Великие камерные певцы
Великие контральто: Андерсон, Ферриер, Бил, Шуман-Хайнк
В этой части узнаем, в чем специфика камерного пения и поговорим о четырех великих контральто первой половины 20 века. Уделим внимание Мариан Андерсон, Кэтлин Ферриер, Эуле Бил и Эрнестине Шуман-Хайнк.
Об эстетике камерного пения и его отличиях от оперы
В начале урока поговорим о четырех контральто первой половины 20 века. Кто-то из них застал еще конец 19-го, кто-то продолжил выступать и во второй половине 20-го, но их слава пришлась именно на первую половину прошлого века. Уделим внимание Мариан Андерсон, Кэтлин Ферриер, Эуле Бил и Эрнестине Шуман-Хайнк. Начнем с Мариан Андерсон.
❓ Кто такая Мариан Андерсон и в чем ее своеобразие?
👩🏾 Мариан Андерсон родилась в Филадельфии в 1897 году. Ее карьера была вынужденно камерной — ее голос вполне подходил для оперы, но из-за того, что она была афроамериканкой, ей долго был закрыт путь на большую сцену. Она проявила колоссальную силу воли и духа в столкновениях с предрассудками своего времени и сумела покорить своим искусством весь мир.
🎵 Великий тенор Джакомо Лаури-Вольпи писал, что тембр голоса Андерсон напоминает удивительный сплав контральто, меццо-сопрано и сопрано, где нельзя найти четкой границы между переходными нотами. Ее тембр действительно содержит все возможные краски: он одновременно и бархатистый, и темный, и яркий, и светлый. В нем есть и нежность, и металлическая звонкость.
💎 Уникальна и ее вокальная манера. Она может показаться неправильной из-за частого вибрато, которое обычно является признаком того, что певец слишком высоко берет дыхание — но когда речь идет о голосе столь своеобразном, к нему вряд ли можно применить те мерки, которые мы применяем к другим голосам.
📌 Отметим, что своеобразие голоса Мариан определено исключительно физиологией, но никак не расой. Физиология устройства человеческого голосового аппарата структурно одинакова у всех рас, и различия объясняются скорее фонетикой языка.
🔊 О записях Мариан Андерсон
🗣 Когда она начал выступать на радио в 1925 году — слава об удивительном голосе удивительной певицы прокатилась по всему миру. Среди сохранившихся записей есть и оперные арии, и произведения в жанре спиричуэлс, но поговорим мы об арии альта из «Страстей по Матфею» — «Erbarme dich», которая многим известна по фильму Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). «Erbarme dich» звучит из уст иронически насвистывающего Писателя (персонажи движутся по Зоне).
🎵 Есть множество прекрасных исполнений этой арии, и исполнение Мариан Андерсон здесь находится среди лучших. Во-первых, благодаря удивительному, ни на что не похожему голосу, а во вторых, Мариан Андерсон исполняет эту арию с тем чувством горения веры и с той чувственностью, которая характерна для спиричуалс и для идущей от сердца, не от ума, баптистской веры. Несмотря на небезупречное качество записи, это исполнение пробирает до дрожи.
⭐️ В ее исполнении также поражает отсутствие самолюбования или расчета на то, чтобы понравиться публике. Мариан Андерсон — настоящая артистка, художник высшей пробы, и ее трудно сравнивать с кем бы то ни было — слишком уж она индивидуальна, слишком она необычна, слишком одарена. Сравнить ее можно лишь с женщиной столь же одаренной вокально, родившейся в другой стране, в другой эпохе, но с такой же чрезвычайно трудной судьбой. Это обладавшая великим даром трагедии советская и российская контральто Лина Мкртчян. Она не очень долго выступала как певица, так как ушла в монастырь, но «Песни и пляски смерти» Мусоргского в ее исполнении так же пробирают до дрожи, как и искусство Мариан Андерсон.
✨ Дар Мариан Андерсон можно назвать даром чувства. Ведь как в ее тембре трудно разделить бархатистость и металлическую звонкость, так же и в чувстве, которое она выражает, трудно выделить радость и печаль. Это более или менее одно и то же монументальное чувство, которое содержит в себе все остальные.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🔊 Давайте послушаем записи Мариан Андерсон и сравним ее камерное пение с пением не менее талантливой Лины Мкртчян.
→ Мариан Андерсон. Ария «Erbarme dich».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
→ Мариан Андерсон. Сохранившаяся видеозапись.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 25 минут
→ Лина Мкртчян. Ave Maria.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Лина Мкртчян. Колыбельная М. И. Глинки.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ Лина Мкртчян. Amen. Allegro non molto.
