Великие камерные певцы
«Зимний путь» Шуберта
«Зимний путь» — один из самых масштабных романтических вокальных циклов, а также самых гармоничных и тонко устроенных с точки зрения драматургии. Сравним разные исполнения.
🎶 «Зимний путь» Шуберта — это квинтэссенция романтического образа странника. Wanderer (по-немецки «странник») — человек, который путешествует по свету в поисках чего-то, и мир отражается в его внутренних состояниях.
🎼 Важно, что это не собрание вокальных миниатюр. Хотя, конечно, среди всего цикла есть вещи, которые слушают наиболее часто и отдельно исполняют в концертах. Весь этот цикл следует воспринимать целостно.
➡️ Наш рассказ будет построен так: поскольку мы говорим о цикле в контексте исполнительского искусства, каждый из номеров будет исполнен каким-нибудь артистом. Все это будет в разных тональностях. Вокальные циклы и вообще всю камерную музыку, в отличие от оперных арий, принято транспонировать в удобной тональности. Например, «Четыре строгих напева» (или «Четыре серьезные песни») Брамса были написаны им сначала для баса, и несмотря на это, одно из лучших их исполнений принадлежит Кэтлин Ферриер. У нее был контральто — женский аналог баса, самого низкого голоса, но она смогла найти нужную краску для передачи художественного образа и создания смысла.
🎬 В финале нашей беседы о цикле мы посмотрим фильм «Зимний путь», где поет и играет английский тенор Иэн Бостридж. У фильма есть все приметы времени — они и в трактовке, и в том, как поет Бостридж, и в том, как фильм снят. Но Иэн Бостридж создал произведение за пределами времени, за пределами актуальности, за пределами романтической вокальной школы. Это выход за рамки всего — традиций, стиля. Как Шопен выходил за рамки жанров — так же часто делают и исполнители, наделенные настоящей душой художника.
→ Иэн Бостридж. «Winterreise».
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 час 17 минут
Цикл «Зимний путь» — это второй вокальный цикл Франца Шуберта. Он был сочинен им в 1827 году, за год до смерти, и отличается от «Прекрасной мельничихи». С одной стороны, он более зрелый, с другой — куда более мрачный. Давайте поговорим о нем в контексте эпохи романтизма.
🖤 Наши чувства за 20 век огрубились, и мы приучены культурой реагировать на крайности — на яркое или на отвратительное, или на какой-нибудь жесткий ритм, который может произвести впечатление на любого человека вне зависимости от его уровня культуры. Надо понимать, что степень чувствительности в эпоху начала романтизма была куда выше. То, что нам кажется сейчас чуть-чуть мрачным, тогда было просто ужасной трагедией.
🎧 Романтическую сентиментальность многие не воспринимают всерьез — общество устроено иначе, жизнь изменилась. Слушая этот цикл и вообще музыку эпохи романтизма, надо понимать, что она писалась и сочинялась с предельной серьезностью. Тонкое и внимательное отношение к внутреннему миру, как бы мы сейчас к нему ни относились, тогда превалировало среди людей, ведущих культурную жизнь.
🎶 Этот цикл на стихи Вильгельма Мюллера был написан в два приема — в феврале и в октябре 1828 года. В феврале Мюллер был жив, а в сентябре совершенно внезапно скончался, его смерть стала ощутимой потерей для интеллектуального мира того времени.
🗣 Оригинально этот вокальный цикл был написан для тенора и фортепиано. Тенор — поскольку этот голос считался наиболее подходящим для выражения тонкой лирики. Тенор всегда ассоциировался с любовными драмами: во времена романтической оперы носителем и переживателем любовных страстей всегда считался тенор.
❕ Интересная особенность данного вокального цикла, как и «Прекрасной мельничихи», состоит в том, что пианист в нем принимает такое же участие в создании художественного образа, как и певец. Сама партия пианиста технически не самая простая, но и не самая сложная — ей не сравниться с поздними бетховеновскими сонатами. Но от пианиста здесь требуется очень большая чуткость и тонкость — не только в видении своей партии, не только в умении самому ее расцветить, но и в искусстве найти баланс с певцом.
➡️ Пример идеального баланса можно услышать на записи Дитриха Фишер-Дискау и Святослава Рихтера — здесь два великих художника нашли друг друга, и результат этого краткого творческого союза стал совершенно выдающимся.
→ Дитрих Фишер-Дискау и Святослав Рихтер.
