angle-down facebook instagram vkontakte warning

«Братья Карамазовы»: Достоевский в одном романе

Вставные тексты и сюжеты

С развитием сюжета в «Братьях Карамазовых» появляется все больше отходов от него, а герои все больше выражают себя в длинных монологах или даже текстах. Давайте посмотрим, что это за тексты, и узнаем, зачем Достоевский внедряет их в полотно романа.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александра Котовская
Переводчик, филолог-литературовед, лауреат престижных премий в области литературы и просвещения, в том числе именных стипендий им. А. И. Солженицына и А. Вознесенского

📘 Неудивительно, что самый оригинальный вставной текст принадлежит Ивану. В посвященной ему пятой книге «Pro и contra» Иван сообщает Алеше, что «выдумал и запомнил» поэму — она воспроизводится в главе «Великий инквизитор». Это не поэма, а прозаическая притча: для Ивана слово «поэма», возможно, ассоциируется с высокими литературными образцами, начиная с «Божественной комедии».

Этот текст после публикации зажил собственной жизнью. Его печатали отдельно, анализировали и комментировали, а философ и писатель Василий Розанов написал о ней целую книгу (1894), в которой через «Легенду о Великом инквизиторе» высказывает свое понимание Достоевского и всей русской литературы.

📖 Сюжет Иван придумал такой. В Испании 16 века, где правит инквизиция и сотнями жгут еретиков, является Христос. Он совершает чудеса, исцеляет, воскрешает девочку. Пожилой Великий Инквизитор, застав воскрешение, приказывает арестовать Христа, а затем допрашивает его в тюрьме.

🗣 Большая часть текста — монолог Инквизитора: Христос в ответ молчит. Инквизитор сознает, кто перед ним, но объясняет, что живой Христос церкви не нужен: им удалось установить идеальный порядок и добиться полной власти над людьми, основанной на «чуде, тайне и авторитете». Христос отвечает только поцелуем, и Инквизитор отпускает его, потребовав больше не приходить.

✍️ В этой истории видели сатиру на католичество и на все организованные церкви, памфлет против атеизма и материалистического цинизма и прообраз экзистенциалистских размышлений о свободе выбора. Достоевский, конечно, не зря позволил персонажам самостоятельно обсуждать такую трудную тему, а сам «промолчал».

👇 Достоевский вполне мог опубликовать притчу отдельно или включить в «Дневник писателя», зачем она встроена в роман❓

🖋 Сделав поэму частью диалога братьев, писатель сместил акцент с аллегорического размышления о христианстве на личное общение. Иван чувствует, что поэма не должна быть текстом: хотя он уже публиковал статьи, свое главное сочинение ему надо выговорить, и не любому собеседнику.

👬 В конце главы Алеша молча целует брата, повторяя жест Христа из «поэмы». Иван восклицает: «Литературное воровство!» — но тон его все же меняется. На самом деле Алеша до этого момента ведет себя противоположно Христу, придуманному Иваном. Он не молчит, а периодически переспрашивает, удивляется, взрывается негодованием и переживает за брата. Алеша не произносит ответной речи, не сочиняет свою версию, но он разрушает замкнутую, монологическую конструкцию, которую выстроил Иван.

➡️ Это значит, что «Великий Инквизитор» с участием Алеши и без него — два совершенно разных по смыслу текста. В одном Христос беспомощен и недоступен, в другом — нет второго пришествия, зато есть любовь и человеческий контакт. Алеша ближе всех персонажей Достоевского к настоящему «подражанию Христу», но он человек, и чудес — например, обращения Ивана — не творит.

«Русский инок», шестая книга «Братьев Карамазовых» посвящена старцу Зосиме и духовному пути Алеши. Давайте рассмотрим связь «Жития Зосимы» с основным сюжетом.

✍️ Достоевский говорил, что писал эту часть «для немногих»: он сознавал, что большинству читателей главы о Зосиме покажутся лишним отступлением. Глав всего три: только в первой мы видим обычный романный эпизод: Алеша приходит к умирающему старцу, а застает его «хотя с изможженным от слабости, но с бодрым и веселым лицом, окруженного гостями и ведущего с ними тихую и светлую беседу».

📖 Вторая глава книги — документ, написанный Алешей: «Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым». Третья — записанные Алешей же «беседы и поучения» старца.

👇 В чем роль Зосимы ❓

👤 Он отличается от всех персонажей тем, что находится как бы по ту сторону личных человеческих свойств и интересов: он обладает даром предвидения и видит целостную картину там, где все остальные ограничены своей точкой зрения. Зосима при этом персонаж живой и обаятельный, иногда комичный.

📿 Источники образа — старцы из Оптиной Пустыни, с которыми общался Достоевский во время работы над романом, а также некоторые святые: Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Серафим Саровский — то есть перед нами обобщенный отщельник-учитель.