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута
Давайте поговорим о Кэтлин Ферриер: узнаем, чем она отличается от других камерных певиц и обсудим три ее записи.
❓ Кто такая Кэтлин Ферриер и чем она интересна?
👩🦰 Судьба певицы Кэтлин Ферриер тоже была не совсем счастливая. Она родилась в 1912 году в Англии, и в очень юном возрасте была вынуждена зарабатывать на жизнь. Певческую карьеру Кэтлин начала только в 30 лет. Она училась петь частным образом, выступала в самодеятельности, после чего ее выдающийся голос заметили.
🔆 Карьера продлилась очень не долго — всего 11 лет, но она успела сделать несколько восхитительных записей. Ее голос по тембру был красивее чем у Мариан Андерсон, и несколько другой, чем у Лины Мкртчян. В нем слышна совершенно определенная школа. Если и Мариан Андерсон, и Лина Мкртчян — это два чуда природы, два свидетельства ее невероятной мощи, то Кэтлин Ферриер звучала более конвенционально. В ее удивительной красоты голосе не было ничего трансцендентного — не было ни абсолютного чувства, ни истовой религиозности, ни космоса или открытий. Ее искусство глубоко человечно, и в ее голосе слышны переживания и чувства умной, глубокой и очень чувствительной к миру женщины.
🔉1️⃣ Давайте сперва послушаем арию «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею». Ее исполнение «Erbarme dich» — это молитва отчаявшейся женщины. Здесь нет никакой метафизики, нет религиозности в смысле горения верой. Эта музыка — способ выразить отчаяние, когда не знаешь к кому обратиться, куда пойти и как справиться с трудностями. Когда обращаешься из своего, человеческого, не выходя за его пределы, к высшей силе:
Erbarme dich, mein Gott,
um meiner Zahren willen!
Schaue hier, Herz und Auge
weint vor dir bitterlich.
Erbarme dich, mein Gott.
🇩🇪➡️🇷🇺
Будь милостив, мой Бог,
В слезах мое моленье!
Посмотри,
Длится в сердце пред Тобой
Горький плач.
Будь милостив, мой Бог!
→ Кэтлин Ферриер. «Erbarme dich».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 8 минут
🎵 «Четыре строгих напева» Брамса были написаны им в 1896 году и исполнены чуть меньше, чем за год до его смерти. Это та традиция, которую продолжил Рихард Штраус — он тоже написал «Четыре последние песни». «Четыре серьезные песни» Брамса были созданы после смерти близкого человека — Клары Шуман.
📖 Брамс создал монументальный цикл из четырех песен на тексты из Библии. Первые три беспросветно мрачные, четвертая — надежда на воскресение и лучшую жизнь после смерти. В исполнении Кэтлин Ферриер, мы можем наблюдать один очень интересный эффект — все безотрадное и беспросветно мрачное выражено так, что погружает нас в экзистенциальную бездну. Этот эффект проявляется в четвертой песне, которая звучит торжественно и радостно, и даже светло, но сама стихия голоса Кэтлин Ферриер и ее облик несут в себе обреченность. Это добавляет человечности, ведь любая радость когда-нибудь закончится, как и все на этой земле имеет свойство кончаться. Жизнь в предощущении конца и радость жизни с этим предчувствием из всего искусства 20 века выражены здесь наиболее ярко.
→ Кэтлин Ферриер. «Четыре строгих напева».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 18 минут
🎼 «Песни об умерших детях» Густав Малер писал в течение трех лет — с 1901 по 1904 год. Исполнены они были впервые в январе 1905 года — это вокальный цикл для певца и оркестра, и в исполнении Кэтлин Ферриер — это плач о всех детях, погибших в войну. У Кэтлин Ферриер не было своих детей и, скорее всего, как человек очень сострадательный и чувствительный, она думала о тех, кто погиб в результате ужасов Второй мировой (Кэтлин Ферриер исполняла это произведение в 1950).
→ Кэтлин Ферриер. «Песни об умерших детях».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 23 минуты
Следующее контральто — Эула Бил, являет собой некоторую противоположность Кэтлин Ферриер. Это счастливая женщина, которая прожила очень долгую и радостную жизнь. Давайте узнаем о ней и ее таланте камерного пения.