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 31:06
📍 Далеко не во всех представленных записях будет именно такая гармония — тем интереснее их слушать: не только наслаждаться прекрасной музыкой, но и искать недостатки, оттачивать вкус, занимать ум, придумывая, как это можно было бы лучше исполнить.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Будем слушать песни из цикла Шуберта «Зимний путь». Давайте начнем с первой песни.
🎵 Цикл «Зимний путь» начинается с песни «Gute Nacht». Это колыбельная, она необычно длинна для песен Шуберта, по длительности с ней может сравниться только «Лесной царь». В ней куплетные формы, сплошные повторы, небольшой переход в мажор ближе к концу. Одинаковые повторы должны убаюкивать, но производят обратное впечатление — эта колыбельная чрезвычайно мрачная и поется, скорее всего, самому себе.
Цикл начинается словами:
Fremd bin ich eingezogen, Fremd zieh ich wieder aus.
Что переводится как:
Чужим сюда пришел я, чужим и ухожу.
❔ Как пришел, кто, откуда, по какой причине уходит — это все нам остается неизвестным. Есть какие-то наброски про мать, про Нее, но здесь нет никакого изложения сюжета, как бывает, когда мы рассказываем какую-то историю другим, например: «Дело было так: пришел я в дом, там происходило то-то и то-то, меня не приняли, я был вынужден его покинуть». Нет, это внутренний монолог, монолог человека, которому совершенно нет дела до того, кто его услышит. Сюжета как такового здесь нет, он скорее эмоциональный — это пластичная, как ртуть, внутренняя жизнь проглядывает в песне.
🎶 Будучи первой, она, конечно же, задает печальное настроение покинутости, заброшенности и вечной чуждости. Мотив путешествия давно присутствует в культуре, его можно найти еще в мифах, но со временем он меняется. Здесь герой не пытается добыть золотое руно, это не поиск, у этого путешествия нет цели и, похоже, нет конца.
👤 Это путешествие от чувства чужеродности и отстраненности, которое не проходит никогда, и оно является интегральной частью этого героя. Отсутствие конкретики дает интерпретаторам и слушателям свободу — да, здесь есть связь со временем, отчасти есть эмоциональный сюжет, но ограничение чувств событиями повседневности здесь минимально.
🔊 Мы предлагаем послушать первые две песни в исполнении замечательного баса — Курта Молля, камерного и оперного певца с роскошным бархатистым голосом, с беспредельным нижним регистром. Он прекрасный артист и певец, замечательно чувствующий стиль. Но нельзя сказать, что он тоньше, чем Дитрих Фишер-Дискау, или аристократичнее, чем Петер Шрайер — в его исполнении есть другое качество, которое делает его привлекательным. Помимо фантастической красоты этого тембра он еще дает ощущение уюта, утешения — comforting, он обволакивает, создает комфорт, и именно это настроение замечательно подходит первой песне цикла.
💔 Все-таки какой-то сюжет мы можем уловить: лирический герой покидает дом, скорей всего из-за неудачной влюбленности — а для 20-х годов 19 века единственная удачная влюбленность та, которая заканчивается свадьбой.
→ Курт Молль. «Gute Nacht».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Давайте послушаем вторую песню из цикла Шуберта «Зимний путь» —«Die Wetterfahne».
🎵 Вторая песня цикла «Die Wetterfahne» — «Флюгер». Это одновременно может быть и взгляд на флюгер дома, и намек на тот факт, что сам этот путник теперь открыт всем ветрам. У этого путешествия нет никакого ясного курса, определенного маршрута — куда ветер подует, туда он и пойдет.
🔊 Эту песню мы тоже будем слушать в исполнении Курта Молля. Он сделал акцент на чувстве меланхолии, которое рождает вот эта потерянность — меланхолии и гнева. Вообще низкие голоса поют этот цикл спокойнее, чем высокие — возможно из-за тембра — трудно добиться этого щемящего нервного эффекта, который так замечательно получается у теноров. Они не то, что бы менее трогательные, а просто трогательные.
→ Курт Молль. «Die Wetterfahne».
Аудиопример
⏱ Время прослушивания: начиная с 5:36
💽 Это обложки пластинок цикла Шуберта «Зимний путь». Мы уже послушали несколько исполнений песен и предлагаем почувствовать себя в роли оформителя обложки этого удивительного и многогранного произведения.
Какие картинки могли бы стать обложкой?
Давайте посмотрим драму российских режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь» (2013).
🎬 Студент консерватории Эрик готовится к конкурсу вокалистов, репетируя песенный цикл Шуберта «Зимний путь». Он случайно знакомится с бездомным парнем Лехой и это знакомство перерастает в череду неоднозначных и порой странных событий.
