефлексия на тему смерти. Рихард Штраус, умиравший в середине 20 века и заставший многие его ужасы, потерял веру в благого Бога, в его некий замысел. Это произведение — прощание с жизнью без надежды, подготовка к тотальной неизвестности и самой большой тайне человечества. Вместе с тем, некоторая отстраненность, которая всегда присутствует в пении Флагстад, здесь очень на руку — мы как бы смотрим одновременно изнутри музыки и со стороны, и разворачивающиеся музыкальные пейзажи дарят нам удивительно возвышенные ощущения.

Кирстен Флагстад. «Vier letzte Lieder».
Аудиопример
Время прослушивания: 20 минут

👱‍♂️ Шведский вагнеровский тенор Сет Сванхольм как раз обладает той гибкостью, которой мы не находим у Кирстен Флагстад. Эту гибкость трудно найти у его более известных современников, таких как Лауриц Мельхиор, который владел всеми красками голоса, но просто не хотел петь тихо. У Лаурица Мельхиора был огромный мощный голос, он им наслаждался, он любил быть экспрессивным. Сет Сванхольм поступал иначе, и то, что мы услышим в его исполнении «Erlkönig» — это удивительный пример смешения чисто вагнеровской экспрессии и чего-то другого.

🎙 Это не вполне культура lied, это не вполне оперная культура — в этом есть некоторые элементы чувственности, присущей даже кабаре. Если взглянуть на первую половину 20 века и оперных певцов, исполняющих камерную музыку, пожалуй, Сет Сванхольм будет одним из наиболее интересных.

Сет Сванхольм. «Erlkönig».
Аудиопример
Время прослушивания: 3 минуты

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;