👁 Но основная функция Зосимы в романе — не в том, чтобы демонстрировать собою христианский идеал или раздавать поучения. В большинстве эпизодов с его участием старец раскрывает ту сторону персонажей, которая скрыта от рассказчика и от них самих: он говорит Федору Карамазову, что тот стыдится себя, он видит страдание за выходками Мити и отчаяние за скепсисом Ивана.

🗝 «Житие» Зосимы в романе нужно прежде всего как ключевой этап сюжета Алеши. Его записи — изложение рассказов старца: Алеша исполняет типичную для него роль идеального слушателя. Важно, что Зосима сам не мог и не стал бы писать такие тексты: его стихия — устная речь, диалоги, и даже «поучения» состоят в основном из маленьких случаев из жизни.

↪️ «Биографические сведения» добавляют неожиданный поворот: оказывается, Зосима в прошлом был военным. Себя до обращения он описывает почти как двойника Мити: «существо почти дикое, жестокое и нелепое» (вероятный прототип этой части сюжета Зосимы — тезка Мити: святитель Игнатий, бывший подпоручик Дмитрий Брянчанинов). На внутреннем преображении и превращении офицера Зиновия в монаха Зосиму «житие» обрывается: в контексте романа это вся нужная нам информация.

⛪️ До шестой книги кажется, что Алеша идет по стопам Зосимы, но из биографии старца ясно, что у них мало общего. Смерть старца ломает ожидания дважды. Зосима перед кончиной настаивает, чтобы Алеша покинул монастырь: его ждет иное служение. А после смерти автор отказывает в Зосиме в знаке святости: тело поддается тлению.

📝 Алеша в своих записях никак не выражает себя, но сам их жанр говорит о том, что он уверен в святости своего учителя и старается имитировать традиционные тексты о святых. Чтобы обрести себя и исполнить наставление Зосимы, ему нужно выйти из этих рамок и найти собственный путь — что и происходит в следующей книге, которая называется просто «Алеша».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Вставными частями усложнения текста романа не ограничиваются. Вся десятая книга «Мальчики» внезапно уводит сюжет к новым персонажам. Давайте узнаем, зачем Достоевский так выстроил сюжет.

✍️ Достоевский снова использует эффект интриги. Мы читаем о непонятно откуда взявшемся новом герое — подростке-гимназисте Коле Красоткине, сыне молодой вдовы. Персонаж интересный: гордый, отчаянный, немного смешной. Но во всей первой главе книги Карамазовы упоминаются один раз и совсем вскользь. Только в конце рассказчик раскрывает интригу:

«Кстати: я и забыл упомянуть, что Коля Красоткин был тот самый мальчик, которого знакомый уже читателю мальчик Илюша, сын отставного штабс-капитана Снегирева, пырнул перочинным ножичком в бедро, заступаясь за отца, которого школьники задразнили „мочалкой“».

📍 Оказывается, в отдельных эпизодах читателя готовили к большому и серьезному сюжету, не связанному прямо с криминальными событиями. «Мальчики» — серия этюдов о подростках, прекрасно схватывающих жизнь на пороге между детством и взрослением. Они такие же типичные герои Достоевского, как и Карамазовы, — нервные, с болезненным самолюбием, глубокие, категоричные. Все мелкие сюжеты, связанные с ними, вертятся вокруг недетских тем — насилия, риска, смерти.

⚡️ Связь с основным сюжетом постепенно усиливается, и мальчики оказываются прямо вовлечены в сферу карамазовского влияния. Косвенно в книге о мальчиках появляются Иван, Дмитрий и Смердяков, но, к счастью, с ними активно общается Алеша. Тринадцатилетний Коля словно дублирует Ивана, пытается играть роль умудренного реалиста в диалоге с наивным «мистиком». Из всех двойников Ивана в романе Коля самый безобидный и восприимчивый, и Алеше удается найти к нему ключ.

📘 «Мальчики» — это пролог ненаписанной второй части «Карамазовых». Алеша здесь впервые берет на себя роль учителя, а не ученика или молчаливого слушателя. Младшее поколение в романе окрашено в более светлые тона, чем старшее, но главное событие — трагическое.

👤 Смерть Илюши Снегирева реализует буквально тему страдающих детей, которая в романе звучала постоянно — в сне Мити, в размышлениях Ивана, в детском воспоминании Алеши. Похороны в последней главе эпилога завершают эту линию и обозначают новое начало: Алеша впервые произносит речь, и это должно было стать точкой рождения его как главного героя.

Задание.

📖 В главе «Луковка» Грушенька рассказывает Алеше такую «басню»:

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел».

👇 Как вы думаете, зачем в романе нужен этот текст?

О том, зачем Иван пересказывает легенду о Богородице

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;