📃 После просмотра предлагаем прочитать статью обозревателя журнала «Сеанс» Полины Рыжовой «Зимний путь»: робость влюбленных».
Как вы считаете, какое значение в фильме имеет музыка Шуберта?
Продолжим разговор о цикле «Зимний путь» и послушаем 10 песню.
🎵 Прелесть этого шубертовского цикла в том, что можно слушать его не по порядку. Можно включить его полностью задом наперед, можно переставлять номера. Там, где нет сюжета, есть состояние — почему бы и не изменить их порядок? Поэтому мы пропустим несколько песен и перейдем к 10, которая в русском переводе называется «Покой».
🗣 Сюжет таков: лирический герой, путник, странник, wanderer, находит приют в бедном доме угольщика, и хотя это дает отдых его телу, душа болит все сильнее — отдых без отдыха. Причудливая смесь внутреннего и внешнего характерна для романтизма: в мире больше не существует объективности и есть только какие-то элементы, пазлы бытия, которые складываются друг с другом и что-то рождают.
🔊 Эту песню для вас будет петь замечательный немецкий баритон Маттиас Гёрне. Обратите внимание, насколько меньше стала значить форма, насколько меньше здесь слышна школа, традиция. Его не очень большой, но колоссальный по тембровому богатству голос звучит гораздо ближе к речи, чем исполнение даже 1970-х и 80-х.
❕ Это часть большого процесса отказа от всего аристократического, сокращения дистанции между слушателем и артистом — здесь есть большое влияние поп-культуры. Нельзя сказать, что это плохо, но по этой записи чувствуется, что наступило уже другое время и другая расстановка сил — пока их координаты только вырисовываются, но вскоре мы поймем их яснее.
→ Маттиас Гёрне. «Rast ».
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Теперь мы слушаем 11 песню «Зимнего пути» — «Весенний сон».
💤 Герой засыпает в доме угольщика, но его будит крик петуха, и все происходящее кажется ему злой насмешкой. Это та эгоцентричность в восприятии мира, которая отчасти найдет отражение в произведениях Скрябина, о котором мы будем говорить на следующей неделе. Обратите внимание на то, как тонко, почти незаметно здесь угадывается радость и как музыкально в нее вторгаются интонации тревоги.
🗣 Эту песню мы послушаем также в исполнении баритона — Томаса Квастхоффа. Здесь тенденция несколько другая, чем та, которую представлял Маттиас Герне: Квастхофф прекрасно обучен — он занимался с великими певцами еще довоенного поколения. Несмотря на врожденные увечья, сумел стать выдающимся исполнителем преимущественно камерного репертуара, и его голос достал бы и до оперы.
🎵 Квастхофф чувствует и подчеркивает свою связь с великой традицией немецких камерных певцов, а живое чувство, которое есть у него в голосе, проходит строгую огранку традиций. Любая традиция формируется из социальных практик, это процесс взаимодействия и взаимовлияния. Но когда традиция фиксируется и становится каноном, всегда есть два пути обращения с ней — это поддержание и разрушение. И традиция — форма, которая всегда требует того, чтобы быть наполненной, пока ее наполнение естественно, никаких проблем не возникает. Но в силу послевоенной немецкой денацификации, где вместе с плохим убирали и многое хорошее, было неприлично любить немецких романтиков. И Маттиас Герне пытается собрать из этих элементов традиций нечто новое, дополнить их, расширить, а Томас Квастхофф цементирует эту традицию. Опять же в этом нет ничего плохого — это то, как работает культура в любое время и в любом месте. Созидание и разрушение в ней постоянно чередуются и часто неразрывно связаны.
→ Томас Квастхофф. «Frühlingstraum ».
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
12 песня — «Одиночество» — завершает первую часть цикла. И если мы представим, что он не продолжен, картина получается действительно мрачной. Впрочем, когда мы слушаем продолжение, она не становится яснее. Давайте обсудим и послушаем.
👤 Здесь герой приходит к какому-то относительному балансу, опять состоянию пути. Он движется и поет о том, как «грозовое облако идет по ясному небу, так и я иду один чуждый всему и всем». Раньше герой страдал от бурь, теперь он страдает от их отсутствия — потому что в буре можно забыться, а это действительно совершенное воплощение длительного периода душевных метаний, когда ничего не приносит покой и утешение. Даже сон — как мы слышали в прошлой песне — прекращается, может в любой момент прерваться и оказаться обманом, иллюзией.