👩🦰 Эула Бил родилась в 1919 году и умерла в 2008. Карьера Эулы Бил продолжалась чуть больше 10 лет и прекратилась только потому, что певица решила посвятить жизнь семье. Ее голос — контральто светлого тембра, не слишком большой мощности, но очень красивый. Ее искусство наполнено витальностью, светом. Даже если она поет музыку, которая подразумевает выражение чего-то мрачного, тревожного, тяжелого, она это делает как бы не всерьез, примеряя на себя, может быть, образ киноактрисы — Эула Бил действительно имела вполне голливудскую внешность.
🔉 Эула Бил исполняет «Erbarme dich», которая была записана по-английски с Иегуди Менухиным. На английском эта ария называется «Have mercy, Lord», и это наполовину изображение, наполовину переживание: здесь есть своеобразная голливудская экспрессия. Совершенно необязательно выворачивать душу наизнанку, чтобы тронуть сердца слушателей — достаточно умно и точно создать себе образ, и воплотить его актерски, что и делала певица.
→ Эула Бил. «Erbarme dich».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 7 минут
❤️ Романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал» довольно популярен в США и известен там в английском переводе. Это перевод вовсе не с русского, а с немецкого — стихотворение совершенного романтика Генриха Гейне. В исполнении Эулы Бил слушателю может не хватить принятой глубины чувства, будет заметна некоторая изобразительность. Это вовсе не плохо, ведь далеко не все искусство должно быть о драме. И романтизм, хотя и всячески приветствовал трагическое начало в жизни, не обделял вниманием и светлые, радостные моменты. Эула Бил — это как раз певица таких моментов с истинно американской легкостью отношения к жизни.
→ Эула Бил. «Нет, только тот, кто знал».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎭 Об актерском даре Эулы Бил можно вполне судить по исполнению песни Шуберта «Лесной царь». В этой песне на стихи Гете певец должен быть четырехлик — одновременно говорить
➖ и от лица рассказчика,
➖ и от лица мальчика, который скачет с отцом через лес,
➖ и от лица отца,
➖ и от лица лесного царя, который пытается заманить мальчика в свои сети.
🗣 Эула Бил здесь удивительно органична, потому что она вообще не пытается кем-то стать. Она прекрасно понимает, что ни тем, ни другим, ни третьим она не является. Она очень удачно подбирает выразительные средства. Давайте посмотрим, как мало она меняет для того, чтобы показать и подчеркнуть разницу между тем, от чьего лица исполняется отрывок текста — это заслуживает подлинного восхищения.
→ Эула Бил. «Лесной царь».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Теперь поговорим об Эрнестине Шуман-Хайнк — американской контральто австрийского происхождения.
👩🦱 Эрнестина Шуман-Хайнк относится к другому поколению, чем три предшествующие певицы. Начало и расцвет ее карьеры не были записаны: она родилась в 1861 году и прожила до 1936. До последних своих дней продолжала работать. Она училась пению в то время, когда строгих границ между оперным и камерным искусством еще не существовало.
🎶 Эрнестина Шуман-Хайнк была певицей совершенно универсальной. Она могла петь любой репертуар — немецкий, итальянский, она пела и Вагнера, и партию меццо-сопрано в финале 9-ой симфонии Бетховена, и камерную музыку. У нее была великолепного уровня настоящая немецкая школа пения и огромный не знающий усталости голос.
🔉 Если мы послушаем именно камерную музыку в ее исполнении, то экспрессия нам может показаться слишком яркой, контрасты — слишком сильными, даже неуместными. Мы привыкли, что камерное пение подразумевает некоторую интимность, задушевность и тонкость. Здесь расчет на переживания, а не на выражение. Но такова была традиция предшествующей эпохи.
📻 Очень интересно послушать «Лесного Царя» в исполнении Эрнестины Шуман-Хайнк сразу после исполнения Эулы Бил. Эта запись была сделана в 1927 году, одна из редких видеозаписей выступлений Эрнестины Шуман-Хайнк, где она уже в достаточно пожилом возрасте. Однако сила звучности и крепость ее голоса просто поражают воображение. Неудивительно, что с такими данными она выступала на оперной сцене в сложнейших Вагнеровских партиях, когда ей было за 70 лет.
📌 Обратите внимание на то, какие средства выразительности она использует — это практически только голос и мимика. Это чрезвычайно сложно. Для усиления экспрессии многие артисты и того времени, и особенно следующего, всячески машут руками, ходят перед роялем взад-вперед и иногда даже опираются на рояль в порыве чувства. Здесь мы видим то сценическое благородство, и ту правильную немецкую школу, которую все-таки унаследовали великие камерные певцы.
→ Эрнестина Шуман-Хайнк. «Лесной царь».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день