Великие камерные певцы
Элизабет Шварцкопф
Шварцкопф смогла стать как величайшей оперной, так и камерной певицей 20-го века. Давайте узнаем, чем она интересна, послушаем арию в ее исполнении, а затем переключимся на песенный репертуар.
👩🏻 Элизабет Шварцкопф прожила очень долгую жизнь — родилась в 1915 году, а умерла в 2006 в возрасте 90 лет. Как и многие певицы и певцы, она начала карьеру именно в опере, а к камерному репертуару обратилась лишь в 1950-е годы. И именно камерные исполнения послужили большим подспорьем в ее славе.
🗣 Начать с оперы, если иметь для этого подходящий голос, — это беспроигрышный вариант, потому что личную славу артиста подсвечивают и те, кто дирижируют, и те, кто ставят спектакль, и известные партнеры по сцене. Если взять примеры современности, то прекрасный лирический тенор Богдан Волков, хоть и участвовал в конкурсе оперных певцов «Опералия», стал известен преимущественно после того, как Дмитрий Черняков взял его в свой спектакль. Таким образом Богдан Волков вошел в определенный круг исполнителей и получил всеобщее признание.
➡️ То же самое произошло и с Элизабет Шварцкопф. Для оперы ее голоса было достаточно. Да, он не был очень мощным по сравнению с такими иерихонскими трубами, как у Кирстен Флагстад, но у нее была душа художника. В ее исполнении, за что бы она ни бралась, всегда была какая-то магия, которая приковывала внимание слушателей.
→ Элизабет Шварцкопф. Ария Микаэлы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Если попытаться с кем-то сравнить Элизабет Шварцкопф, то на ум придет Галина Павловна Вишневская. Давайте узнаем, чем были похожи их судьбы и творческие пути.
🧑 Обе они были приблизительно из одного поколения: Шварцкопф родилась в 1915 году, Вишневская — в 1926. Голос Вишневской был тяжелее — она полноценная лирико-драматическая сопрано, тогда как у Шварцкопф сопрано исключительно лирическое. Их голоса были похожи довольно небольшим объемом, хрустальной чистотой тембра и тем, что обе владели голосом с мастерством, переходящим все границы мыслимого.
🔥❄️ У них были разные темпераменты: Шварцкопф была холоднее Вишневской, но лучше чувствовала стиль. А в Галине Павловне было столько страсти, что люди в обморок падали на ее концертах, о чем говорят рассказы свидетелей событий.
→ Галина Вишневская. «Травиата».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 9 минут
→ Элизабет Шварцкопф. «Травиата».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
📜 Их судьбы в чем-то похожи — обе родились в очень трудное для страны время, обе пели с детства и неудачно нашли первых педагогов. Из-за занятий с одним преподавателем в музыкальном училище в Ленинграде у Вишневской пропали верха — она была вынуждена выступать в оперетте и вообще звучала как меццо-сопрано благодаря крепкому нижнему регистру. Про Шварцкопф тоже думали, что она меццо-сопрано, и обе певицы чуть не потеряли голоса.
⭐️ Шварцкопф родилась в Польше, недалеко от Познани, училась в Высшей Школе Музыки в Берлине имени Ханса Эйслера (сейчас она называется Hochschule für Musik Hanns Eisler) и начала выступать в Берлине. Однако по достоинству ее сумели оценить только в Вене — городе более строгом, чем Берлин, где сильнее связь с традицией, а публика и музыканты гораздо больше ценят тонкость и вкус. Поэтому первый крупный успех у Элизабет Шварцкопф случился именно в Венской Опере.
🏛 Галина Павловна Вишневская родилась в Кронштадте, где в годы войны пережила блокаду. Здесь она нашла себе педагога Веру Николаевну Гарину, с которой занималась частным образом и, не окончив Консерватории, прошла прослушивание и попала в Большой Театр. Самые лучшие карьеры в советское время делались преимущественно в Москве. Тогда Москва была городом более простым и менее возвышенным, чем Санкт-Петербург. Некоторая ленинградская холодность у Вишневской приобретала звучание холодного языческого огня — это слышно в ее роли Купавы.
→ Галина Вишневская. Ариетта Купавы из оперы «Снегурочка».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Запись «Четырех последних песен» Элизабет Шварцкопф сделала, когда уже достаточно серьезно занялась камерной музыкой. Давайте послушаем ее и обсудим особенности исполнения.