🎵 Герой ушел из дома, где он был не рад, где он был чужим, и он вообще отказался от понятия дома, заменив его понятием пути. Мотив одиночества был чрезвычайно распространен в романтическом искусстве — как одиночества со знаком «+», одиночества как условия для переживания возвышенного, так и со знаком «-» — одиночества как тотальной непонятности всеми.
💙 Семена, заложенные этим мировоззрением, мы можем потом встретить во всем пространстве европейской культуры: это и одиночество Ашенбаха в «Смерти в Венеции», новелле Томаса Манна, это и слова Хайдеггера о том, что, доходя до определенной границы, чем ближе мы пытаемся стать к объекту любви, тем дальше он от нас отдаляется, тем очевидней пропасть, которая лежит между двумя. В искусстве романтиков это чувство одиночества содержится в дистиллированном виде — именно чувство. Например, в музыке Шопена, о которой мы говорили на прошлой неделе, если постараться, его можно найти примерно в каждом пятом произведении, но об этом никогда не говорится прямо. Вообще романтизм всегда связан с фигурой молчания, с неизвестностью — каждая фраза здесь намек на образ, а не скульптурная лепка.
📝 В эпоху классицизма текст выражал именно то, что выражал. Богатство всевозможных последующих трактовок туда не закладывалось. Классическое произведение — это замкнутая структура, и текст в нем не выражает ничего трансцендентного — в тексте классической пьесы есть ровно то, что там есть, никаких двойных, тройных смыслов. Отсылки и аллюзии, которые мы сейчас воспринимаем из эпохи постмодерна, выглядели для современников этих произведений совершенно иначе. Романтизм же — это искусство, где из одной точки открывается богатство возможностей, и певец в «Зимнем пути» хоть и движется, но всегда остается «странником над морем тумана», который все время возвращается в эту точку неизвестности. А шубертовский исход таков, что любой шаг в неизвестность будет несчастьем.
→ Натали Штуцман. «Одиночество».
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Эту песню «Зимнего пути» мы даем в исполнении контральто Натали Штуцман. И сам факт исполнения отражает третью тенденцию в современном исполнении этой музыки.
🎼 Несмотря на то, что и дамы в середине века пели «Лесного Царя», и, чуть отступая немецкой темы, Сергей Яковлевич Лемешев исполнял романс, где пел текст от лица женщины, именно как осознанная позиция — пересобирание культуры — это начало расцветать чуть позже. Нет, кончено, и Бригитта Фассбендер делала прекрасную интерпретацию «Зимнего пути», но это был скорее интересный творческий эксперимент, а исполнение Натали Штуцман — это уже в большей степени заявление.
🎵 Все становится очевидно, когда мы смотрим на контекст — традиционные гендерные роли разрушаются, из точки настоящего пересобираются истории. В конце концов, почему вместо лирического героя не может возникнуть лирическая героиня? Отвергнутая женщина, от лица которой ведется долгое повествование — это не самый популярный персонаж в романтической музыке, но почему бы не взять текст, который хоть и написан от лица мужчины, но говорит про чувства, знакомые любому человеческому существу.
❓ У Натали Штуцман в исполнении всего цикла слышна некоторая отстраненность и чувственность, которая здесь будто прикрыта пеленой. Она присутствует неявно и это дает удивительный эффект. Исполнение Натали Штуцман — это выход в метафизику, когда чувства одновременно существуют в двух пространствах — и в пространствах переживания, и в пространствах наблюдения за переживанием.
🎤 В отношении стиля здесь безусловно слышна долгая практика исполнения барочной музыки, и намеренная шероховатость записи, некоторое акустическое несовершенство. Слышно, как она берет дыхание — это сохранено намеренно и тоже помогает сокращению дистанции между артистом и слушателем.
→ Натали Штуцман. «Одиночество».
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
И, напоследок, поговорим про фильм «Зимний путь», который состоит из 24 частей.
🎹 Поет здесь английский тенор Иэн Бостридж, на фортепиано играет замечательный, тончайший исполнитель камерного репертуара Джулиус Дрейк. Иэн Бостридж стоит особняком среди прочих артистов, у него чрезвычайно интересный бэкграунд — до начала певческой карьеры он получил докторскую степень в Оксфорде, где защитил диссертацию по средневековому колдовству. Это типично английский интеллектуал, эстет, который строит броню смыслов над тонкостью чувств для того, чтобы ее было сложнее нарушить.
📕 Не так давно он выпустил книгу «Зимний путь Шуберта — анатомия одержимости». Она была переведена на русский и вышла в издательстве «АСТ». В ней нет большого количества музыковедческого материала, но зато Бостридж показывает себя как блестящий историк и знаток культуры, снабжая каждое произведение, каждую песню из «Зимнего пути», обильным комментарием. Он дает на нее взгляд не только в контексте времени и раскрывает значительную часть в поле ассоциаций, которое остается скрыто для тех, кто не очень знаком с эпохой и воспринимает эту музыку с дистанции.
🎬 Фильм именно благодаря личной душевной тонкости Бостриджа и его вкусу является, пожалуй, одной из самых успешных для нового века трактовок этого произведения. И особенно стоит отметить операторскую работу, которая выполнена в этом фильме на высшем уровне.
В этом уроке мы изучали камерное пение и слушали выдающихся камерных певцов. Давайте повторим, что мы узнали.
👩🦰 Мы поговорили о четырех контральто первой половины 20 века: Мариан Андерсон, Кэтлин Ферриер, Эуле Бил, Эрнестине Шуман-Хайнк.
👇 Послушали и обсудили
🔹 «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» — молитва отчаявшейся женщины.
🔸 «Четыре строгих напева» Брамса — монументальный цикл из четырех песен на тексты из Библии.
🔹 «Песни об умерших детях» Густава Малера — вокальный цикл для певца и оркестра.
🔸 Песню Шуберта «Лесной царь» — «Erlkönig».
👨 Мы поговорили об оперных певцах в камерной музыке и камерных певцах в оперной, сравнивая исполнения Кирстен Флагстад и Сета Сванхольма.
🗣 В исполнении Флагстад мы послушали песню Шуберта «Des Mädchens Klage» («Плач девушки») и «Четыре последних песни» Рихарда Штрауса — «Vier letzte Lieder». Они не камерные и написаны для большого звучного оркестра. В этой музыке есть расчет на то, что мощный голос певицы будет парить над волнами оркестра, и здесь Кирстен Флагстад уместна как никто другой.
👱♂️ Шведский вагнеровский тенор Сет Сванхольм уникален гибкостью, что особенно слышно в исполнении «Erlkönig».
👩🏻 Мы поговорили об одной из величайших оперных камерных певиц 20-го века — Элизабет Шварцкопф. В ее исполнении, за что бы она ни бралась, всегда была какая-то магия, которая приковывала внимание слушателей.
🔊 В исполнении Элизабет Шварцкопф мы послушали арию Микаэлы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе, а на примере «Травиаты» сравнили ее исполнение с исполнением Галины Вишневской.
🖤 В исполнении Шварцпкоф прожита каждая фраза, каждое слово произнесено и пропето со смыслом и чувством.
💎 «Лесной царь» в исполнении Элизабет Шварцкопф (запись 1966 года в сопровождении фортепиано) — жемчужина искусства. Здесь мы слышим, как голос служит певице инструментом для выражения всего того, что заложено в музыке, все ее исполнение подчинено только художественным задачам.
👨🦱 Мы поговорили о творчестве еще одного великого камерного и, конечно, оперного певца — Дитриха Фишер-Дискау. В его исполнении мы послушали три произведения: арию из оперы «Риголетто» («Cortigiani, vil razza dannata»), исполненную на немецком языке, музыкальный момент из кантаты «Carmina Burana» Карла Орфа на стихи вагантов (бродячих поэтов) и «Форель» Шуберта.
❄️ Мы подробно обсудили вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта — квинтэссенцию романтического образа странника. «Зимний путь» является не только одним из самых масштабных романтических вокальных циклов, он еще и один из самых гармоничных и тонко устроенных с точки зрения драматургии, связи между частями, с точки зрения единого, цельного образа, который возникает перед нами.
🎵 Мы послушали первую песню «Gute Nacht» в исполнении Курта Молля — колыбельную, но чрезвычайно мрачную. Обсудили вторую песню цикла «Die Wetterfahne» — «Флюгер», где певец сделал акцент на чувстве меланхолии и сравнили ее с баритоном Маттиасом Гёрне.
🎶 Мы послушали 11 песню «Зимнего пути» — «Весенний сон» — в исполнении баритона Томаса Квастхоффа. Здесь Квастхофф чувствует и подчеркивает свою связь с великой традицией немецких камерных певцов.
🎹 12 песню — «Одиночество» — мы послушали в исполнении Натали Штуцман. Здесь особенно выражено, что романтизм — это искусство, где из одной точки открывается богатство возможностей, и певец в этом цикле хоть и движется, но всегда остается «странником над морем тумана», который все время возвращается в эту точку неизвестности. А шубертовский исход таков, что любой шаг в неизвестность будет несчастьем.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день