🔊 «Четыре последние песни» были записаны в 1966 году. Это произведение о смерти, и его трудно петь в молодом возрасте. Чтобы адекватно выразить этот взгляд, все-таки нужен некоторый опыт — и жизненный, и, конечно, творческий.
💬 Как и любое действительно великое произведение, «Четыре последние песни» дают возможность трактовки, в них заложен богатейший потенциал, и весь его невозможно проявить одновременно. Мы уже слушали запись Кирстен Флагстад, там есть потрясающая мощь голоса, который иногда звучит как похоронный колокол, а иногда как просто настоящая стена звука божественной красоты и ровности.
♥️ Шварцкопф берет другим — в ее исполнении прожита каждая фраза, каждое слово произнесено и пропето со смыслом и чувством. Из всех существующих сейчас трактовок, похоже, именно эта наиболее сложно сделана и наиболее глубока. Ее невозможно слушать фоном, но через нее воспринять «Четыре последние песни» проще, чем через какую бы то ни было другую. Кирстен Флагстад немножко давит своим огромным голосом, она предъявляет себя. У Шварцкопф здесь совершенно другое качество — она приглашает вслушаться.
→ Элизабет Шварцкопф. «Четыре последние песни».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 22 минуты
Давайте послушаем и обсудим «Лесного царя» Шуберта в исполнении Элизабет Шварцкопф.
🔊 Эта запись 1966 года в сопровождении фортепиано, и это просто жемчужина искусства lied. Здесь мы слышим, как голос служит певице инструментом для выражения всего того, что заложено в музыке. Нам даже не надо на нее смотреть, в голове рождаются яркие образы и картины, и уже где-то к середине забываешь, что это поет один человек. Элизабет Шварцкопф как лесной царь заманивает нас своим волшебством, и ее владение голосом, его красками и оттенками здесь на недостижимой высоте.
🎤 Элизабет Шварцкопф здесь сделает то, что, может быть, отчасти не умеют, а отчасти просто не готовы сделать многие оперные певцы, берущиеся за камерные репертуар. Она не стремится показать красоту голоса, его звучность, способности к колоратуре — все это было на высшем уровне. Здесь она не стремится взять высокую ноту, все ее исполнение подчинено только художественным задачам.
→ Элизабет Шварцкопф. «Der Erlkönig».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Давайте послушаем песню Франца Шуберта «An Die Musik» — «К музыке».
🎼 «К музыке» была написана в 1817 году, еще на заре этого жанра, но в ней заложено многое из того, что потом проросло. Это как голограмма всех lieder со всеми их возможностями. Это светлый гимн искусству, которое дарит надежду в то время, когда наступает темная ночь души. Это во многом смысл всего романтического искусства, возможность отвлечься от бытовых забот, от актуальной повестки дня и прикоснуться к тому, что дарит душе радость, покой, что обогащает и обновляет.
Du holde Kunst, in wieviel grauen Stunden,
Wo mich des Lebens wilder Kreis umstrickt,
Hast du mein Herz zu warmer Lieb entzunden,
Hast mich in eine beßre Welt entrückt,
In eine beßre Welt entrückt!
Oft hat ein Seufzer, deiner Harf entflossen,
Ein süßer, heiliger Akkord von dir
Den Himmel beßrer Zeiten mir erschlossen,
Du holde Kunst, ich danke dir dafür,
Du holde Kunst, ich danke dir!
🇩🇪➡️🇷🇺
Бесценный дар! Как часто в дни печали
Ты, исцеляя боль сердечных мук,
Уносишь мысль в заоблачные дали,
Лишь твой заслышу сердцу милый звук,
Лишь твой заслышу волшебный звук.
И, часто внемля вздохам арфы нежной,
Я, восхищенный. в облаках парю
За этот дар, за этот дар бесценный,
О музыка, тебя благодарю,
За этот дар благодарю!
⭐️ Эта песня очень популярна — наверное, она одна из самых известных произведений этого жанра. И здесь исполнение Элизабет Шварцкопф, вся жизнь которой была служением искусству в самом высоким смысле, очень совпадает с намерениями и пониманиями композитора. Небольшое вступительное слово говорит Джеральд Мур — выдающийся пианист и аккомпаниатор.
→ Элизабет Шварцкопф. «An die Musik».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
О некоторых изводах итальянской оперной эстетики
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день